"Токаев дал поручение оцифровать государственный земельный кадастр. Мне радостно и стыдно одновременно. Радостно, что наконец-то на высоком уровне занялись оцифровкой земельного кадастра. Но мне всё-таки мне стыдно.
Стыдно, что все эти годы открыто валяли дурака и было разворовано огромное количество бюджетных средств на разработку электронного системы сведений "АИС ГЗК". Всё-таки его добили, и внедрили ценой в миллиарды тенге. Обещали золотые горы людям, что с этой системой, даже вопросы очереди на 0,10 на под ИЖС вести будем. Но, что мы сейчас имеем?
Вроде есть система АИС ГЗК. Вроде, есть электронный носитель базы данных, есть земельный кадастр на бумажном носителе. Но есть огромные неразрешимые проблемы, как будто у нас и нет электронного земельного кадастра!
Ещё на заре 2000-х, когда землеустроительные работы велись на уровне теодолитного подхода, по-сути вручную, а земельный кадастр вёлся только на уровне бумажной документации, так называемой "земельно-кадастровой документации" - мы вели разговоры о создании электронного земельного кадастра, об оцифровке земельного кадастра, об электронном учёте земель, об "открытости и прозрачности кадастровых сведений".
Мы "угрохали" миллиарды тенге за внедрение системы АИС ГЗК и параллельно должны были "оцифровать" существующий земельный кадастр и на его базе приступить к планированию Генеральных планов и ПДП населённых пунктов. Этого не было сделано! Была оцифровка на словах, на деле не было ничего. Военные не хотели предоставлять координаты по землям обороны, КНБ по своему координатную сетку засекретил. Но деньги-то потратили.
Наступили 2010-е годы. Появился новый подход в землеустроительных работах. GPS - координирование. Массово, ещё тогдашние НПЦ-земы начали применять вынос и выдел земельного участка в натуру, через GPS -приемники. Обратно, границы вынесенные вручную ещё в 2000-х годах и границы вынесенные посредством GPS-приемников начали разниться, отличаться. Начались массовые наложения границ. Каждая земля лежала в полигоне наложения с границами другой земли.
Добрые соседи перестали быть "добрыми", начались судебные иски друг на друга, брат на брата. Суды переполнились исками по накладке. НПЦземы аккурат в копилку этой неразберихе начали "терять" архивы землеустроительной документации (под предлогом пожаров якобы сгорели данные, потерялись при переезде, и тд), материалы выноса, исходные ведомости координатных точек.
Этим обстоятельством пользовались недобросовестные на руку чиновники. Начались рейдерские формы захвата чужой земельной собственности через накладку и утерю важных кадастровых материалов, как доказательств.
Плюс к этому, отсутствие чёткой судебной практики, чётких и универсальных подходов для решения проблем с наложением границ в судах дало свои неблагоприятные плоды. Люди и предприниматели лишались своих земель. Возросло недоверие к судам и к правосудию в стране в целом. И тогда обещали оцифровать земельный кадастр.
Как человек, который написал кандидатскую диссертацию по правовому регулированию земельного кадастра и земельно-кадастровому субпроизводству, как человек, который с 2006 года участвует в законопроектной работе по поправкам в Земельный кодекс, как человек, который с Агентством по противодействию коррупции объезжает все регионы и проводит семинары по земельным вопросам скажу следующее:
Будет ли полностью оцифровка земельного кадастра? - Сомневаюсь, что полностью! Есть ряд существенных и объективных причин.
Во-первых, государственные секреты.
Спросите у военных, которые не хотят давать ключи по координатным точкам к координатной сетке GPS по месторасположению военных объектов, их охранным зонам и тд. Событие в Арысе, следствие этого.
Спросите у сотрудников спецслужб которые не хотят согласовывать всю координатную сетку, и дать ключи для НАО и Департаментам земельного кадастра по координатам объектов национальной безопасности. Тысячи домов, дачных и садоводческих участков расположены вблизи с стратегическими объектами национальной безопасности, включая их инженерные сети.
Во-вторых, прозрачность земельного кадастра и кадастровых сведений.
И в целом, после оцифровки земельного кадастра, априори мы должны земельный кадастр сделать открытым и прозрачным.
Будут ли к этому готовы "ағашки" которые в бытность акимами областей, городов, районов, депутатами и сенаторами Парламента, министрами получили лакомые куски огромных земель, площадь которых превышает предельно-максимальные нормы отводимые в одни руки согласно требованиям п.4 статьи 50 Земельного кодекса. Будут ли они готовы открыть про себя информацию, всей общественности?!
Готовы ли мы это сделать?!
В-третьих, социальный эффект оцифровки земельного кадастра для застроенных районов и вопросы ПДП.
А в оцифровке требуется указать не только все земельные участки, которые находятся в частной собственности и на праве землепользования. Оцифровке требуется все санитарно-охранные зоны кладбищ, куда случайно и неслучайно попали тысячи домов, дачных и садоводческих участков. Оцифровке требуется водоохранные полосы на озёрах и реках, где люди уже построились! Оцифрованым должны рекреационные, промышленные зоны. Все зоны которые десятилетиями не были оцифрованы и создавали массу проблем для промышленности, бизнеса и простых граждан.
Одним словом, оцифровке нужно подвергнуть весь Генплан и ПДП.
В-четвертых, коррупция.
Есть вопросы и коррупции. Ведь оцифровка это бюджетные деньги. И каждый норовит засунуть руку в казну.
Готовы ли мы на полную оцифровку, которую я сравниваю с настоящей революцией в земельных отношениях.
Мы готовим концептуальные основы для законодательства о цифровизации в земельных отношениях, а у нас земли и земельный кадастр полностью не оцифрован.
Поручения Президента по оцифровке земельного кадастра даёт надежду, но мне стыдно. Мне стыдно, что все эти годы народ водили за нос. Именно так. И если, после этих слов и получении Президента, не будет ничего сделано. Если, обратно средства бюджета, по сути народные деньги будут разбазарены по карманам. То это будет Финиш друзья! Будет подорвана вера во власть. Вам никто не будет верить.
Обидно за простых людей, которые каждый день сталкиваются с проблемой связанной с земельным кадастром, его оцифровкой и АИС ГЗК. То выскочит накладка и землеустроители НАО разводят руками, то красные линии, то на сухое русло высохшей реки - водоохранная полоса, то на закрытое кладбище - санитарно-охранная зона.
Главное, "блатные ағашки" плевали на санитарную зону, водоохранную полосу и подобными ограничениями. Как строили, так и строят. Как узаконивали, так узаконивают. К ним не наведываются ГАСК и Управление по контролю в области охраны и использования земель. А когда эти делают простые люди, бравые ребята с этих органов, тут как тут.
У меня на руках Концепция цифровизации в земельных отношениях, где предусматривается отцифровка земельно-кадастрового производства. Знаю, ещё будут обсуждения, будет законопроект. Часть идеи попытаются продвинуть как проект ЗРК. Будут выделены средства. Прошу донести до Алика Жатканбаевича Шпекбаева о необходимости тщательного антикоррупционного мониторинга за выделенными средствами на цифровизацию в земельных отношениях. Следующего воровства, общество уже не вытерпит.
Уважаемая Ирина Смирнова (депутат Мажилиса), прошу поднять вопрос тщательного мониторинга за целевым использованием бюджетных средств на цифровизацию в земельных отношениях. Нужно поднять вопрос об открытости и прозрачности кадастровых сведений. Вы один из немногих "народных" депутатов, которые могут взять смелость поднять поистине вопросы в интересах людей.
А остальным слугам народа, могу только сказать, о людях нужно думать. О людских интересах.
Думать хотя бы, как Бакытжан Базарбек.".
Бакытжан Базарбек, юрист в области земельного права, член СМГ АДГСПК по земельным вопросам
Сказано в facebook
Автор: Бакытжан Базарбек -
Просмотров материала: 2 006