Скандал вокруг имени певца Кайрата Нуртаса и беспорядков в Алматы не утихает. Ведь таких масштабных погромов южная столица не знала со времен декабрьских событий 1986 года. По мнению политологов, банальные беспорядки могут иметь более серьезные последствия социально-политического плана. Своим мнением с «МАТРИЦА.kz» поделился очевидец событий, секретарь Алматинского горкома КНПК, политолог Елнур Бейсенбай.
Хватит врать
По мнению Елнура Бейсенбая, ответ на непраздный вопрос «кто виноват?» не так прост. Целый спектр ошибок и неблагоприятных социальных обстоятельств повлияли на взрыв «народной революции». Одной из главных причин бунта «меломанов» собеседник считает лживость казахстанской рекламы:
– Во-первых, по всей Алматы были вывешены рекламные баннеры, где время начала концерта значилось как 19 часов вечера 31 августа. Плюс крупная фотография Кайрата Нуртаса, и только внизу мелким шрифтом о том, что будут финалисты какого-то караоке-шоу. То есть народ с 19 часов вечера ждал сольного концерта Нуртаса. Лживая реклама – роковая ошибка организаторов. Концерт начался с опозданием. Вначале выступали финалисты караоке-шоу, а Кайрат вышел на сцену поздно, около 21 часа – народ томился долго, практически два часа, ожидая звезду, страсти накалились. Я был в числе зрителей, и знаю, что любой человек, долго ожидая, может выйти из себя.
Еще одна ошибка – плохая организация. На шоу можно было беспрепятственно попасть с улиц Толе би, Саина, с задней стороны «Прайма», с нижней стороны проспекта Райымбека. Городской акимат отрекся от ответственности за инцидент, отметив, что, мол, акимат информировал руководство ТРЦ «Прайм-плаза» о том, что нельзя проводить массовые мероприятия в непредусмотренном для этого месте, но якобы организаторы понадеялись на свою службу безопасности.
Я считаю, это легкомысленное отношение к такому нерядовому мероприятию, где выступает мегазвезда казахскоязычной среды. К примеру, когда в один день Нуртас дает два платных концерта, у него на обоих концертах полный аншлаг. Считайте, если во Дворец Республики спокойно входит 5 000 человек, то можно было ожидать, что на бесплатный концерт придут 10 000 зрителей! Это можно было легко просчитать. Но численность публики предварительно не просчитывали, не ожидали, что будет столпотворение, соответственно, не готовились. Необходимо было грамотно и четко организовать шоу.
Не виноватый он
Сегодня в адрес певца звучат обвинения: «звезданулся», мог бы и спеть еще, не капризничать. В связи с чем многие задаются вопросом: а мог ли Кайрат Нуртас продолжить концерт и не допустить массовых беспорядков?
– Я, как очевидец, могу уверенно заявить, что Кайрат не виноват, – продолжает Е.Бейсенбай. – Когда Кайрат вышел на сцену, вся толпа ринулась к сцене, снесла перегородку. Пока он пел первую песню «Аурмайды журек», все было тихо. Но когда он остановился, и сказал «онер суйер каум», в его сторону полетела бутылка, начались крики, и со стороны улицы Саина начали стихийно прибывать новые зрители. Кайрат Нуртас – молодой, он в первый раз такое видит, может, он и хотел бы что-то еще спеть, но ему не дали. ОМОН его выпроводил, так как ответственность за его жизнь ложится на организаторов, он же звезда, его могли растерзать.
По словам собеседника, очередная грубейшая ошибка организаторов была в том, что ведущие вели вечер на русском языке, хотя основная часть зрителей собралась казахскоязычная.
– Ведущая вела себя некорректно, вызывающе, приказывая людям на русском языке: успокойтесь, стоп! А ее на самом деле никто не воспринимал: какой стоп, если они пришли послушать любимого певца? Она всем командует, выступает как генерал, обвиняет людей во всех грехах – вы сами виноваты, что Кайрат ушел, все, он больше не вернется! Это было воспринято зрителями как оскорбление, и могло спровоцировать недовольство.
Нуртас – казахский певец, который выступает на казахском языке, говорит на казахском языке, и первым делом организаторы должны были поставить казахскоязычного популярного ведущего, который мог бы успокоить толпу, на родном языке ведь все понятней, это совсем другая ментальность.
Психология толпы
– С политологической точки зрения есть такое понятие, как психология толпы,– продолжает Е.Бейсенбай.– Человек, который боится и единолично не может ничего сделать, проявляет свой потенциал в толпе. Там, конечно, были не совсем адекватные молодые люди, подвыпившие, которым захотелось раскрепоститься, показать себя, выплеснуть адреналин.
Психология толпы давит, достаточно пустить одну бутылку из-под пива, и все – бунт начался! Толпа озверела, били и ни в чем не повинных людей. Я видел таксиста, которому разбили все стекла в машине, он сам за голову держался. Камни и бутылки летели в здание «Прайм плаза», в полицейских, сцену сломали, аппаратуру, снесли кафе, 50 разбитых окон я насчитал в здании «Прайм-плазы».
Было огнестрельное оружие, скорее всего, это травмат, стреляли в окна «Прайма». Мои дети испугались, начали плакать. Возникло «вавилонское столпотворение»: на развязке Саина– Райымбека стояли по 2-3 ряда машин, на мосту скопилось около 2 тысяч человек, которые наблюдали, внизу бегали от полиции почти столько же. Меня полиция не задерживала. Я пытался успокаивать: вы что, жигиттер? Никто меня не слушал, конечно...
Извлекайте уроки, господа!
Инцидент наглядно показал неготовность наших полицейских к такого рода ЧП, резюмирует собеседник.
– Я был в Ауэзовском РУВД в тот вечер. Как вы знаете, задержали 165 человек, многих после предварительного следствия выпустили. Я дал показания о том, что ребята, которых я видел рядом с собой, непричастны к бесчинствам. Но ситуация была накалена до того, что наши внутренние войска, Департамент внутренних дел были в полной растерянности! В интернете размещено видео, как полицейские убегают от нападающей молодежи. Внутренние войска должны четко уметь реагировать на подобное.
По мнению Е. Бейсенбая, необходимо привлечь к строгой ответственности организаторов провалившегося шоу, наказать зачинщиков массовых беспорядков. Кроме того, стихийно возникший бунт «меломанов» может вылиться в куда более серьезные последствия.
– В обществе сейчас такая ситуация, что разные политические силы пытаются использовать певца в своих интересах, политизировать его, потому что за ним идет молодежь, народ слушает Кайрата Нуртаса. Пытаются придать конфликту националистический оттенок: вот, казахов побили, почему полиция нас бьет?
В социальных сетях идут такие разговоры, я считаю, что не надо это поддерживать, это разжигание социальной и национальной розни. В Казахстане такие столкновения больше не нужны. Не лишним будет учесть и опыт Ливии, Сирии, где сегодня убивают, стреляют, занимаются вандализмом средь бела дня, орудуют бандитские группировки. Необходимо извлекать уроки, чтобы не допустить подобного, чтобы такие единичные случаи не переросли в практику в Казахстане,– предостерегает политолог.
Беседовала Разия Абдыкадырова, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 011