Об уровне финансовой грамотности населения страны и о том, как финграмотность может повлиять на профилактику конфликтов на производствах мы поговорили с директором Фонда "Международный центр экономической грамотности" Гульмирой Арбабаевой.
- Буквально на той неделе вы провели ряд мероприятий по финансовому просвещению граждан. В чем их «фишка», есть ли отличие от тех мероприятий, которые проводились ранее?
- Проблема развития уровня финансовой грамотности населения является относительно новой, очень интересной и чрезвычайно сложной, в частности, для регионов. Необходимо было придать этому процессу организованный характер, начать работу на местах.
Так, с 12 по 15 августа (включительно) текущего года совместно с Группой Казахмыс наш фонд «Международный центр экономической грамотности» реализовал пилотный проект по финансовой грамотности в Карагандинской области. С учетом того, что большую часть времени люди проводят на работе, эффективным решением явилось проведение серии семинаров и занятий по финансовой грамотности в трудовых коллективах на предприятиях Казахмыс.
Основная цель наших семинаров - формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся личных финансов, и защиты их прав как потребителей финансовых услуг.
На семинарах речь шла о том, что финансово грамотный человек не тот, кто получил финансовое образование или успешно «играет» на фондовых и валютных биржах, а тот, кто при наличии вариантов финансового поведения от «рискованного» до «излишне консервативного» выберет удобный ему вариант, взвешивая и оценивая возможные риски и выгоды.
Следствием такого поведения станет формирование уверенности в завтрашнем дне, повышение уровня доверия к органам государственной власти, финансовым институтам и дополнительный импульс к инвестиционному развитию региона.
- Вы объявили, что группа «Казахмыс» первой из корпоративного сектора выступила партнером проекта. В чем это выразилось?
- Это выразилось в том, что корпорация Казахмыс первой среди добывающих компаний обратила свое внимание на эту проблему, изменила подход к социальной ответственности через финансовое просвещение граждан на местах, и поддержала нашу инициативу об организации серии выездных обучающих лекций на тему финансовой грамотности среди сотрудников.
Выяснилось, что по итогам проведенного внутреннего опроса, 8 человек из 10 респондентов из числа работников Казахмыс имеет на руках кредит, и, возможно, не один. Немало среди них тех, кто имеет просрочки, выступал поручителем, и теперь испытывает ряд финансовых и психологических проблем. И все из-за незнания.
Стоит отметить, что это третий наш совместный проект с корпорацией Казахмыс. В рамках программы «Финграмота» для корпоративного телевидения компании (его зрителями являются свыше 50 тыс. сотрудников Казахмыс) мы провели ряд видеолекций, а также разработали и издали Памятку заемщика с описанием пяти главных шагов по выгодному получению кредита, с указанием полезных адресов, куда может обратиться потребитель финансовых услуг, с кратким глоссарием и т.д.
- Каким образом через «финграмотность» можно проводить профилактику конфликтов в трудовых коллективах?
- Многие трудовые конфликты, как показывает практика, случаются из-за денежного вопроса – не доплачивают, задерживают зарплату, не хватает денег до конца месяца, «на плечах кредит» и т.д. К примеру, когда половину зарплаты «съедает» кредит, психологическая напряженность в семьях возрастает. В глобальном масштабе такая ситуация отражается на социуме в целом.
Чтобы предотвратить это, необходимо учить людей делать правильные расчеты по денежной нагрузке на семейный бюджет, знать риски, оценивать их, грамотно разбираться в популярных продуктах и услугах финансового рынка.
По результатам проведенного нами совместно с партнерами (kaspi bank и BRIF Research) в начале 2014 года широкомасштабного исследования уровня финансовой грамотности, почти 40% населения не ведет учет своих доходов и расходов. Ряд опрошенных в курсе того, что семейный бюджет необходимо контролировать, но мало кто на практике умеет управлять своими деньгами грамотно.
Также люди совсем не знают о рисках. Многие не знают, куда обращаться в случае конфликта с финансовой организацией, и готовы сразу бежать в суд, так как больше не знают – куда. Абсурдно то, что около 15% опрошенных отметило в числе инстанций, защищающих права потребителей финансовых услуг, даже Министерство финансов…
Стоит также отметить, что информационно-просветительская кампания на региональном уровне неполноценна без участия СМИ. Поэтому цикл карагандинских семинаров по финансовой грамотности предусматривал однодневный семинар для местных журналистов.
Примечательно, что по итогам проведенного среди них теста на проверку т.н. финансового IQ коллективно журналистская аудитория в Караганде получила 6 баллов из 10. То есть, тройку с плюсом. Для тех, кто является носителем информации и каналом и источником информации, это весьма низкая оценка.
- Каков на ваш взгляд уровень финансовой грамотности на предприятиях отечественного медного гиганта – «Казахмыс»?
- Уровень финансовой и экономической грамотности работников на предприятиях Казахмыс оставляет желать лучшего. Но посредством семинаров мы получили хорошую обратную связь. Мы поняли потребности людей на местах, и то, что большинство наших граждан не в состоянии контролировать личные финансы, не осознает денежных рисков и во всем полагается не на свои знания и силы, а на государство либо на своего работодателя. Почти у каждого кредит, и в основном – потребительский, полученный на самые разные цели.
На втором месте - товарный кредит. Любопытно, что большинство людей после семинаров подходило к нам с вопросами – является ли рассрочка по товару кредитом или нет? Не у всех есть понимание, что рассрочка на самом деле тоже относится к понятию банковского кредита.
Также люди совсем не знают, что вклады гарантированы государством в размере 5 млн. тенге и из методов погашения знают только про то, что платят «ежемесячно одну и ту же сумму» (аннуитет).
В целом, они много чего еще не знают о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях финансовых организаций. Договор почти не читают, потому что много непонятных им терминов. При этом каждый из них - активный потребитель финансовых услуг (держатель карточки, заемщик и т.д.).
Кадровые службы предприятий Казахмыс посетовали на агрессивную политику банков. Как выяснилось, зачастую банковские сотрудники стремятся попасть на территорию предприятий с целью прорекламировать банковские продукты и услуги, естественно, с целью заполучить клиентов. Кроме того, при задержке заемщиками - сотрудниками Казахмыс - оплаты по кредитам, банкиры беспокоят кадровиков с претензиями и требованиями найти их клиентов. Такие жалобы мы слышали практически на всех предприятиях.
- Какие основные проблемы (пробелы в финграмоте) нужно отметить?
- Несмотря на популярность банковских продуктов среди населения, проведенное вышеуказанное исследование показало слабые знания респондентов о рынке депозитов и кредитов. К примеру, 50% казахстанцев, участвовавших в опросе, при возможности не будут платить по банковским кредитам. При этом большинство респондентов - 67% - считают, что за это грозит штраф, и только каждый второй (43%) отметил угрозу ухудшения кредитной истории.
Вопросы, которые требовали математического расчета (посчитать проценты и понять выгоду), вообще вводили в ступор многих респондентов. Здесь у жителей почти всех регионов неутешительные данные. Оказалось, что более-менее считать проценты умеют астанинцы и алматинцы, давшие правильные ответы – 43% и 31%, соответственно.
Удручающими были ответы респондентов по страхованию депозитов, что вполне объясняет отток депозитов в результате февральской sms-атаки на три известных казахстанских банка. Лишь 6% опрошенных знают сумму страхования депозитов – 5 млн. тенге. 43% респондентов вообще не в курсе того, что вклады физлиц гарантируются государством.
Исходя их этих данных, считаю, что Государственному фонду гарантирования депозитов необходимо проводить постоянную просветительскую работу с населением.
Еще один показатель, на который мы обратили внимание, это то, что 44% опрошенного населения хранит свободные деньги дома, условно – «под матрацем». Это свидетельствует о неграмотном управлении личными финансами, а также о недоверии населения к финрынку, и отсутствии знаний о финансовых рисках (деньги «пожирает» инфляция, их могут украсть воры и т.д.). На депозите предпочитают держать деньги всего 8% опрошенных казахстанцев.
Следовательно, с населением, в первую очередь, нужно работать по следующим направлениям: планирование и управление семейным бюджетом; депозиты и сохранность денежных средств; кредиты и кредитная история; права потребителей финансовых услуг; банковские договоры, взаимоотношения с банками.
- Каковы дальнейшие планы? Планируете ли проводить такие же мероприятия в других регионах?
- Первоочередной план для нас на данном этапе – вступление ОФ МЦЭГ в глобальное международное Движение по финансовой грамотности - Child and Youth Finance International (CYFI). Мы уже получили одобрение о нашем партнерстве, остались только формальности. Более того, уже участвуем в инициативах CYFI. К примеру, переводим на русский язык Глобальный отчет по финансовой инклюзии среди детей и молодежи во всем мире. Таким образом, будем полностью соответствовать своему названию «международный».
- А как обстоят дела с конкурсом проектов по финграмоте?
- В настоящее время, продолжается сбор заявок для участия в Конкурсе на получение грантовой поддержки по проектам, направленным на повышение финансовой грамотности населения и объявленный МЦЭГ совместно с нашим партнером - kaspi bank.
В целях прозрачности и открытости Конкурса, в рамках Программы «Просто о финансах» сформирован независимый Общественный совет, в состав которого входят 9 представителей финансового регулятора, видные общественные деятели, журналисты и блогеры – люди с активной гражданской позицией, желающие внести свой неоценимый вклад в развитие работы по повышению финансовой грамотности в стране.
Это режиссер Ермек Турсунов, Банковский омбудсмен Ерсерик Сийрбаев и Страховой омбудсмен Виталий Веревкин, советник председателя Национального Банка Республики Казахстан Олжас Худайбергенов, экс-депутат Мурат Абенов, ученый-экономист Магбат Спанов, журналисты Татьяна Батищева и Айдос Сарым, блогер Галым Байтук.
Именно члены Общественного совета определят соответствие поданных проектных заявок целям и задачам Конкурса, выскажут свои рекомендации по поводу их целесообразности и приоритетности реализации с точки зрения достижения цели и решения задач Программы.
Формирование общественного совета экспертов является важным блоком Программы, представляющим из себя публичную консультативно-экспертную площадку.
Идея создания Совета логична. Финансовый рынок имеет свою специфику, он сложен для большинства людей. Поэтому Общественный совет, в котором объединены видные представители различных сфер жизнедеятельности, не только известные эксперты в области финансов и экономики, поможет сообща определить – какой из конкурсных проектов лучше всего донесет идею финансовой грамотности до наших граждан.
Амир Алимжанов, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 974