Заниматься банковским бизнесом в Казахстане с каждым годом становится менее выгодно. Считается, что банкир - это шкуродер, перед которым все вынуждены прогибаться, выпрашивая кредиты. В казахстанских же реалиях это, похоже далеко не так. Банкирам тоже приходиться кланяться, а работа с вип-клиентами часто превращает в ад. Об обратной стороне работы «жадных ростовщиков» в разговоре с Матрица.kz рассказал топ-менеджер одного из казахстанских банков.
Разговор с нашим собеседником, пожелавшим не называть своего имени, начался с обсуждения злободневных вопросов: почему кредитные ставки в Казахстане такие высокие и когда они снизятся?
Кредиты для населения остаются дорогими по целому ряду причин, объяснил банкир, и главная из них - высокий уровень инфляции.
- В стране, где реальная инфляция составляет около 8%, как это происходит в Казахстане, кредитные ставки априори не могут быть низкими. Поэтому привлечение ресурсов для комбанков, на которые они потом будут кредитовать население, обходиться по ставке 8,5-9%. И прежде чем требовать от банков второго уровня снизить их, для начала надо сбить именно инфляцию, - пояснил он.
И тут на замечание о том, что даже если это случится, БВУ вряд ли захотят снижать свои ставки и терять получаемую маржу, наш банкир разразился гневной тирадой. Не так сладка жизнь топов коммерческих банков, заверил он.
Богатые не плачут, а наглеют
- Есть представление в обществе, что банкиры это только дающие, но не просящие. Но эта только половина павды. Платежеспособные клиенты - предмет охоты и тут уже нам необходимо налаживать с ними отношения, заискивающе смотреть им в глаза, - начал свой рассказ собеседник. - А когда речь идет о крупных корпоративных кредитах, которые банк может профинансировать, тут начинается настоящая война.
Вип-клиентами банкиров - богатыми и влиятельными людьми - бывают как физические, так и юридические лица, добавил он.
- Среди таких встречается откровенное хамство и наглость. Одни думают, что деньги решают все, другие считают, что связи правят миром и начинают вести себя омерзительно. Сложнее всего, конечно же, приходится нашим сотрудникам, которые обслуживают этих клиентов, - рассказал банкир.
Таким випам ничего не стоит начать нагло приставать к обслуживающим их сотрудницам банка, разговаривать с ними нецензурной бранью, могут швырнуть им в лицо папку с документами. Не слаще доля у глав региональных банковских филиалов. Конкуренция среди банков высокая, а в разместить запланированный объем кредитов или наоборот привлечь заданный объем депозитов в небольших города сложнее, чем в крупных.
- И вот приходиться их увольнять, хотя сам ты понимаешь, что фронтальным офисам приходится в разы больше работать, чтобы выполнить план. Но таковы жесткие правила банковского бизнеса и людей приходится менять, - аргументировал он.
Вторую категорию «жирных» клиентов - юридических лиц - еще сложнее ублажить, продолжил он свой рассказ. К ним в основном относятся госкомпании, которые, в отличии от физиков, не пользуются кредитными ресурсами, а открывают депозиты в крупных размерах. Именно в госкомпаниях приходится работать с очень неприятными людьми - обычно это финансовые директора, уточнил наш собеседник.
- Бывает, приедешь на встречу с таким клиентом и вынужден разглядывать фото его детей, улыбаться и умиляться сходству. Он тут же начинает пыжиться и рассказывать, что они у него ездили туда-то, учились там-то и опять сидишь и расхваливаешь его отпрысков. А если у такого клиента кто-то, не дай бог, умер или, к счастью, женился, то и водителя своего посылаешь, чтобы он возил гостей, помогал с логистикой. И все для того, чтобы крупный клиент не ушел к конкурентам, - добавил банкир.
Иностранным банкам почет особый
Однако, не всем приходиться скакать на задних лапках перед «жирными» клиентами. Есть «избранные», которые меньше других прикладывают усилия, обхаживая их. К ним, например, относится «дочка» «Сбербанка» и «Народный банк», у которых рейтинг выше и ресурсная база лучше.
- Если в среднем банке вип-клиент сидит, задрав голову, а мы вокруг него буги-буги танцуем, лишь бы он кредит взял, в «Сбербанке» он сам его будет просить, потому что там ему ставку предложат пониже, - пояснил наш собеседник.
А все потому, что тот же «Сбербанк» в Казахстане находится в уникальной ситуации — имеет достаточно дешевое фондирование. Но не потому, что у него мощная материнская организация в России, а благодаря политике нашего государства и Нацбанка, который открывает для иностранных банков доступ к государственным финансам, пояснил банкир. То есть своими же действиями он дает им фору в опережении местных банков, позволяя забирать лучших клиентов и тем самым «убивая» наши БВУ, жалуется банкир.
- Но наш регулятор этого не понимает. Да он вообще многого не понимает, - невесело заметил он.
Иметь или не иметь?
Перечислив все эти аргументы, наш собеседник пришел к неожиданному выводу - заниматься банковским бизнесом в Казахстане становится тяжелее и выгоды от него все меньше. Банков на рынке очень много, конкуренция крайне жесткая, поэтому маржа ощутимо падает. При этом хороших корпоративных клиентов уже расхватали, а сегмент МСБ, который мог бы представлять большой интерес для ссудного портфеля, умирает и будет умирать дальше благодаря вступлению Казахстана в Таможенный союз, пояснил он. На замечание о том, что не смотря на все сложности, в последние годы ни один банк не покинул рынок, аноним ответил:
- Все наши комбанки контролируются конкретными группами. И вот для них, как для акционеров, банк - это хорошая возможность финансировать собственные бизнес-проекты. Зачем вытаскивать деньги на них из собственного кармана, если можно взять из банка.
Поэтому этот бизнес в Казахстане имеет двойную рентабельность — официальную (в виде чистой банковской прибыли) и неофициальную (возможность для акционеров фондировать собственные проекты), пояснил аноним.
Конечно же, эти проекты несмотря ни на что должны быть выгодными, потому как выданные на них в виде кредита деньги, все равно надо возвращать, сделал он оговорку. А иначе, предупредил аноним, «может повториться печальная история «БТА банка», бывшие акционеры которого серьезно вложились в недвижимость да еще и непонятно где».
- Ну и здесь существует так же имиджевая составляющая. Все-таки круче иметь банк, чем автосалон или магазин, - подытожил он.
Анна Карр, Алматы, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 692