Чую, казахский ректорский корпус возбудился. И судя по возбуждению, ректорам, то бишь, госвузам (а их у нас оказывается 31 из 132-х), не хватает того, что дает министерство образования и науки. А ретранслятором ректорских хотелок выступил депутат мажилиса Абдиманап Бектурганов, тоже в бытности руководитель ряда отечественных госвузов – в общем, представитель системы.
По его словам, учредитель (вуза – т.е. государство), как правило, принимает меры по надлежащему содержанию и развитию материально-технической базы.
« Однако существующая система выделения бюджетных средств в высшем образовании на инвестиционные проекты, связанные с капитальными затратами, не имеют системного характера. Кроме того, в последние годы министерством практически не выделяются средства на развитие материально-технической базы региональных государственных вузов», – сказал он.
Бедные наши госвузы. Правда, с этим трудно не согласится – такое состояние мы видим сплошь и рядом. А кто виноват – вопрос другой.
Депутат мажилиса убеждает нас (вас, всех) тем, что расходы, связанные с получением образовательной услуги, носят краткосрочный характер, услуга оказана, все затраты использованы. Может быть.
«А расходы, связанные с формированием образовательной среды, носят долговременный характер, эти затраты используются в ряде процессах оказания услуг. То есть природа и характер этих расходов различны», – говорит г-н Бектурганов.
И разделение этих расходов, по его мнению, «позволит более устойчиво финансировать затраты, связанные с оплатой труда, ежегодно планировать повышение заработной платы преподавателям».
В связи с этим, депутат (экс-ректор) просит рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра методики формирования структуры образовательного гранта в контексте кредитно-подушевого финансирования высшего образования.
Мажилисмен добавил, что в настоящее время финансирование высшего образования в основном осуществляется через государственный образовательный заказ. Однако, по его расчетам, за последние пять-шесть лет инфляционные процессы практически в два раза снизили доходы вузов. И это, по мнению депутата, отразилось на заработной плате преподавателей и сотрудников, и, следовательно, повлияло в целом на развитие университетов.
Возможно, так. И это во многих случая именно так – низкая зарплата преподавателей, соответственно, и уровень самих преподов. А пыльные лаборатории и допотопное оборудование со времен Леонида Ильича?
Со всем этим можно согласиться! Но куда смотрело руководство того же вуза? Кроме госзаказа, за столько лет на свет вы произвели сотни тысяч белых воротничков! Очно, заочно! Вы превратились в дипломоделательную машину с гослицензией и под госкрышей! Где деньги, господа ректоры?
Нередко замечаю красивые автомобили под задницей ректора, который въезжает в симпатичный и ухоженный особнячок! А вот зарплата препода 90 000 тенге и микроскоп со сломанным объективом!
С чего бы народный избранник и ректоры озаботились нынешним состоянием дел? Допускаю, что они читают существующую аналитику по финансово-хозяйственной деятельности госвузов.
Так вот, эксперты говорят, что госвузы стремительно теряют долю на рынке. Все больше абитуриентов уходит в частные университеты, и прибыль частного сектора на 51% выше!!! Представляете?
Те же эксперты говорят, что в среднем в течение посткризисного периода прирост суммы доходов в частном секторе не превышал 6 млрд тенге, но в 2015 году доходы негосударственных университетов, академий и институтов увеличились сразу на 19 млрд тенге, до 102 млрд тенге. Доля частного сектора на рынке выросла до 33% с 29% годом ранее.
Плюс ко всем этим ништякам можно добавить то обстоятельство, что в МОН пришел небезызвестный Ерлан Сагадиев. Он «уверовал» (и нас убеждал) в то, что стране не хватает около 1 миллиона человек с высшим образованием.
Многие приняли за шутку, но, судя по всему, эта шутка обошлась бюджету немалые миллиарды. И в освоении этих миллиардов приняли участие (конечно) как частники, так и госвузы. Но как мы понимаем, для этого действа не было никакого научного подхода, никаких планов и стратегий – нужно было просто вывести госденьги. Для экономики, для системы образования – ноль эффекта.
Давать ли новые деньги госвузам на материально-техническое оснащение? И что мы получим в результате – это при существующей жадности ректоров и неумении управлять! Выход, наверняка, один – это приватизация государственных вузов, а лучше продать с молотка.
Выгода – мы получим хоть какие-то деньги, второе – экономия: не будет необходимости вливать бюджетные деньги в заведомо неэффективные универы и институты.
Защитники госвузов обязательно скажут, мол, где мы будем обучать нужных нам специалистов? Не нужно рыться в статданных для того, чтобы понять какой процент выпускников этих вузов устраиваются по специальности. И не надо мне говорить справках о трудоустройстве выпускников…которые собирают перед получением дипломов.
МОНу необходимо изучить, провести полномасштабный и глубокий аудит. И я уверен, что этот аудит покажет, что половина выпускников вузов, особенно, государственных – это балласт. Они тупо не нужны!
Государство вкладывает в неэффективные госвузы и не получают хорошего специалиста. Почему? Потому что госвуз не ориентирован на рынок в части качества образования – он лишь получает бюджетные деньги и выпускает специалиста с уровнем ниже плинтуса.
Потому что это так – это выгодно! Выгодно всем сторонам! Одному диплом, второму деньги! А это та рабочая сила, которую не получила экономика страны и должна быть задействована в другом месте.
Скажете – негде? Где угодно: строительство, промышленность, сельское хозяйство! Полистайте объявления! Не берут? Да, не возьмут! Потому что большая часть тех же сварщиков и трактористов точно также имеют просто корочки. В лучшем случае, получают по 100-150 тысяч тенге.
А почему наши сварщики, трактористы, слесари получают, к примеру, даже на нефтянке меньше, чем иностранцы. Потому что не знают английского, не знают о новых трендах в той же профессии. Вместо того, чтобы повысить свои компетенции (пусть платно и за свой счет), мы покупаем айфон и проводим тои. Но это тема другой статьи и не совсем касается госвузов. Простите, я несколько отвлекся.
Таким образом, распродав госвузы (за редчайшим исключением), мы вынудим их стать лучше, эффективнее, мобильнее. Боже, какую умную мысль сказал я, которую озвучили уже по сто раз.
Если не станет таким – тогда до свидания – рынок съест! Так ведь? А государство закажет себе лучшего специалиста, скажем, где-нибудь в Чехии или даже Англии.
А этого так и не хочет наш «красный ректорат», потому и плачутся, жалуются, придумывают всякие схемы, которые в нашей системе точно не будут работать на развитие вузов и высшего образования в целом.
И даже если предложение пройдет, то вряд ли ректоры перестанут ездить на красивых авто, а преподы перестанут получать мизерную зарплату! А государство останется с непотребным балластом в виде выпускника с нулевыми знаниями. А это, скажу вам, чревато!
Ничего личного, просто хочется качественного образования! В наших вузах!
С уважением, Серик Мамбетов, аульный журик с опытом работы в вузе
Просмотров материала: 2 965