Сегодня в Петропавловске вынесен приговор по делу зашкаливающей скандальности: пенсионер КНБ Виктор Шмаков обвиняет депутата областного маслихата, дважды орденоносца и крупного землевладельца Бари Амоева в том, что тот беспричинно оскорбил его в нецензурной форме и прижег горящей сигаретой. В результате судебного разбирательства, которое длилось два месяца, депутат признан виновным, и суд обязал его заплатить штраф в размере 100 МРП и 100 тысяч тенге в качестве возмещения морального вреда потерпевшему.
Забегая вперед, скажу, что такого "бесстрашного" судью не каждый день увидишь: суд вынес по этому поводу частное определение в адрес прокурора области Степана Зайтлера, а второе частное определение получит начальник ДВД области Берик Билялов.
События, которые легли в основу жалобы частного обвинения и весьма своеобразно описывают нравы, царящие в городе Петропавловске, произошли 20 февраля сего года. В тот день заявитель Виктор Шмаков находился возле торгового дома «Бигайша», ожидая супругу Ирину Ильиничну. Шмаков сидел за рулем своей автомашины «Мицубиси», когда слева притормозил джип «Тойота Ланд Краузер». На переднем пассажирском сидении сидел Бари Амоев – глава одного из известнейших в области крестьянских хозяйств, депутат-орденоносец, дважды награжденный орденом «Курмет» и многочисленными медалями, а также - сосед Шмакова по элитной новенькой многоэтажке в центре Петропавловска.
То, что произошло впоследствии, стороннему наблюдателю может показаться абсолютно невероятным, поэтому лучше будет предоставить слово самому автору жалобы: «Амоев… открыл окно авто со своей стороны и попросил меня знаком руки открыть окно тоже, после чего агрессивно, в повышенном тоне беспричинно начал меня оскорблять, выражался в мой адрес грубой нецензурной бранью, высказывал угрозы физической расправы, показывал неприличные жесты.
При этом, по внешним признакам, находился в сильном алкогольной опьянении, курил сигарету. Затем Амоев Б.С. вышел из автомобиля, направился в мою сторону и сунул свою руку с горящей сигаретой в открытое окно моей автомашины в направлении моего лица, вероятно, метясь в глаз, однако я увернулся, и он (Амоев Б.С. – прим. Шмакова) прижег мне сигаретой верхнюю губу, причинив тем самым телесное повреждение».
Как утверждает Шмаков, свидетелями данного инцидента стали его супруга, надо полагать, в этот момент возвращавшаяся со своего шопинга, и некая гражданка Макеева, которая совершенно случайно проходила мимо. Заявитель, что называется, по горячим следам, вызвал на место происшествия наряд полиции. Правда, участковый не пожелал изъять злосчастный окурок, поэтому потерпевшему пришлось поднять его и несколько месяцев, пока продолжались разбирательства, хранить в холодильнике.
Для фиксации полученных телесных повреждений Шмаков прошел судебно-медицинскую экспертизу. Эксперт А. Захарченко установил, что на коже верхней губы Шмакова слева находится ожоговая рана округлой формы 0.4 см в диаметре с воспаленными краями. Причем, как говорит сам потерпевший, с Бари Амоевым он никогда раньше не конфликтовал, но неоднократно делал замечания за нарушение тишины его сыну, проживающему этажом выше, и никак не может объяснить столь дикую выходку, кроме как тем, что Амоев таким образом решил вступиться за сына.
В своей жалобе Шмаков просил суд привлечь своего соседа Амоева к уголовной ответственности по трем статьям УК РК – 108-й (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 131-й (оскорбление) и 115-й (угроза). К жалобе прилагался конверт со злосчастным окурком.
В суде выяснилось, что люто рассорившихся соседей пытался примирить работник прокуратуры Андрей Бессонов, беседу с которым Шмаков записал на видеорегистратор. Характерно, что сторона защиты интерпретировала данную запись, как попытку получить с Амоевых материальную компенсацию.
«Бессонов: -…он (Амоев – авт.) ко мне обратился за советом, учитывая, что я вас знаю, я ему посоветовал одно, эту грязь на суд лучше не выносить, давайте, говорю, переговорю со Шпигоцким (представитель Шмакова – авт.) и с Виктором Ивановичем (Шмаковым. – авт.) если что, пойдут на встречу, нет. Ну вот и вся моя задача… Ну он согласился, вот что мне теперь делать?
Шмаков: - Знаете, Андрей Александрович, я вообще в шоке сам, потому что от депутата, от человека вроде как нормального, вот такое ожидать. Я понимаю, там сын у него, такое творит… он, кстати, мой сосед, они оба… сын живет надо мной, угораздило же нас купить там квартиру… И вот там наверху. Он что творит, это же ужас один…
Бессонов: - Что он там творит?
Шмаков: - Там дурдом полный…».
Далее прокурор Бессонов пытается уговорить противников решить дело миром.
«Бессонов: - Ну вот… сейчас решим, что я скажу… Если он извинится, возместит ущерб, что вы скажете… но примерно, должен я рассказать вашу позицию, он как мужик сказал, Андрей Александрович, было дело, причин не было, ладно водка, кто не пил…
Шмаков: - Извиняться где будет? В суде?
Бессонов: - Нет, это я бы хотел бы до суда все рассмотреть, сегодня ущерб моральный и материальный само собой, но главное, чтобы по-человечески было…
Шмаков: - Ну, то, что у него денег этих не меряно, это, наверное, все знают…
Бессонов: - Я его как… я это бескорыстно, я его знаю давно, как хороший знакомый, не более того…».
Когда Шмаков обнародовал в суде эту запись, защита тут же заявила, что она свидетельствует о хорошо подготовленной провокации в отношении Амоева, целью которой является получение денег.
Масла в огонь добавил свидетель Мартынов, который признался, что под диктовку Шмакова написал для Амоева заявление, в котором тот якобы признается в совершении разного рода неблаговидных и противоправных поступков (избиения и унижения «простых людей») и просит не привлекать его к уголовной ответственности, поскольку он вместе со своей семьей планирует уехать из Казахстана на ПМЖ в другую страну. Экие страсти кипят, как выясняется, в тихом Петропавловске!
Судья Тахмира Собирова посчитала вину Бари Амоева доказанной в совершении преступлений, предусмотренных двумя статьями УК РК – 108-й (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 131-й (оскорбление) и приговорила депутата к выплате штрафа в размере 100 МРП. Кроме того, глава крестьянского хозяйства должен будет выплатить потерпевшему моральный вред – 100 тысяч тенге и еще 50 тысяч – в счет оплаты услуг представителя.
Что касается посредничества сотрудника прокуратуры в соседской ссоре, то суд квалифицировал его как нарушение Кодекса чести государственного служащего, и вынес по этому поводу частное определение в адрес прокурора области Степана Зайтлера. Не укрылась от строго ока судьи и провинность участкового, который не оформил изъятие рокового окурка. Второе частное определение получит начальник ДВД области Берик Билялов. Приговор не вступил в законную силу.
Вера ГАВРИЛКО, Петропавловск
Фото автора
На снимках:
1. Потерпевший Виктор Шмаков (справа) с представителем Александром Шпигоцким.
2. Судья Тахмина Собирова
Просмотров материала: 6 773