Адвокат Зинаида МУХОРТОВА из города Балхаш Карагандинской области вот уже четыре года пытается доказать свою психическую адекватность. Женщина провела восемь месяцев в закрытой «психушке» Талгара, по соседству с серийными убийцами, маньяками и людоедами за то, что… пожаловалась на депутата Мажилиса Ерлана НИГМАТУЛИНА.
По соседству с людоедом
30 июля 2009 года группа балхашских адвокатов, в числе которых была Зинаида Мухортова, написала коллективную жалобу. В ней они доводили до сведения президента РК и партии «Нур Отан» о том, что в ход ведения гражданских дел активно вмешивается мажилисмен Нигматулин.
После этого против авторов письма было возбуждено уголовное дело по статье 351 (заведомо ложный донос), а в отношении Мухортовой на основании ходатайства потерпевшей стороны назначили принудительную психолого-психиатрическую экспертизу. Причем, карагандинские психиатры в течение месяца не смогли дать суду внятного заключения, больна она или здорова.
Тогда так и не признавшую своей вины правозащитницу отправили в Республиканский научно-исследовательский центр психиатрии и наркологии в Алматы. Там Зинаиде Мухортовой был выставлен диагноз: «бредовое расстройство в отношении конкретных лиц». 12 февраля 2010 года суд освободил адвоката от уголовной ответственности и назначил ей принудительное лечение.
С августа по сентябрь 2011 года она проходила курс интенсивного лечения сначала в ГУ «Республиканская психиатрическая больница специализированного типа», а затем ее отправили в… Республиканскую психиатрическую клинику тюремного типа в поселке Актас Талгарского района Алматинской области. Ту самую, где отбывает наказание самый известный советский каннибал, любитель пельменей из человечины Николай ДЖУМАГАЛИЕВ.
Почему адвоката за ложный донос упекли именно в такое лечебное заведение, - самый большой вопрос, который мучает ныне отечественных и зарубежных правозащитников. Ведь статья 92 УК РК ч.4 гласит: «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».
- 4 августа 2010 года суд вынес постановление в отношении меня о признании меня виновной и об освобождении меня от уголовной ответственности в связи с моей невменяемостью. И направил меня на принудительное лечение в поселок Актас Талгарского района Алматинской обл. С 12 января 2011 года я находилась в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Ситуация, мягко говоря, интересная. Адвокату, никогда не страдавшему никакими психическими заболеваниями, не состоявшему на учете у психиатра, поставили диагноз «хроническое бредовое расстройство» и упекли в одну «психушку» с людоедом Джумагалиевым! Там, по признанию г-жи Мухортовой, ей давали непонятные лекарства, избивали и оказывали психологическое давление, внушая, что она и вправду психически больна.
- В апреле комиссия, которая меня смотрела, задала вопрос, буду ли я обжаловать решение суда. Я ответила, что сама не могу обжаловать, поскольку меня признали невменяемой, и что его будут обжаловать мой адвокат и сестра.
После этого строптивого адвоката оставили еще на 2 месяца, до следующей комиссии. Памятуя о прошлом опыте, на вопрос об обжаловании решения суда, она ответила, что ничего уже не хочет. 22 сентября Зинаида Мухортова была освобождена. Заключение комиссии гласило, что состояние женщины не вызывает опасений и «возникает необходимость в назначении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра по месту жительства».
Однако, как говорит экс-адвокат, когда 23 сентября она с сестрой пришла в местную психиатрическую клинику, ставить ее на учет там отказались.
Кому Верховный суд – не указ?
Наверное, этим история злоключений Зинаиды Мухортовой и закончилась бы, если б женщина не решила отстаивать свои права дальше. Адвокат обжаловала постановление Балхашского суда от 4 августа 2010 года, подав документы в Верховный суд. В декабре 2012 года надзорная коллегия Верховного суда РК отменила решение Балхашского городского суда от 05.08.2010 в отношении Зинаиды Мухортовой и направила дело на повторное рассмотрение.
Балхашский городской суд вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении Мухортовой и освободил ее от принудительного лечения. Позднее коллегия Алматинского областного суда, рассмотревшая кассационную жалобу по этому делу, казалось бы, окончательно реабилитировала балхашского адвоката.
Однако 9 августа текущего года балхашские психиатры при содействии наряда полиции в очередной раз доставили Зинаиду Мухортову в психоневрологический диспансер г. Балхаша.
А 27 сентября на заседании кассационной коллегии Карагандинского областного суда по жалобе адвоката Зинаиды Мухортовой на принудительное помещение ее в балхашский психоневрологический диспансер 12 декабря 2011 года, чаша весов Фемиды вновь колыхнулась в обратную сторону. В отсутствие истицы и ее представителя судьи практически согласились с доводами ответчика, зам. главврача балхашской «психушки» Рысбека ИСКАКОВА: если Мухортова не прекращает жаловаться, значит, ее надо лечить. Принудительно и усиленно.
На вопрос судей о том, на каких основаниях Мухортова была принудительно госпитализирована 12 декабря 2011 года, врач ответил так:
- Есть Кодекс законов «О здоровье народа». По этому Кодексу есть статья. Если человек опасен для себя или для окружающих, то он госпитализируется без согласования с кем бы то ни было. Есть свидетели, факты, это судом рассмотрено. Это решается тремя врачами. Когда скорая ее привезла, мы ее осмотрели, и три врача дали заключение, что ее надо срочно госпитализировать.
Затем психиатр посетовал на то, что прокуратура города Балхаша настаивает на повторном ее освидетельствовании в психоневрологическом диспансере города Астаны.
- Мы проведем, - кипятился доктор. - Но суть от этого не меняется. Если смотрел республиканский центр, то как могут в Астане, где обычная психиатрическая больница, такая же как у нас, изменить диагноз? 24 сентября по рекомендации Комитета контроля за лечением наших больных приехали три врача из Алматы. Все с учеными степенями. Их консилиум рекомендовал усилить лечение, увеличить дозировки лекарств.
…До недавнего времени по настоянию прокуратуры Мухортова проходила обследование уже в столичной «психушке».
Жалоба = бред?
По завершении заседания экс-главврач балхашского психоневрологического диспансера Рыспек Искаков согласился разъяснить, какие именно симптомы в поведении и поступках Зинаиды Мухортовой он считает признаками «бредового расстройства». Интервью психиатра, записанное на диктофон, мы публикуем без редакции.
- С чего изначально вы вообще решили, что Мухортова психически больна?
- Это началось с жалоб во всевозможные организации на политических деятелей, на госслужащих. Сначала это было незаметно, якобы ей нанесли ущерб. А впоследствии эти жалобы стали разбираться вплотную, они были все несостоятельны. Все жалобы буквально. Сегодня вы видите, из Балхаша приходится ездить сюда, чтобы доказывать, что Мухортова больна.
- У нас много граждан на что-то жалуются. Например, в Караганде многие сейчас жалуются на отсутствие горячей воды, на некачественный ремонт дорог. Можно ли считать этих людей уже больными?
- Если бы тут были политические подоплеки… Но тут (в деле Мухортовой – авт.) есть много политических подоплек, поэтому
этот вопрос приобретает более широкий резонанс.
- То есть, если жалобы касаются политических деятелей, тогда жалобщики признаются психически больными?
- Нет, она (Мухортова – авт.) дискредитирует госслужащих, политических деятелей. Это же действительно не норма, если абсолютно эти люди не заслуживают того. Зачастую в ее жалобах это присутствует. То есть, эти видеоконференции, видеоролики. Просто ее используют как рупор.
- А сколько было написано жалоб, на основании которых ее сочли ненормальной?
- Бредовые идеи возникают не сразу. Сначала бывает объект. Один объект. Потом, если вдруг этот объект исчезает из поля зрения, как в данном случае – умерла Роженцева, она нашла другой объект - Нигматулина. А потом зона ее жалоб необоснованных расширяется. И всегда это подхватывается людьми.
- Мне по роду работы приходится тоже писать критические материалы. Не сочтут ли меня неадекватной на этом основании?
- Нет, и мы можем жаловаться. Один человек может десятки жалоб написать. Обоснованных!
- Позвольте, зачастую в полицию пишут заявление, а они говорят – нет оснований для возбуждения уголовного дела. И что, это показатель?
- Это другое! Мы сейчас говорим о другом совсем. Бывает, что болезнь приняла такой оборот, когда на всех жалуется уже. То есть, бредовые идеи отношения, бредовые идеи преследования, бредовые идеи, которые не находят подтверждения…
- На кого Мухортова жаловалась на тот момент, когда ее определили в талгарскую психушку?
- На адвокатов. Это были ее коллеги. И адвокаты выигрывали дело, допустим, а у нее не выходило. И вот она на этих адвокатов все время писала, жаловалась. Несколько человек балхашских адвокатов. Она (Мухортова – авт.) работала в адвокатской конторе, ее по несостоятельности, скорее всего, по неграмотности ее почему-то отодвинули. У нее это осталось, и началось это с адвокатов, а потом эта болезнь приняла более широкий круг.
У нее начались бредовые идеи отношения, а потом они переросли в бредовые идеи преследования. Якобы ее преследуют незаконно. Вот она, допустим, из Талгара два года назад, извините, вышла. Казалось бы, за это время можно было устроиться адвокатом, работать и т.д., но она ни один день не работала. Ни один день! Она только пишет жалобы, жалобы, жалобы. И нашла объект почему-то – врача. Вот, допустим, ее осудили, не пишет же на судью. А тем, которые комиссионно врачи сделали документам, она ни одному не верит.
На международном уровне…
Между тем, дело 56-летнего адвоката из Балхаша Зинаиды Мухортовой привлекло внимание международных и отечественных правозащитных организаций. Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности распространило заявление, в котором потребовало немедленного освобождения Зинаиды Мухортовой, а также привлечения к ответственности всех лиц, виновных в нарушениях законности, допущенных при насильственном удержании Мухортовой в психоневрологическом диспансере.
Депутат Европарламента Никколо Ринальди даже отправил официальный запрос министру здравоохранения Казахстана с просьбой лично разобраться в деле юриста. Недавно казахстанские правозащитники сделали доклад по делу Мухортовой на очередной сессии ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве.
Однако балхашские психиатры стоят на своем: Зинаида Мухортова психически больна и нуждается в принудительном лечении.
Тем не менее, официальный представитель помещенного в психушку адвоката Амангельды ШОРМАНБАЕВ заявил, что намерен обжаловать постановление кассационной коллегии в Верховном суде.
- Даже тот факт, что заседание прошло в отсутствие истицы, уже дает повод для обжалования, - пояснил он корреспонденту «Матрицы.kz».
Остается надеяться, что это запутанное дело «распутает» высшая судебная инстанция страны.
На прошлой неделе, после обследования в столичном психоневродиспансере, Зинаида Мухортова оказалась на свободе. Надолго ли - самый большой вопрос. Правозащитники, занимающиеся делом "репрессированного" адвоката, уверены, что балхашские психиатры не сдадутся, ведь речь идет об их компетентности.
А между тем, 4 ноября в Карагандинском областном суде назначено слушание по апелляционной жалобе Зинаиды Жуматаевны, на котором она намерена присутствовать лично.
Айдана АХМЕТОВА, Караганда
Просмотров материала: 8 286