Вчера, 27 января, премьер-министр Серик Ахметов на расширенном заседании коллегии Министерства нефти и газа поручил соответствующим ведомствам объединить Генеральную схему газификации Казахстана с генпланом организации территорий страны. Про генплан территорий я где-то уже слышал… Позже вспомнил, что именно о нем говорил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев на памятном заседании правительства 11 октября прошедшего года, когда Глава государства устроил форменный разнос членам Кабмина. И мне стало любопытно, как гражданину РК, как человеку, родившемуся не в столицах: а утверждена ли эта, как тогда назвал глава МЭБП, Генеральная карта развития территорий страны? И вообще, обнародуют ли Единую госпрограмму регионального развития или генплан – это и есть, собственно, тот самый обещанный документ?
Кто в лес, кто по дрова
По сообщению BNews.kz, премьер вчера отметил, что в конце 2013 года Генеральная схема организации территории республики была утверждена. В связи с чем, мол, теперь необходимо увязать генсхему газификации страны с генеральной схемой размещения территорий. Поэтому Серик Ахметов поручил Министерству нефти и газа совместно с Министерством регионального развития до конца первого полугодия провести эту большую серьезную работу…
Вот те на! Значит, сколько я по своей журналистской специализации ни следил за данной темой, но проморгал такой стратегический документ?! Или может правительство пока не успело обнародовать столь важнейшую госпрограмму? – вы видели или читали о ней в официальных сообщениях?! Кстати, как этот документ точно именуется – то ли генеральная схема, то ли план, развития или размещения, территорий страны?! В конце концов, разве нельзя прийти к какому-то единообразию, чтобы не путаться, и четко обозначить столь важный документ… Но может потому министры до сих пор называют его по-разному, что он не доведен до ума?
Так или иначе, неделю назад, выступая на брифинге в СЦК при Президенте РК, министр регионального развития Болат Жамишев говорил о том, что (цитирую по пресс-релизу ведомства) «в данный момент Министерством регионального развития подготовлен очередной пакет изменений, куда дополнительно включены инструменты поддержки бизнеса из Программы развития моногородов, проекта программы развития малых городов и развития регионов, которую мы планируем принять в 1 квартале 2014 года». Значит, все-таки Генеральный план или Генеральная схема (а по третьей версии, и вовсе Генеральная карта) – и Единая госпрограмма регионального развития – это не одно и то же?...
Масла в огонь вчера подлил и первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, выступавший на коллегии Министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов (МОСВР). Он отметил, как сообщает ИА Новости-Казахстан, буквально следующее: «В правительстве работает межведомственная комиссия по региональной политике, которую я возглавляю». И пояснил, что комиссия создана для координации работы по реализации государственных программ и проектов, в которых задействованы несколько ведомств и министерств. «В ближайшее время мы проведем первое заседание комиссии, чтобы не повторить ошибки, за которые нас критиковали», - добавил Б. Сагинтаев, приведя в пример реализацию программы «Акбулак», которая неоднократно подвергалась общественному порицанию.
Тут, видимо, самое время вернуться к заседанию правительства 11 октября, так сказать, освежить для памяти. Итак, прослежу за нашумевшим заседанием Кабмина по сообщениям ИА Новости-Казахстан. Как отметил тогда Глава государства, «средства надо направлять туда, где мы получаем отдачу больше». «Создали колоссальное количество программ, – упрекал президент страны, – а денег не хватает. Нельзя так работать! Правительство должно подсчитать, сказать: вот это основное наше направление, где мы получаем средства и новые рабочие места, это мы будем делать, остальные пусть подождут», – заявил Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства в Астане.
Глава государства выразил недовольство тем, как МЭБП выполняет свои функции по координации регионов в части «правильного рационального размещения производительных сил»: «Почему одно и то же производство повторяется в одном месте, в другом месте, все строят цементные заводы, все строят железнодорожные вагоны, кто-нибудь подсчитал, насколько покрывается продажей или внутренним потреблением?», – вопрошал президент страны.
Глава МЭБП Ерболат Досаев со своей стороны оправдывался, что Минэкономики и Минрегионразвития завершают разработку «генеральной карты развития территорий, которая предусмотрит решение всех этих проблем по дублированию регионами одних и тех же производств, эта работа должна быть завершена в четвертом квартале 2013 года»: «Мы завершаем ревизию всех государственных отраслевых программ, и мы внесем четкие предложения какие программы можно вообще поставить на утрату или соединить с большими программами, соответственно, урежем выделяемые на них ранее средства. И перенаправим эти средства на реализацию в первую очередь индустриальной программы… У нас хромает вопрос нехватки инфраструктурного обеспечения проектов этой программы, мы хотим туда перенаправить эти средства», – пожаловался глава ведомства, которое, собственно, выполняет те же функции, что и Госплан при СССР.
По словам министра, правительство нацелено на то, чтобы скоординировать госпрограммы и «позволить регионам заняться внутренней межрегиональной интеграцией, которой сегодня у нас нет». «Каждый регион сегодня реализует собственную карту индустриализации, и говорит, и думает только о собственных проектах», – отметил Ерболат Досаев. Глава МЭБП признался, что сегодня реализуется много маленьких проектов, в то время как правительство ратует за крупные проекты, которые «создадут много рабочих мест, и на кластерной основе создадут вокруг себя много дополнительных производств», – заключил министр экономики.
Нужно бы качеством, не количеством
Итак, что-то более-менее проясняется?
Видимо, за основу Единой госпрограммы регионального развития возьмут принятую после трагических событий в Жанаозене в декабре 2011 года Государственную программу развития моногородов на 2012-2020 годы, где довольно подробно разработаны схемы дотаций и субвенций, а также направления, по которым должно произойти экономическое оживление в депрессивных населенных пунктах. Подробно рассказывать о ней – можно написать отдельную диссертацию, а не статью, однако хотя бы коротко здесь нужно остановиться.
Реализуемая в настоящее время Государственная программа развития моногородов РК на 2012-2020 годы является частью общей региональной политики государства.
Программа осуществляется в два этапа: пилотный – прошел в 2012 г., основной этап – 2013-2020 гг. (начальный период – 2013-2014 гг. и период уверенного роста – до 2020 года). К моногородам отнесены 27 населенных пунктов. Большинство из них – это моногорода с профилем добывающей промышленности с численностью населения до 50 тыс. человек. Лишь 2 города — Серебрянск и Аксу – относятся к сфере обрабатывающей промышлености.
В реализации Программы развития моногородов задействованы также и такие программы, как «Дорожная карта бизнеса-2020», «Доступное жилье-2020», «Питьевая вода», «Саламатты Қазақстан» и многие другие отраслевые и региональные программы (вроде, актуализированного в канун новогодних праздников «Комплексного плана социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района Карагандинской области на 2012 - 2017 гг.»).
Объем финансирования Программы моногородов в пилотном 2012 году за счет средств республиканского бюджета, по данным КИСИ при Президенте РК, составил порядка 6 млрд тенге, которые были выделены на первоочередные мероприятия по обустройству городов (освещение и озеленение улиц, сохранение фонда жилых домов и вывоз мусора, ремонт отопительной системы, установка дворовых детских игровых площадок, ремонт внутригородских автомобильных дорог, благоустройство площадей, улиц, и др.). Всего 98,6% этих средств были освоены.
В целом на реализацию программных мероприятий предусмотрены средства из республиканского бюджета на 2013 год – 34,1 млрд тенге, на 2014 год – 37,8 млрд тенге, на 2015 год – 48,3 млрд тенге. Структура распределения денег в общем выглядит следующим образом: 25% направляются на развитие малого и среднего бизнеса, 5% – на строительство арендного жилья и 70% – на поддержку инфраструктуры.
По мнению заведующей отделом экономических исследований КИСИ при Президенте РК Асел АБЕН, в целом можно отметить несколько основных факторов, негативно влияющих на реализацию государственных и отраслевых программ, в том числе и Программы развития моногородов: 1) недостатки действующей нормативной правовой базы (существующим законодательством недостаточно детализирован вопрос методологии оценки эффективности программ на стадии их разработки); 2) не закладываются поэтапные количественные и качественные показатели (индикаторы) реализации отдельных мероприятий, что не позволяет провести оценку хода реализации программы; 3) ориентация на освоение бюджетных средств, а не на достижение конкретных результатов; 4) низкий уровень привлечения к ответственности лиц, непосредственно ответственных за реализацию госпрограммы.
Впрочем, у правительства есть хороший опыт, когда развитие депрессивного региона производится не только за счет ассигнований из бюджета. Единственный общеизвестный пример, когда программа была не только детально расписана, обсуждена, но и утверждена решением Кабинета министров – актуализированный «Комплексный план социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района Карагандинской области на 2012 - 2017 гг.». В старую программу было дополнительно вписано 50 мероприятий, сумма ее расходов выросла сразу на 223,6 млрд. тенге – до 351,5 млрд. тенге. Но! Более миллиарда долларов – 160 млрд тенге – финансирование программы взяли на себя крупнейший работодатель региона «Казахмыс» и другие частные компании. Правда, жезказганский пример, видимо, скорее исключение, чем правило…
Пока же приходится констатировать, многочисленные госпрограммы по реанимации моногородов, принятые как в целом по стране, так и точечно по отдельным населенным пунктам и регионам, как показала практика, зачастую не приносят ощутимого результата. Поэтому, собственно, в позапрошлом году и было создано Министерство регионального развития. Которое, как отметил 11 октября на расширенном заседании правительства Глава государства, пока не выполняет своих задач, т. е. не реализует основную функцию – координации усилий различных ведомств и госорганов. Создается такое ощущение, что и сами члены Кабмина не всегда ориентируются в многочисленных госпрограммах. Что уж тут говорить о простых гражданах– жителях тех же Сатпаева, Степногорска, Аркалыка, Рудного или Жанаозена и других малых городов, селений и аулов, для которых все эти программы, собственно, и принимаются?
Юрий ЦАЙ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 472