Социум

Выборы 2023 — отрезвляющий урок для всех

Предвыборная ситуация складывается достаточно своеобразно. Население относится к партиям достаточно индифферентно. Во многом связано это с тем, что те же маслихаты вообще не были видны избирателю, а Мажилис фиксируется в общественном сознании не законами, а выступлениями по злободневным вопросам. Здесь ситуация весьма специфическая.

Избирателям неплохо известен ряд депутатов «Аманата», хотя основной спикер фракции по экономике Жамалов в новый созыв не идёт. «Профессиональные борцы» со «Старым Казахстаном» энтузиазма и доверия особо не вызывают. Хорошо известен прежний спикер Кошанов.

Проблема «Аманата», во-первых, в новизне бренда, а во-вторых, в том, что фракция старалась быть корректной по отношению к весьма непулярному правительству. В последнем, нужно отметить, только один человек пользовался авторитетом в обществе — экс-глава Минпроса Аймагамбетов, приход которого в партию действительно усилил её перед выборами.

Что касается бренда, то его продвижение идёт и узнаваемость есть, но «Аманат» не может использовать термин «партия Токаева», а отсылки к прежнему названию «Нур Отан» могут дать обратный эффект.

Более или менее устойчивый электорат есть у «Ак Жола». Хорошо известен её лидер Перуашев и ряд других депутатов. Очевидно, что новички изберут целью своих атак именно эту партию, чтобы отжать электорат. При этом Перуашев — сильный полемист и к спорам готов.

Базовый электорат НПК был привязан к её фракции. Скандалы, связанные с деятельностью Ертысбаева, практически перечеркнули все наработки. С одной стороны, в списках остались Конуров и Смирнова, но с другой — в комплекте идёт Ертысбаев и странная солянка, пришедшая вместе с ним.

У традиционного аутсайдера «Ауыла» кроме мантры о 40% населения, живущего в сельской местности (и за них никогда не голосующего) и абсолютно нехаризматичного лидера есть козырь в виде двух экс-кандидатов в президенты — Дайрабаева и Абден, который может в кои-то веки дать им парламентские перспективы, но на грани.

Про ОСДП говорить сложно: единственный более или менее узнаваемый человек в партии — это её зампред Алибаев.

Списки новичков — «Республики» и «Байтака» очень эклектичны. Устойчивый актив, чёткая идеология и узнаваемость как явление отсутствуют и набирать их будут в течение месяца агитации. Тут перспективы могут быть весьма широкие, но складывается впечатление, что свою популярность и шансы они измеряют через социальные сети, а это достаточно кривое зеркало.

Оценивать их реальные шансы сложновато, хотя эффект новизны и явная политическая поддержка сверху делает их ненулевыми. Надо понимать, что местные органы власти вряд ли смогут помогать более чем одной партии и будут больше заняты выборами в маслихаты. Этот фактор нельзя недооценивать.

Вообще, с таким количеством бюллетеней и конкуренцией выборы в Мажилис и маслихаты в будущем лучше разделять по времени.

Процесс подсчёта голосов будет весьма неоднозначным. Можно спрогнозировать многочисленные суды и скандалы, да и обвинения в низкой легитимности будущих одномандатников, ведь некоторые смогут победить с 15-20% голосов.

С другой стороны, партийная и электоральная система должны будут пройти проверку этими выборами. Для системы, в принципе, малоприятно, но очень полезно прохождение в парламент и маслихаты значительного числа независимых и критически настроенных депутатов.

Партии в массе своей ставку сделали не на тех, кого избиратель хотел бы видеть в парламенте, а на тех, кто по разным причинам хотел туда попасть. Возможно, выборы 2023 года станут отрезвляющим уроком для всех.

Данияр Ашимбаев, политолог

Другие новости

Back to top button