В Казахстане не утихают споры о хиджабе. Причем интереснее всего, что наиболее импульсивные противники и защитники этого головного убора толком даже не представляют, что же такое - хиджаб. Очень многие придерживаются западноевропейской и американской точек зрения, что хиджаб - это просто традиционный исламский женский головной платок. Но это не так. Требование прикрывать волосы платком постулировалось во всех ведущих религиях мира - в исламе, христианстве и иудаизме. Замужняя дама просто не могла показаться на людях без головного убора, не опозорив себя. Взгляните на портрет русской красавицы допетровских реформ. В православную церковь женщина и по сей день не может войти с непокрытой головой.
«Экспресс К» № 44 (18122) от 07.03.2015
В исламе хиджаб - это не просто платок, прикрывающий голову, это комплекс женской одежды, представляющий собой платок и платье, сшитое из непрозрачного материала, достаточно широкое, чтобы скрыть фигуру, а также имеющее неброский фасон и цвет, чтобы не привлекать взоров мужчин. Для оседлых земледельческих культур, в которых женщины находились на вторых ролях, такое положение дел было обыденным. Так было и в Европе, и в Азии. Мужчины работали, воевали, учились, торговали и путешествовали, а женщины сидели взаперти в гаремах и светлицах, рожали детей и шуршали по хозяйству. Но для кочевых народов, в том числе и для наших предков казахов, такая ситуация была неприемлемой. Сам образ жизни степняков давал женщинам больше свободы. Если в глобальных, политических вопросах они и играли второстепенную роль, то в повседневной жизни были равноправными партнерами. Совместно с мужчинами женщины участвовали в перекочевках и вели обширное хозяйство. Муж в степи пас скот, а все хозяйство оставлял на жену и верного алабая. Во времена саков женщины наряду с мужчинами и воевали.
Можете ли вы представить, что такая девица-воительница или просто женщина-кочевница ходила бы по родному аулу, закутанная в хиджаб или, еще хлеще, в паранджу, и при этом работала по хозяйству, следила за детьми и скакала на лошади. Тяжелый кочевой образ жизни определял быт и вносил свои коррективы в одежду. На протяжении многих веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивка, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготавливали сами. Праздничную и нарядную одежду шили и из привозных материалов - шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и привозные хлопчатобумажные ткани.
Лютые степные холода и пронизывающие ветра обуславливали широкое использование мехов и шкур. Из них шили шубы, нагольные тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. В изготовлении одежды использовались в основном козьи, жеребячьи, коровьи и овечьи шкуры. Кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони и других, красный - из корня растения уйран бояу, оранжевый - из сушеных корок граната. Видное место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных.
По мере сближения с Россией их товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства.
В конце ХІХ - начале ХХ веков казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства - ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелк, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: бязь, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.).
Многие подразумевают под хиджабом традиционную одежду замужних казахских женщин, особенно головной убор. С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого предмета гардероба несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей. Нижняя (кимешек) надевалась на голову, а верхняя в виде тюрбана наматывалась поверх нижней части убора. Обе части обязательно изготавливались из белой ткани. Конечно, такой головной убор очень похож на хиджаб - он тоже полностью закрывает голову и волосы. Но уж слишком он наряден и красив, что для традиционного исламского хиджаба неприемлемо. А самыми модными и нарядными в степи были девушки на выданье. Прежде всего, на тело надевали койлек (рубаха-платье) - древнейший вид нательной женской одежды туникообразного покроя. Позднее под койлеком стали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткан. Рубаху-платье шили из разных тканей: для повседневной носки - из дешевых, праздничную - из дорогих.
К концу ХІХ века возник новый покрой платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по-прежнему туникообразным и к нему пришивали прямую очень широкую юбку, собранную в сборки или заложенную в складки. Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями. Также в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды, - скошенное плечо, выкройная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, вытачки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев. По новому покрою чаще шили нарядные платья для молодых женщин, а по-старому - платья для пожилых и повседневные.
Также степные модницы носили камзолы, которые представляли собой легкую распашную одежду, сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами. В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами - женди кемзал или шолак жен кемзал (с коротким рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а камзол с рукавами - бешметом. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Даже бедные женщины имели праздничные камзолы, украшенные вышивкой и позументом.
В прошлом, когда казашки ездили верхом, необходимой частью их одежды были штаны. Их шили из овчины, домотканого сукна, плотных хлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (далбар). Штаны шили укороченными, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии их укрепляли при помощи шнура.
Головные уборы казашек являлись еще и своего рода указателем их семейного положения. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы или бобра.
А если девушка выходила замуж, то обязателен был свадебный наряд типа халата, который готовился загодя. Его делали из дорогой ткани (плиса, сукна, бархата, атласа или шелка) чаще красного цвета, реже - из черного или полосатого среднеазиатского шелка. Этот халат имел обычно туникообразный покрой с открытым воротом, без воротника и с длинными рукавами. На юге и востоке его набрасывали на голову, в других местах - на плечи. И везде невесты обязательно надевали особый головной убор - саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее.
Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Так что одевались наши прабабки очень хорошо и нарядно и выглядели в своей одежде модно и стильно.
Просмотров материала: 6 750