Концепция системы государственной власти в Казахстане, похоже, писалась не с лучших мировых образчиков меритократии, а с русской народной сказки про репку - "внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за… Тянут-потянут, а вытянуть не могут".
Источник: camonitor
"Я чествую вас, сыновья министров и профессоров…"
Тропа, еще в советское время проложенная детьми высокопоставленных чиновников к кормушке власти, похоже, не зарастет никогда. Меняются эпохи, общественно-политические формации, а дружная колонна "наследников" по-прежнему марширует в сторону Олимпа.
Притихший было в середине "нулевых" годов, этот процесс вновь набрал обороты, приобретя масштабность и налет традиционности. Причем, к сожалению, все чаще бразды правления властью и околовластными структурами оказываются в руках юнцов, которые ни пороха не нюхали, ни пуда соли не едали. Они вроде бы ведут нас по пути, четко очерченному президентом, а заводят в дикие дебри.
Где мы окажемся в итоге, предугадать сегодня сложно - слава богу, они пока еще не допущены к процессу принятия судьбоносных решений. Но что будет завтра, а тем более послезавтра? Вопрос вопросов, хотя кое-какие безрадостные догадки на этот счет имеются.
Еще десять лет назад создатель энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев утверждал: "Кадровые эксперименты середины 1990-х по рекрутированию "золотой" молодежи во власть (с гипотетической последующей ее передачей) аккурат к десятилетию независимости показали, что тщательно выращенные и выпестованные "младоолигархи" в большинстве своем на роль будущих отцов государства категорически не годятся. Льготные условия, созданные для них, приучили к тотальной коррупции, вседозволенности и безответственности". Не исключено, что такая оценка политолога станет предсказанием нашего скорого будущего.
Впрочем, надо признать, что "золотая" молодежь 1990-х кардинально отличалась от современных папиных деток. У нынешних "наследников" власти сплошь и рядом красивые корочки самых известных зарубежных вузов, они имеют больше шансов сделать карьеру не только в политике, но и в многочисленных бизнес-структурах с приставкой "государственные", хотя, похоже, у них напрочь отсутствуют амбиции. Такое ощущение, что их запустили в искусственный пруд, и они плывут по течению, которое определили для них родители. Без пап и мам они нередко теряют фарватер и редко когда самостоятельно выплывают.
Классический пример демонстрирует сын бывшего главы президентской администрации Сарыбая Калмурзаева - Нурбол Султан. Не сомневаемся, что только завидное усердие, супертрудолюбие и недюжинное здоровье позволили ему одновременно закончить два вуза, один из которых располагался в Казахстане (Казахская государственная академия управления), второй - на Туманном Альбионе (Guildhall University, Лондон). Итогом столь нечеловеческого напряжения сил стала полученная им путевка в жизнь из разряда All inclusive.
Уже в 21 год Нурбол Султан начал выстраивать бизнес-карьеру под государственной крышей, в дочерней компании КМГ - "КазТрансОйле", которую он и возглавил спустя несколько лет. Правда, путевка эта имела ограниченный срок годности. Весьма симптоматично, что буквально сразу после смерти отца Нурбол Султан лишился высоких должностей.
С "КазТрансОйлом" он расстался еще до окончания сороковин, а попытка забежать в еще одну дочку "КазМунайГаза" - "КазТрансГаз" получилась невнятной и опять же непродолжительной. Видимо, тени, которую отбрасывает приобретенный родственник и бизнес-партнер в лице Сауата Мынбаева, оказалось недостаточно для "триумфального возвращения". Впрочем, вряд ли сам Нурбол Султан остался в накладе. Хорошо известно, что он загодя позаботился о "запасном аэродроме", прикупив несколько лет назад вскладчину банк.
Пока что уверенно двигается в "нефтянке" и сын бывшего акима ЮКО, сенатора Болата Жылкышиева. Сегодня Куанышу Жылкышиеву 34 года, и он - заместитель генерального директора по маркетингу газа, член правления АО "КазТрансГаз". Причем ему даже не потребовалось получать "аглицкое образование". Для столь стремительного восхождения наверх ему хватило корочек двух вузов родной ЮКО.
Вообще, многочисленные квазигосударственные структуры, населяющие нефтегазовую сферу, стали своеобразным "рассадником" для детей чиновников. Вот еще один пример. Сын бывшего министра образования Беимбет Шаяхметов является генеральным директором ТОО "Азиатский газопровод", совместного предприятия, которое было создано в соответствии с соглашениями, заключенными между правительствами Казахстана и Китая. Как и большинство детей высокопоставленных чиновников, он имеет два образования, одно из которых получено в Казахстане, а второе - за рубежами нашей родины.
Правда, есть и отличительная черта. В большой бизнес (а начинал он с "Казахойла") Беимбет Шаяхметов пришел уже в довольно зрелом, по нынешним меркам, возрасте - в 29 лет, пройдя до этого обкатку в Государственном комитете по инвестициям.
Должность заместителя гендиректора по коммерции ТОО "Азиатский газопровод" занимает сын другого бывшего министра образования - Бакытжана Жумагулова. К своим 39 годам Руслан Жумагулов успел попробовать себя во многих ипостасях. В 22 года пробовал себя на административной работе, занимая различные должности в акимате Медеуского района Алматы. В 25 лет занял должность главного специалиста департамента внешнеэкономической политики Министерства экономики и торговли. В 27-летнем возрасте перебрался в нацкомпанию "Казмортрансфлот", в 31 год занял пост заместителя гендиректора этой компании.
Тесно связан с нефтяным бизнесом и сын главного антикоррупционера страны Рашида Тусупбекова. Юрист по образованию, Жанат Рашидович с двадцатилетнего возраста работал в различных структурах МВД, Минюста, был даже судьей районного суда. Но в 2005-м его жизнь круто изменилась - он перебрался в АО "ТД "КазМунайГаз", причем сразу на должность исполнительного директора, как свидетельствует его официальная биография.
В 32 года он становится уже гендиректором только что созданного АО "КазМунайГаз Онімдері" - "дочки" КМГ, контролирующей деятельность сети АЗС компании и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов и газа. Сегодня Жанат Тусупбеков возглавляет еще один актив КМГ - компанию Rompetrol Group.
Собственно, такой интерес к бизнесу в компаниях, аффиллированных с государством, вполне понятен и объясним. И дело тут не только в солидных доходах и вытекающем из этого уровне жизни. Как выразился когда-то один из руководителей консалтинговой фирмы Ward Howell, "назначение сына или дочери крупного государственного чиновника в состав топ-менеджмента компании - одна из форм вмешательства государства. Дети высокопоставленных чиновников оказываются в компании потому, что ей очень важно эффективно выстраивать отношения с государством". И коль скоро роль государства в бизнесе очень сильна, соответственно, по словам эксперта, "силен и механизм GR - government relations".
Как говорится, без комментариев. Остается только догадываться, скольких еще подрастающих и уже получающих образование за рубежом "золотых" деток ждут высокие посты в многочисленных структурах "Самрук-Казыны".
"Питомник" региональной знати
Дети представителей региональных элит тоже находят свое место под солнцем. Например, сын бывшего депутата Карагандинского областного маслихата Каныш Тулеушин уже в 24 года занял солидную должность в Министерстве индустрии и новых технологий (МИНТ). В 25 лет он перешел в администрацию президента (АП). Обратно в МИНТ вернулся на должность уже вице-министра, едва перешагнув 28-летний рубеж.
Естественно, в анамнезе у молодого человека дипломы солидных вузов - ЕНУ им. Гумилева и университета "Оксфорд Брукс". Сейчас Каныш Тулеушин является членом правления "НУХ "Байтерек", а также входит в советы директоров АО "Национальное агентство по технологическому развитию", АО "ФРП "Даму" и АО "ЭКСК "КазЭкспортГарант".
Сын бывшего ректора ЮКГУ, а ныне депутата мажилиса Валихана Бишимбаева тоже может похвастать карьерными достижениями. "Болашаковцу" Куандыку Бишимбаеву 34 года, и он возглавляет национальный холдинг "Байтерек", ставший крышей практически для всех институтов развития.
Даулет Ергожин, сын известного химика, академика, депутата Верховного совета КазССР Едила Ергожина, не пошел по стопам отца. "Строить" трудовую биографию он начал в дочерних структурах КМГ, а в 28 стал уже вице-министром финансов, в 29 - председателем Налогового комитета. Сегодня он занимает должность заведующего отделом социально-экономического мониторинга президентской администрации.
Бывший аким нескольких районов Акмолинской области, а ныне депутат мажилиса Жексенбай Дуйсебаев тоже вырастил достойную смену. Его сын Асылбек, имея достаточно скромное, по нынешним временам, образование (Акмолинский аграрный университет), уже в 23 года работал в администрации президента, а в 32 занял пост вице-министра транспорта и коммуникаций. Сегодня он - заместитель председателя Агентства РК по развитию естественных монополий.
Отпрыск бывшего районного акима, а впоследствии руководителя департамента по делам религий Жамбылской области Сергали Айдапкелова и вовсе "утер всем нос". В 32-летнем возрасте он стал ответсеком Агентства РК по статистике, но в прошлом году лишился должности, так как не смог пройти тестирование в корпус "А". К слову сказать, в аналогичном положении оказался и сын бывшего сенатора, а ныне акима Акмолинской области Сергея Кулагина: в 26 лет Павел Сергеевич возглавил один из районов столицы, однако вскоре ему пришлось распрощаться с почетной должностью, и сегодня он руководит управлением коммунального хозяйства акимата Астаны.
Естественно, названные нами персоны - всего лишь крошки с дастархана, накрытого влиятельными отцами. Список можно продолжать до бесконечности. Сын экс-депутата парламента, ныне члена президиума НЭП "Атамекен" Кенжегали Сагадиева - вице-министр индустрии и новых технологий… Сын бывшего инструктора Алматинского обкома, а ныне главы представительства компании "Access Industries Inc." в Казахстане Габбаса Бектурова - вице-министр транспорта и коммуникаций…
Просмотров материала: 6 108