Наше внимание, совершенно закономерно привлекла статья Асыл Рахметовой «Парламентские выборы: Обещанного не ждут, просто не верят» опубликованная на сайте «Матрица.kz». Автор попыталась сделать анализ текущего положения казахстанских партий на политическом поле страны и их шансы на прохождение в парламент в случае проведения досрочных парламентских выборов.
Семь пишем - два в уме
Уже в самом начале статьи автор, явно окунувшаяся в притягательный омут Википедии, ответственно заявляет читателю: «На казахстанском политическом поле сейчас 7 партий: НДП «Нур Отан», партия «Ак жол», «Ауыл», Коммунистическая народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия, Партия патриотов и новичок - партия «Бірлік».
Конечно, Википедия дело хорошее, но берясь за такую сложную тему надо было хотя бы посмотреть другие источники информации, критически осмыслить материалы, посвященные данной тематике, ведь еще Владимир Ильич Ленин предостерегал пролетариев пера и клавиатуры: «Нельзя доверять цитатам из Интернета».
Дело в том, что из перечисленного списка выпала Коммунистическая партия Казахстана под руководством Толеубека Махыжанова, которому передал бразды правления Газиз Камашевич Алдамжаров. Деятельность Компартии Казахстана приостановлена решением суда из-за несоответствия количества членов партии действующему Закону «О политических партиях», но она не лишена регистрации и пока остается в партийно-правовом поле страны.
После 2007 года партийная арба партии Абдильдина-Алдамжарова прочно застряла на обочине общественной жизни, но свое минимальное присутствие в политике продолжает обозначать. Таким образом, по степени политической активности своих отдельных представителей, КПК ничем не уступает таким гигантам в мире политических инфузорий как «Ауыл» и Партия патриотов Казахстана. Окончательно судьба Компартии Казахстана решится в начале июля 2015 года.
Любопытно так же положение детища легендарного Бути. По некоторым сведениям, партия «Азат» все еще сохраняет государственную регистрацию. Как и подобает истинному стратегу, Болат Мукушевич, несмотря на свой официально-публичный уход из политики, законсервировал свой политический актив до лучших времен. Таким образом, в Казахстане сейчас числятся не семь, а девять политических партий, из которых пять благополучно пребывают в состоянии прочного анабиоза.
Аутсайдеры анабиоза
Так как выше мы уже охарактеризовали положение КПК и «Азата», то обратимся к другим политическим партиям, которые прочно заняли нишу статистов, а именно к партиям Патриотов, Ауыл и Бірлік.
Две первые уже давно обозначают свое присутствие на политической арене Казахстана. Так давно, что уже изрядно поросли ветхоконституционным мхом и явно нуждаются в модернизации, что совершенно соответствует духу текущего времени.
Так как демократический фасад нашей страны не цирк шапито, то думается, что и отпала необходимость в разнообразной партийной палитре. Учитывая местоположение данных партий в ходе президентских выборов 2015 года, не исключаю возможности вхождения списочного состава двух политических организаций в состав достославного «Нур Отана», уже превысившего по численности рекорд Компартии Казахстана образца 1989 года.
Думаю, что это будет закономерным итогом как политического курса «Ауыла» и партии Гани Касымова,(«Мавры сделали свое дело - мавры могут уходить»), так и общего политического процесса в стране («Лучше меньше, да лучше»). Вряд ли в стране найдется больше двух человек, которые бы пролили слезу над этой участью ибо «была без радостей любовь-разлука будет без печали».
Отдельное место занимает партия-загадка - «Бірлік». Вызвавшее пристальный интерес объединение «Руханията» и Адилета» в единый Бірлік на самом деле оказалось просто оптимизацией партийного поля и соответственно расходов. Упорные слухи о том, что именно «Бірлік» станет четвертой парламентской партией пока, судя по вопиющей неактивности этой организации, не имеют никаких оснований.
Возможно руководители «Бірліка» уповают на волшебную лампу, способную заставить могущественных нефтегазовых джинов помочь партии преодолеть семипроцентный барьер. Однако в подобные сказки вряд ли поверят западные наблюдатели, уже давно выросшие из детских штанишек демократии.
Коврик англосаксонской наивности настолько загрязнен плевками политической обыденности, что даже госпожа Псаки не рискнет уложить его в сундучок толерантности. Придать «Бірліку» обещанный узконаправленной народной молвой парламентский статус может только активизация своей деятельности. Тем более, что конкуренты не дремлют.
На то и ОСДП, чтобы другие не дремали
В статье Общенациональной социал-демократической партии посвящены только два предложения, выдержанные в критическом тоне: «Притихла» и ОСДП, считающаяся единственной реальной оппозиционной партией. Кроме проведения редких круглых столов, в основном, на социальные темы после выборов партия особо ничем не занимается».
Автор как-то упустила из виду два момента: во-первых, специфику деятельности казахстанских политических партий, а во-вторых, открытые обращения лидера партии Жармахана Туякбая к главе государства и регулярная реакция руководства ОСДП на известные политические события, которые имели большой общественный резонанс.
Лично я раньше высоко оценивал шансы ОСДП на прохождение в Мажилис Парламента, исходя из известных знаковых фигур, находящихся в составе руководства и харизматичных региональных лидеров. Однако неучастие партии в президентских выборах, конечно же, на мой взгляд, нанесло сильный ущерб партийному бренду, поставив ОСДП, если не в один ряд, но где-то близко к пресловутым анабиозным партиям.
Но в тоже время хотелось бы подчеркнуть большой потенциал казахстанских социал-демократов и то, что при грамотной работе актива партия вполне может рассчитывать на поддержку электората и преодоление парламентского барьера.
Голубая мечта
Автор статьи, пытаясь проанализировать шансы партий на прохождение в парламент в случае досрочных парламентских выборов, немыслимым образом сбивается на романтические мотивы, совершенно недопустимые в статье, претендующей на уровень серьезной аналитики.
В частности, госпожа Рахметова пишет: «В этой связи, возможно, народ возлагает надежды на националистов, как будущую политическую силу. Но «голубая» мечта национал-патриотов создать свою партию, пока так и остается мечтой».
Давно замечено, что любимым оправданием своих фантазий у нашей интеллигенции и оппозиционных интернет-политиков является ссылка на «народ». Причем народ существует в виде такой абстракции, которая полностью разделяет мнение своего очередного краснобайствующего «представителя».
Что касается «надежд» на националистов, то перед нами яркий пример Украины, пример того, какие «надежды» могут оправдать дорвавшиеся до власти апологеты национализма и до какой степени падения они могут довести страну. И потом: какие такие соцопросы показывают, что народ «возможно, возлагает надежды на националистов»? Для подобного рода заявлений необходима серьезная доказательная база. Хотя бы в виде данных интернет-опроса по политическим партиям, который в данный момент проводится на сайте «Mатрица.kz».
Отсутствие в многонациональной стране националистической партии можно без всяких преувеличений отнести к достижениям внутренней политики Казахстана.
Народные коммунисты
Что касается парламентских партий, то по вполне понятным причинам, я хотел бы остановиться на деятельности Коммунистической народной партии Казахстана. Давайте разберемся в тех нелепых претензиях, которые предъявляет автор к Коммунистической народной партии Казахстана.
«Добиваться реальной борьбы с коррупцией и снизить сырьевую направленность экономики через динамичное развитие промышленного или сельскохозяйственного производства, в том числе для создания новых рабочих мест на селе и в городе», - решительно заявляли коммунисты. Но, коррупция лишь растет, а собственное производство - нет», - говорится в статье.
Забавно читать обвинения автора в адрес КНПК в том, что « коррупция лишь растет, а собственное производство - нет». Госпожа Рахметова как бы забыла, а вернее предпочла обойти молчанием тот общеизвестный факт, что правящей партией в стране является «Нур Отан». Именно члены этой партии составляют подавляющее большинство в парламенте и в депутатских корпусах областных, городских, районных маслихатов.
Именно члены «Нур Отана» являются министрами и акимами областей, городов, районов и поселков. Именно в данной партии, по словам заместителя председателя партии Байбека выявлено 25 тысяч лиц совершивших коррупционные преступления. Для сравнения в КНПК - ноль коррупционеров. И, наверное, не случайно борьбу «Нур Отана» с коррупцией в народе с сарказмом именуют «пчелы против мёда».
С самого возникновения КНПК в 2004 году, её представители настаивали на качественно новом дискурсе экономического развития национальной промышленности и сельского хозяйства. Всё это зафиксировано в партийных документах 2004-2015 гг., в многочисленных выступлениях и интервью лидеров партии Владислава Косарева, Тулеша Кенжина, Жамбыла Ахметбекова, Айкына Конурова.
Когда народные коммунисты прошли в парламент и создали свою фракцию в Мажилисе, то львиная доля депутатских запросов касалась как раз таки проблем промышленного производства и агросектора.
Пройдемся дальше по цитатам автора: «Установить предельный уровень цен на основные товары и коммунальные услуги, обеспечить строгий контроль его соблюдения», - заявлялось также в программе КНПК. Однако, цены на товары первой необходимости и коммунальные тарифы с тех пор подорожали в несколько раз, а возмущения коммунистов-депутатов, что-то не было слышн».
Отмечу, что КНПК стала единственной политической партией в стране, которая провела в 2013 году акции протеста во всех регионах Казахстана против повышения коммунальных тарифов и пенсионного возраста для женщин. Депутатская фракция в Мажилисе при голосовании законопроекта по пенсионной реформе в полном составе (все семь депутатов) отказалась от его одобрения, в то время как «Нур Отан» и «Ак Жол» послушно поддержали идею повышения пенсионного возраста.
«Обеспечить население доступной и качественной медицинской помощью, возродить эффективную систему бесплатного образования, гарантированного первоначального трудоустройства выпускников вузов и сузов», - намеревались народные коммунисты.
Но бесплатное образование и качественная медицина, вообще казахстанцам кажется что-то из области фантастики. В общем, пока бесплатное образование и трудоустройство выпускников вузов не возрождено, как видите», - пишет в своем опусе Асыл Рахметова.
И вновь этот вопрос должен адресоваться правящей партии. За время своего пребывания в парламенте депутаты КНПК направили 179 депутатских запросов, которые касались проблем развития образования, здравоохранения, положения и социального статуса инвалидов, бюджетных работников, проблемных ипотечников, вопросов кредитования и пенсионного обеспечения.
Например, при обсуждении законопроекта «О профсоюзах» коммунисты внесли свыше 50 поправок, направленных на усиление социальной защиты трудящихся из которых было принято только 18. Остальные были отвергнуты подавляющим большинством депутатской фракции «Нур Отан». Народные коммунисты целенаправленно критиковали идею перехода казахстанского образования на 12-летнюю модель обучения, как явно неподготовленную и провальную попытку реформирования.
Проводились общественные слушания в регионах, республиканские совещания, неоднократно направлялись депутатские запросы и всё-таки цель была достигнута: переход на совершенно неподготовленную систему не состоялся. И работа по совершенствованию сферы образования со стороны народных коммунистов продолжается.
Далее, автор касается прожиточного минимума: «Вести новую методику расчёта прожиточного минимума, которая позволит в значительной степени повысить пенсии, социальные пособия, зарплаты бюджетников», - обещали нам «кнкповцы». Однако, методика так и осталась прежней, считают, так что прожиточного минимума хватает на два похода в магазин.
Надо сказать, что КНПК следует тем задачам, которые были озвучены в программе партии и в предвыборной платформе. Народные коммунисты, справедливо не доверяя честным пенсионным фондам, требовали создания единого государственного пенсионного фонда.
В конце концов, правительство вняло этим требованиям и создало ЕНПФ. В отношении расчета прожиточного минимума просто хотелось бы привести выдержки из депутатского запроса народного коммуниста Айкына Конурова. поддержанного всей фракцией КНПК и озвученного 23 апреля 2014 года:
«Уважаемый Карим Кажимканович! Приказом министра труда и социальной защиты населения черта бедности на 2 квартал 2014 года определена в размере 40 процентов от прожиточного минимума. Правила определения черты бедности были утверждены в апреле 2000 года. В них предусмотрено, что черта бедности устанавливается на основе прожиточного минимума, исходя из принципа поэтапного повышения до величины прожиточного минимума.
В период с 2000-го по 2001-й год черта бедности была установлена в размере 38 процентов от прожиточного минимума. В 2002 году этот размер был увеличен на 2 процента – до 40 процентов. И с тех пор он не меняется на протяжении уже более 12 лет!
Вопреки принципам, заложенным в самих Правилах определения черты бедности, никакого поэтапного повышения не происходит...В абсолютном исчислении черта бедности, как и прожиточный минимум, растут крайне медленно, не отражая реальной стоимости жизни. При расчете этих показателей не была учтена «шоковая» девальвация тенге, которая привела к снижению покупательной способности национальной валюты.
Так, если в первом квартале нынешнего года до девальвации черта бедности составляла 131 доллар, то во втором квартале она уменьшилась до 109 долларов. Аналогично уменьшился и прожиточный минимум. Очевидно, что это противоречит реальной ситуации, в которой живет население страны, импортирующей большую часть продуктов питания и товаров первой необходимости.
Согласно Правилам, черта бедности определяется ежеквартально в процентах от прожиточного минимума Министерством труда и социальной защиты населения в зависимости от экономических возможностей. В то же время никаких дополнительных объективных критериев для этого не предусмотрено.
Фракция «Народные коммунисты» полагает недопустимым произвольное толкование такого важнейшего социального показателя, как черта бедности.
В этой связи просим сообщить:
На основании каких критериев, и какой оценки экономических возможностей страны черта бедности на второй квартал 2014 года установлена в размере 40% от прожиточного минимума? Почему данный показатель «заморожен», и не производится его поэтапное повышение на протяжении 12 лет?
Коммунисты считают необходимым упразднить действующие Правила определения черты бедности, как морально устаревшие, и разработать новый документ, соответствующий международным стандартам.
Ответ прошу предоставить в письменном виде в установленные законом сроки.
С уважением, члены фракции «Народные коммунисты»
А.Конуров, Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев
Т.Омурзаков, Б.Сорокин»
А вот слова того же Конурова, сказанные им в интервью «Радиоточке»: «Покупательская способность, у людей упала резко, цены на продукты и лекарства выросли, и на сегодняшний момент люди не чувствуют защиты со стороны государства, хотя она вроде как декларируется. Потому что поднимаются пенсии и пособия, но фактически это нулевые цифры, потому что поднимаются относительно базовых пенсий и зарплат. Чтобы определить порог бедности, берутся эти стандарты, которые в свое время были нам навязаны Международным валютным фондом и Всемирным Банком. И с самого начала говорилось о том, что все-таки процентное соотношение будет расти, но фактически не растет уже 12 лет. Конечно, это влечет большой шлейф проблем. Правительство считает, что эти нормы все затратные и они создадут для них дополнительные проблемы. Потому что бюджет-то у нас дефицитный уже второй год. Даже в так называемые "жирные" времена, когда бюджет был с профицитом, тогда вопрос никто не поднимал, почему не пересматриваются ставки и почему не поднимается планка по черте бедности. И видите, когда едешь в регион и встречаешься с населением, мы ответить даже ничего не можем, и поэтому мы задали вопрос правительству.
Это же расчеты Всемирного Банка и Международного валютного фонда. Та черта бедности, которая на сегодняшний день существует, она не позволяет даже выжить. По нашему мнению, она должна быть минимум 40% от уровня средней заработной платы. Если средняя заработная плата варьируется по регионам от 110 до 160 тысяч тенге, но вот реально просуществовать и даже не прожить, по нашим подсчетам, можно на 40% от этих сумм».
По словам депутата Конурова, выходит цифра в 46 тысяч 707 тенге, которая и может служить основанием для определения черты бедности.
По проблемам ипотечных займов было направлено пять депутатских запросов от депутатов КНПК и снова, благодаря им , а так же протестному движению ипотечников, дело сдвинулось с мертвой точки. 15 апреля 2015 г.
Нацбанк РК одобрил Программу рефинансирования ипотечных займов, которая допускает включение банками улучшающих условий при рефинансировании займа, вплоть до списания остатка основного долга по займу. Помощь рассчитана, прежде всего, на оказание поддержки ипотечным заемщикам, относящимся к социально уязвимым слоям населения; заемщикам, получившим ипотечные займы в иностранной валюте; получившим займы в национальной валюте и имеющим просроченную задолженность.
Важно, что в рамках Программы рефинансированию будут подлежать и ипотечные займы, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты.
«Есть многое на свете, друг Гораций..»
К сожалению наше общество, аполитичное и неинтересующееся, имеет крайне скудную информацию о деятельности политических партий. Отсюда и возникает ошибочные представления, неверие в полезный потенциал политических партий, костяк которых составляют те, кто занимает активную гражданскую позицию, кто хочет изменить ситуацию в стране к лучшему.
К тому же у политических партий, даже парламентских, отсутствует инструмент влияния на исполнительные органы власти, что способствует бронзовению и коррумпированности номенклатуры и, естественно, наносит ущерб социально-экономическому развитию страны. Существующая косно-бюрократическая закрытая от общества система управления себя исчерпала. С этим согласился и глава государства, объявивший о необходимости кардинального реформирования.
В пореформенный период роль политических партий и неправительственных организаций в общественно-политической жизни страны должна, безусловно, вырасти, а вместе с ними и уровень политической культуры населения.
Султанбек Султангалиев, политолог
Просмотров материала: 2 264