Зачем нужен университет спорта?
Спортсмен Айдар Махметов высказал своё мнение о строительстве в Казахстане национального университета спорта за 127 миллиардов тенге, передает Press.kz.
И так, в 2025 году в стране построят новый вуз, цель которого – «создать условия для подготовки высококвалифицированных тренеров для национальных сборных команд, спортивных менеджеров и психологов, научных работников для спорта высших достижений».
Обучение будет состоять из цикла «колледж — вуз». В колледже образование получат 500 человек, а в университете — 2560, в том числе 2500 студентов бакалавриата, 60 магистрантов и докторантов.
Вроде бы хорошая новость, которая вышла неделю назад. И вроде бы надо радоваться. Проблемы в нашем спорте – налицо. Оглушительный провал на Олимпиаде в Токио-2020 ещё не забыт. И, казалось бы, вот оно, решение проблемы. Но сразу возникает ряд вопросов.
Во-первых, что входит в сумму строительства университета спорта? Она очень немаленькая, особенно по нынешним, кризисным временам. Если это просто строительство «коробки», а, судя по всему, так и есть, то проблему это не решит. Значит, после окончания строительства понадобятся дополнительные средства на «интеллектуальное» оснащение университета. А также ежегодный немалый бюджет на его функционирование.
Во-вторых, делало ли министерство культуры и спорта РК анализ:
– Сколько факультетов спорта есть в остальных университетах. Какие из них ведущие, а какие – аутсайдеры?
– Какое количество специалистов и по каким направлениям они готовят? Востребованы ли эти специалисты на рынке?
– Сколько специалистов нужны Казахстану, в каких видах спорта и по каким направлениям?
– Сколько будут зарабатывать эти специалисты и что делается для удержания их в отрасли?
– Что делается для привлечения закончивших карьеру профессиональных спортсменов без профильного образования, но с огромным международным опытом выступлений?
– Налажено ли взаимодействие с ведущими мировыми спортивными университетами: Лафборо, Бирмингем, Экзетер в Великобритании; Кельнский университет спорта и Гейдельберг в Германии; Пенсильвания, Флорида, Мичиган в США; Квинсленд и Сидней в Австралии; Альберта и Макмастер в Канаде?
В-третьих, важным моментом является подготовка спортивных кадров по линии президентской программы «Болашак».
– Сколько специалистов и по каким направлениям (магистратура, докторантура, повышение квалификации) ежегодно получают путёвки в ведущие мировые вузы?
– Сколько специалистов было уже подготовлено? Где они трудоустроены? Ведётся ли целенаправленный мониторинг их профессионального роста? Выстраивается ли их карьерный план?
Ещё одним критическим моментом, это в-четвёртых, является подготовка специалистов для работы в международных организациях и федерациях по видам спорта, МОК, GAISF, ANOC и т.д. Это мягкое, высококлассное и долговременное лобби, которое обязательно принесёт свои плоды в виде медалей и укреплении авторитета Казахстана на международной спортивной арене. Но до настоящего времени в таких организациях работает лишь считанное количество казахстанцев. И чаще всего, они попали туда вопреки, а не благодаря. Потому что подобной выстроенной системы всё ещё нет, и никогда не было.
Над всеми вышеуказанными проблемами нужно было работать ещё вчера. Университет спорта нужен, но нужно ли ждать целых три года пока он будет построен? Лично я не понимаю логику, по которой строится отдельное здание для нового университета, в то время как здание EXPO всё ещё практически пустует. Его можно занять уже сейчас. Если не EXPO, то на правом берегу Астаны многие административные здания освобождаются, потому что ведомства переезжают на левый берег. Университет спорта можно запустить уже сейчас, чтобы он начал зарабатывать какие-то деньги и частично самофинансироваться.
Параллельно следует укрепить материальную и интеллектуальную базу факультетов спорта в других университетах по стране, пригласить туда опытных экспертов и преподавателей. Факультеты спорта на севере и востоке страны, а также в Алматы можно ориентировать на зимние виды спорта. Там для этого существуют все нужные климатические условия. Южные регионы и запад – на летние.
Сейчас из России массово бежит мужское население. Уверен, среди них также найдутся и несколько опытных преподавателей в области спорта. Нужно использовать любую возможность.
Мощные факультеты спорта следует уже сегодня открывать на базе Университета Назарбаева и в КИМЭПе и использовать их шикарную материально-техническую базу. Преподавание в этих вузах ведётся на английском языке, поэтому сразу можно закрыть несколько вышеуказанных направлений. Можно пригласить туда хороших зарубежных профессоров в области спорта.
И, самое главное, работать над исправлением ситуации в спорте необходимо начать незамедлительно. Если подходить к вопросу «системно», как модно сейчас говорить.
При таком подходе к 2025 году, когда построится здание нового университета, уже будет функционировать его наработанная за три года интеллектуальная база, сформируется основной костяк профессорско-преподавательского состава и будет подготовлен фактически первый выпуск нужных специалистов. Университет сможет сразу заработать в полную мощь, не теряя времени «на раскачку» и поиск нужных людей.
Но, судя по всему, лучше ждать пока построят новое здание за 127 миллиардов…