С сокращением социальных расходов может столкнуться население Казахстана, а руководство страны с необходимостью увеличить трансферты из средств Национального фонда. Такие тревожные мысли вызывает проседание нефтяных котировок у экспертов на рынке. Но, похоже, это только верхушка айсберга.
Про печальную ситуацию с ценам на углеводороды не пишут, наверно, только на отечественных каналах и в государственных СМИ. Во-первых, им думать не велено. Во-вторых, в их-то «Багдаде» всегда все спокойно. Но складывающая ситуация не может не беспокоить тех, кто умеет и любит думать.
Учитывая нынешнее падение стоимости нефти, отечественный бюджет недополучит выплаты по налогам, считает доктор политологических наук Университета международного бизнеса Магбат Спанов. На 70% он состоит из нефтяных доходов, но большую часть углеводородного сырья добывают иностранные компании, то есть вывозят его за границу. Экспортная пошлина на нефть в Казахстане и так небольшая, в размере 40 долларов с тонны и если цена падает, то смысла добывать большие объемы нефти не будет, пояснил экономист.
- Если брать старый план добычи нефти в Казахстане, то в начале 2000-х годов предполагалось, что Казахстан будет извлекать 150 миллионов нефти ежегодно. Сейчас мы добываем не более 84 миллионов тонн в год, то есть предполагаемую прогнозную добычу нефти мы снизили, - пояснил он.
Возможный дефицит бюджета может составить от 750 миллионов до 1 миллиарда долларов, подсчитал экономист. Соответственно, государство не сможет оплачивать некоторые свои расходы. И как бы правительство не заверяло, что социальные расходы страны не сократятся, избежать этого не удастся, добавил Магбат Спанов. Например, не будут строиться детские сады, пенсии перестанут увеличивать.
Рассуждая о том, за счет чего кабмин будет решать эту ситуацию, эксперт напомнил, что согласно закону «О республиканском бюджете» ежегодно из Нацфонда с небольшими уточнениями в него перечисляется примерно 8 миллиардов долларов. В этом году дополнительно оттуда взяли 100 миллиардов долларов на поддержку МСБ. И если негативная тенденция с нефтью сохраниться, то эти трансферты возможно увеличатся.
- Сейчас в Нацфонде вместе с золотовалютными резервами Нацбанка аккумулировано более 100 миллиардов долларов и при выделяемых ежегодно 8 миллиардах долларов, нам его хватит на 10-13 лет. И говорить с уверенностью, что мы его не проедим, нельзя, - отметил Магбат Спанов.
Пока нет форс-мажорной ситуации, когда деньги оттуда потекут рекой. Кризис на Украине не может продолжаться вечно и США не будут вечно играть на понижение нефтяных котировок, то есть стоимость барреля все же поднимается до 100 долларов. Это выгодно и для производителей, и для потребителей нефти, закончил он.
Пострадают все
В 90-ые годы цены на нефть были ниже нынешних, и экономика умудрялась работать на эти средства, напомнил в свою очередь глава консалтинговой компании «Улагат бизнес групп» Марат Каирленов. Теперь же государство привыкло к высоким доходам, стало много тратить, поэтому в экономике начнут происходить болезненные процессы. Еще больше снизится экономическая активность граждан, части населения снизят зарплаты, особенно в сырьевом секторе, доходы которого напрямую зависят от нефти, начал рассуждать макроэкономист.
- Нефтяные компании начнут сокращать расходы, но ведь они являются потребителями товаров несырьевого сектора. А это все-таки большая часть населения Казахстана. Сложно однозначно утверждать, что это будет плохо в долгосрочном перспективе. Кризис это всегда угрозы и возможности. В нынешней ситуации потребуется повышение качества госинститутов, усиление качества госуправления — это давно требовалось Казахстану, - пояснил Марат Каирленов.
Например, надо менять бюджетные взаимоотношения в стране. Сегодня региональные бюджеты являются дотационными и живут на нефтяные деньги. Это индикатор того, что местные органы самоуправления не работают, прокомментировал эксперт. Если это не изменить и учесть среднесрочные негативные тенденции на сырьевых рынках, то средства Нацфонд можно сжечь за 5-7 лет, заключил г-н Каирленов.
Деньги Нацфонда уже тратят больше
Никуда не деться от того, что рост ВВП и валютных резервов Нацфонда и Нацбанка сильно завязаны на ценах на нефть и ее изменении. Снижение цены на нефть замедлит рост экономики, но сделает его более качественным, считает аналитик по макроэкономике департамента исследований «Халык финанс» Аскар Ахмедов.
- Мы оцениваем, что снижение цены на нефть со $100 за баррель до $90 за баррель уменьшит доходы Нацфонда примерно на 2,9 миллиардов долларов в год. Но снижение цен на нефть влияет на экономику не только через Нацфонд, но и через уровень экономической активности в добывающем секторе и в обслуживающих его секторах, - согласился с предыдущим спикером г-н Ахмедов.
Цены на нефть на уровне 80 долларов могут повлиять на размер трансферов из Нацфонда в республиканский бюджет, считает он. Если вспомнить, что он является основным инструментом контрацикличной фискальной политики в Казахстане, то для стабилизации бюджета трансферты из него увеличат. Но согласно фискальному правилу трансферт не должен превышать $9,2 миллиарда в год. И вроде в последние годы этот предел не нарушался. Однако уже в этом году сумма выросла значительно.
- В 2014 году Нацфонд сделал общий трансферт 12 миллиардов долларов, включая целевой на 2,8 миллиарда долларов. Примерно такой же трансферт ожидается в 2015 году. При этом даже при 80 долларов за баррель доходы Нацфонда будут больше, чем такой трансферт, - подсчитал Аскар Ахмедов.
Но вопрос даже не в цифрах, для того, чтобы не проесть Нацфонд и чтобы он выполнял свою стабилизационную функцию, нужно выполнить два важных условия, добавил он. Во-первых принять хорошие фискальные правила, которые позволят использовать его средства в стабилизационных целях и не будет большого искушения их нарушить. Во-вторых нужно создать институты, обеспечивающие дисциплину соблюдения этих правил. Это нужно делать сейчас, пока вопрос о проедании еще не стоит, закончил аналитик.
Ксения Бондал, Матрица.kz
Просмотров материала: 2 090