"Стало модным использовать мысли о том, что "после вируса страна будет другой». Ничего подобного, человечество прошло через многие эпидемии и похуже этой. Никто автоматически не поменял свои нравы, моральные ценности. Люди и власть быстро все забывают.
Чтобы поменять нравственные устои, природу государства, привить новые ценности, надо прилагать усилия.
Ясно одно, чтобы сохранить нашу государственность, нужны перемены, социальное расслоение общества, отсутствие общих ценностей граждан способны разъедать фундамент страны. Нам следует поменять социальный ландшафт общества и суть власти государства.
Что нужно менять?
У нас государство богатое, а народ бедный. Этот казус и впредь будет мешать устойчивому развитию страны. Мы многомиллиардные стратегические ресурсы, как углеводороды, металл не смогли конвертировать в народное благосостояние.
Абсолютное большинство населения - бедные. Олигархи, которые завладели источниками общественных благ страны, хотят зарабатывать в Казахстане, а тратить за рубежом и помогать чужестранцам. Нефтяная сфера монополизирована, работает по закрытым, серым схемам. В стране создан картель в угоду определенным группам. Он не заинтересован в создании открытых правил игры.
Нефть теряет свое былое значение мировой "политической дубинки" и источника безмерных богатств. Наша нефть, пока окончательно не потеряла свое значение, должна послужить для всех, а не для узкого круга лиц.
В Конституции РК написано, что "высшими ценностями являются человек, его жизнь". На самом деле, эта норма не соблюдается. У нас все программы, концепции, законы пишутся с точки зрения призрачных интересов "некоего" государства. В интересах "некоего" государства предлагается пойти на самые причудливые примеры патриотизма. Политика государства должна быть направлена на решение насущных проблем человека, конкретного гражданина страны. Не человек ради экономики, а экономика и экономическое развитие ради человека и его достойной жизни!
Кроме Конституции должен существовать дополнительный нормативный документ, например, "Кодекс о человеке и гражданине РК", где должны быть расписаны все социальные, правовые, моральные права человека.
Кризис будет глубоким. Надо быть готовыми к двум угрозам - бедность и массовая безработица.
Из карантина люди выйдут обедневшими, с пустыми карманами и потерей социальных и других перспектив. Нужны меры по поддержке покупательской способности граждан, также стимулирования трудовой деятельности в новых, сложных условиях.
Пустые кастрюли и холодильники также являются еще одним из вызовов ближайшего будущего. Нужны срочные меры по созданию массовых рабочих мест. Инициировать крупные строительства дорог, мостов, водохранилищ (народные строительства). Продолжить газификацию страны. Наличие газа может изменить социальный облик сельских населенных пунктов. Массово обеспечить желающих граждан земельными (до 1-2 гектаров) наделами для сельхоз работ.
Упор на агросектор экономики должен быть усилен, важно существенно расширить потенциал страны с продвижением научно-практических инструментов и знаний среди аграриев, улучшение подготовки агротехников, зоотехников и др. специалистов в сфере сельского хозяйства (проведение масштабной аграрной реформы в стране).
Следует разобраться с «квази-государственным» сектором экономики. Этот сектор ни в коем случае не должен стать дополнительным бременем для бюджета страны, а наоборот активно привлекать для него финансовые дивиденды.
Неспособные приносить прибыль структуры должны быть упразднены с проведением глубокого общественного аудита их деятельности.
Как уже сказано, крупный бизнес и банковский сектор не показали свою способность интегрироваться в интересы граждан. Они себя чувствуют «разделенными» от материнской части народа. Этот аспект может привести ко многим негативным социальным последствиям в будущем.
Очень актуальный вопрос национальной безопасности - «национализация бизнес-элиты». Бизнес элита должна быть ориентирована на родную гавань, а не на всякие «куршевели» и заграницы.
Страна нуждается в производственном кластере легкой промышленности. У нас отсутствует легкая промышленность, средняя промышленность, цеховое производство «малых вещей». Даже маски закупаем в Китае.
Мы ощущаем сильную зависимость от внешних товаропроизводителей и импорта (особенно товары первой необходимости (шампуни, мыло и т.д), медицинских препаратов и т.д.). Всестороннее импортозамещение является главным аспектом ближайшего будущего. Следует особо заострить внимание на эффективности государственного аппарата: многие несвойственные функции надо передать гражданскому обществу.
Кроме срочных экономических мер нам следует думать и о социальном ландшафте общества, вернее об его обустройстве.
Мы потребляем слишком много, ибо наша элита у запада перенимает самое худшее, а именно ее склонность к потреблению. Остальные граждане считают этот аспект нормой и пытаются в свою очередь эту элиту догнать в способности много потреблять. Отсюда и (вся наша) склонность к высоко затратным тоям, дорогим автомобилям, хотя в этом и нет никакой необходимости.
В итоге все заработанное честным трудом уходит на малополезные траты, что в свою очередь является весомым триггером низкого уровня жизни населения.
Стало понятно, что хаотичная урбанизация приносит стране огромный социальный вред. Возможно, после пандемии некоторая часть населения устремится в аулы и села. Ускоренными темпами следует заниматься повышением инфраструктуры сел: социальный облик села и его привлекательность для жизни следует повышать.
Несмотря на выделяемые многомиллиардные суммы, в Казахстане отсутствуют собственные цифровые ресурсы и платформы.
Например, индекс самоизоляции городов Казахстана долгое время осуществлялся российской компанией Яндекс. Мы были свидетелями провала с дистанционным обучением среднего образования.
Оказалось, пропускная способность электронных ресурсов правительства очень низка: наши пользователи зависимы от таких внешних ресурсов, как Zoom и т.д. Так как эти платформы зарубежные говорить об обеспечении безопасности населения в сфере цифровых данных не приходится.
За годы независимости, в пылу «нефтяного дождя» государство перестало обращать внимание на развитие НИОКР и аспекты научно-технического прогресса.
Этот момент должен быть объектом пристального внимания государства. У нас отсутствует Государственный Совет по развитию НИОКР. Находимся за рамками мирового научно-технического оборота.
Если провести анализ Постановления Правительства или решений государства по НИОКР и НТР, мы не увидим ни одного примечательного решения касающегося этого вопроса.
Одним из самых печальных экономических аспектов нашей страны является то, что за 30-лет независимости, время, казалось бы, самых «радикальных» рыночных реформ, мы не сумели создать слои собственников.
В нашей стране 95% населения лишено собственности в самом простом, классическом ее понимании. Вся собственность страны принадлежит узкому кругу лиц, а большинство населения лишены допуска к источникам общественных благ в стране.
Один нюанс, мы по старым пропагандистским лекалам на США смотрим как на страну с диктатом крупного капитала, на самом деле на 350 млн человек жителей этой страны приходится, примерно, 100 млн собственников различных источников материальных благ.
Такие страны, где множество мелких собственников, с социальной и политической точки зрения являются стабильными и устойчивыми. Людям есть что терять. К этому нам следует стремиться.
На рынке труда следует принять протекционистские меры по защите отечественных работников. Отечественная сфера труда должна быть законодательно защищена от внешней экспансии.
Пандемия показала, что усиление роли государства как основного гаранта устойчивости страны, регулирующая роль в социально-экономическом процессе будет расти.
Следует работать над логическим развитием демократической роли государства.
Будущее Казахстана за демократией и плюрализмом мнений.
В политическом поле страны будет превалировать «сетевая демократия». Только демократия должна быть суверенной. Не должно быть норм и актов, противоречащих суверенитету Казахстана, подвергающих коррозии независимость страны. В начале суверенный Казахстан, потом демократия.
Вот главный алгоритм. Государство должно заботиться о своих гражданах, человек и его интересы должны стать главным приоритетом страны.
«Ночь темнее всего перед рассветом» пандемия показала слабые стороны нашего бытия, следовательно, есть возможность выявляя и сглаживая острые углы оставаться в потоке будущей истории…".
Ерлан Саиров, политолог, член Национальнго совета общественного доверия
Автор: Ерлан Саиров -
Просмотров материала: 1 812