В «Требованиях к разработке современного учебника для общеобразовательных школ Республики Казахстан», разработанных РНПЦ «Учебник» (2017 год), детально, чётко и доступно даны все инструкции по составлению учебников по обновлённому содержанию образования.
Вопрос: «Почему качество учебников, разработанных в РК, оставляет желать лучшего?»
1. Содержание учебника должно соответствовать учебному плану и образовательной программе. Следовательно, в первую очередь необходимо проанализировать учебные программы.
Согласна с тем, что поменялись лишь концептуальные подходы в обучении: ориентация учащихся на творческо-поисковую работу, практическую направленность, привитие первоначальных навыков научно-исследовательской работы.
Всё это отлично! Но ведь общие дидактические цели: ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ и РАЗВИТИЕ остались прежними. И эти цели должны системно реализоваться в первую очередь в учебных программах и после в учебниках. Именно такой подход обеспечивает фундаментальность знаний учащихся, формирует их личностную и гражданскую позиции, развивает их функциональную грамотность.
ВЫВОД: В погоне за формой потеряли содержание! Переработать в первую очередь учебные программы! И учебники!
2. В «Требованиях к разработке современного учебника для общеобразовательных школ Республики Казахстан», разработанных РНПЦ «Учебник» (2017 год) написано красиво, но кто это будет реализовывать?!
Проблема в отсутствии сертифицированных разработчиков учебных программ, учебников и учебных пособий. На сегодня сертификаты имеют лишь специалисты Центра образовательных программ, прошедшие курсы в Кембридже. Это уровень международной программы, на которую необходимо пересадить все общеобразовательные школы республики.
Согласна с тем, что концептуальные подходы должны быть ориентированы на международный уровень. Согласна с тем, что в составе группы разработчиков должны быть представители НИШ. НО основными разработчиками программ и учебников для общеобразовательных школ РК должны быть практикующие учителя.
На практике столкнулась с тем, что учителя, имеющие высшую категорию, стаж работы, результативность в большинстве случаев не могут стать разрабатывать учебники. ИХ НАДО ОБУЧАТЬ! ВЫДАВАТЬ СЕРТИФИКАТЫ! И только после этого включать в рабочие группы.
ВЫВОД: Нужно обучать и формировать команду РАЗРАБОТЧИКОВ и ЭКСПЕРТОВ учебных программ и учебников из числа практикующих педагогов.
3. Технологическая составляющая процесса. Надо обучить и сформировать команду ТЕХНОЛОГОВ для разработки учебных программ и учебников. Любая разработка – это технологический процесс. Начиная с составления технического задания для разработчиков, где будут описаны все требования к содержанию учебных программ и учебников, а также технические параметры. Это команда, которая должна отслеживать чёткость выполнения технологии на этапе разработки. И если технология не соблюдается, то расторгать договор.
На сегодня разработка части учебников отдана «на откуп» издательств, в процессе разработки процесс никто не контролирует. К моменту экспертизы на разработку издательства затрачивают миллионные средства. И используют любые средства для того, чтобы их учебник был принят МОН РК к использованию в школах. Важна принципиальность команды технологов!
Не исключаю присутствие сотрудников КНБ в составе. Поясняю: контроль сотрудников КНБ при разработке тестовой базы ЕНТ в своё время обеспечивал объективные результаты выпускников. Считаю, что качество разработки содержания учебных программ и учебников также затрагивает интересы национальной безопасности страны.
ВЫВОД: Обязательно технологическое сопровождение разработки учебных программ и учебников!
В настоящее время, в связи с необходимостью перехода на обучение предметам естественно-математического цикла на английском языке в общеобразовательных школах, Министерством образования и науки масштабно проводится курсы повышения квалификации (языковых компетенций) как учителей английского языка, так и учителей – предметников по предметам Физика, Химия, Биология, Информатика. Государством на эти цели выделены беспрецедентные средства из республиканского бюджета, порядка 6,9 млрд тенге только на 2018 год.
Любой процесс, на который затрачиваются огромные средства, должен давать ожидаемый результат.
Так, сегодня очень актуально стоит вопрос дальнейшего, посткурсового сопровождения учителей, прошедших курсы повышения квалификации, доведение языковых компетенций до уровня В 2, достаточного для разрешения на преподавание предметов на английском языке.
Кроме того, указанная категория учителей должна овладеть методикой предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для преподавания английского языка и тематической терминологией по своему предмету на английском языке.
Это достаточно затратный и небыстрый, не одномоментный процесс, однако, крайне необходимый, особенно, в свете полученных ранее сведений о языковой компетенции по английскому языку учителей английского языка в казахстанских школах, не говоря уже о компетенции учителей-предметников!
Второй момент, требующий внимательного рассмотрения – это внедрение в учебный процесс, особенно по языковым дисциплинам, базовых учебников. В следующем учебном 2019-2020 году завершается процедура отбора базовых учебников на начальной ступени образования – в 1-4 классах.
Еще на этапе обсуждения данного вопроса проходили острые дискуссии о необходимости введения базовых учебников, общество довольно неоднозначно отнеслось к данному вводимому МОН РК новшеству.
Возражения против базовых учебников актуальны и сегодня, особенно в свете перевода общего среднего образования на подушевое финансирование, одним из приоритетов которого является академическая, не только финансовая, самостоятельность, учреждений образования при организации учебного процесса в учебном заведении.
Учитель не должен быть стеснен рамками одного учебника, для эффективной организации обучения он должен иметь выбор средств обучения, в том числе и учебников.
Ведь все учебники, разрабатываемые авторскими коллективами, подчинены требованиям ГОСО, учебных программ, проходят многоэтапную научную и педагогическую экспертизы, и из общего, довольно обширного списка, выбирается только один, а при выборе велик субъективизм и мнение довольно узкого круга специалистов – пяти –шести членов Предметной комиссии.
Правильным было бы давать учителю больше свободы в выборе учебников и, соответственно, технологий, педагогических методов и приемов при ведении своего предмета, что несомненно оказало бы положительное влияние на качество преподавания.
Особенно актуален такой подход к языковым дисциплинам, к изучению языка, как неродного, будь то казахский, русский либо английский язык.
В ситуации с альтернативными учебниками в основной и старшей ступени выбор, по какому учебнику заниматься, не за учителем, а за функционерами от Управлений и отделов образования, а то со стороны заинтересованных в том или ином учебнике чиновников!
И третий момент, требующий внимания – это вопрос развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Сегодня изучению английского языка в учебных программах на всех уровнях среднего образования выделено количество часов до трех в неделю.
Дети учат английский язык, начиная с первого класса. Обучение языку проводится согласно общепринятой в международной практике Европейской шкалы владения языками (CEFR) от элементарного владения до самостоятельного и свободного.
Язык неустанно учат (и заметьте при этом тратят огромные средства государственного бюджет) с 1 по 11 класс – то есть 11 лет, а выходя со стен школы абсолютное большинство выпускников так и не владеет им не то, что на уровне С1,2, а даже на уровне В 1!
В настоящее время оценкой уровня владения языком в системе среднего образования не занимается никто, а ведь здесь речь идет об ответственном обучении иностранному языку, и в-первую очередь, со стороны учителя, на обучение которого сегодня государство тратит миллиардные средства, повышает ему уровень оплаты, а оценить качество его работы нет действенного инструментария у МОН РК.
Таким инструментом должна стать признанная в международном сообществе экзаменация уровня владения языками школьниками. Ведь на сегодня мы не оцениваем эти знания ни на одном уровне, ВОУД не всегда охватывает иностранный язык ни на уровне начального, ни на уровне основного образования. ЕНТ по английскому языку сдает ограниченное количество выпускников.
Очень важно, чтобы и выпускник основной школы, и выпускник средней школы имел достаточный уровень владения английским языком для получения доступа к международной литературе, к обучению специальностям на английском языке и мог стать востребованным специалистом в глобальном мире.
Имей он на руках сертификат экзаменов по английскому языку, признанный во всем мире, решился бы и вопрос академической мобильности студентов и учащихся колледжей.
Разработать нормативную правовую базу всех вопросов разработки, экспертизы и включения учебников и УМК в Перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в учебном процессе организаций образования.
Необходимо:
- разработать критерии и принципы формирования базы экспертов с целью жесткого отбора по компетентности кандидатур в число экспертов;
- утвердить требования к экспертам;
- проводить сертифицирование экспертов научной и педагогической экспертизы на определенный срок с выдачей сертификата национального эксперта в области экспертизы учебной литературы и переоценкой раз в 5 лет или по мере обновления учебных программ, переиздания учебников.
Как проводить сертификацию экспертов:
- обучение экспертов на специальных курсах, организуемых Министерством образования и науки РК с привлечением специалистов в области экспертизы как республиканского, так и международного уровня;
- проведение экзаменационных мероприятий независимой экспертной комиссией;
- выдача сертификата независимой экспертной комиссией.
- для закрепления ответственности экспертов за качество экспертизы процедуры сделать прозрачными, имена экспертов – доступными для издательств и авторских коллективов.;
Необходимо включение в Перечень специальностей высшего образования специальности «Учебниковедение» и подготовка специалистов в области экспертизы учебных изданий в вузах страны.
О ситуации на рынке учебников и учебно-методических пособий
Разработка учебников и учебно-методических пособий формально находится в конкурентной среде. Разработкой заняты частные издательства, создающие для этих целей авторские коллективы.
Научная и педагогическая экспертизы находятся в сфере государственной монополии. Реализует процедуры экспертизы Республиканский научно-практический центр (РНПЦ) «Учебник», подведомственный МОН РК.
Ведомство относится к учреждениям с высокими коррупционными рисками, так как победители конкурса на базовые учебники и учебную литературу, входящую в Перечень разрешенных в использовании в учебном процессе, определяются непосредственно там.
Издательства, получившие гриф «базовый учебник», получают практически монополию в сфере реализации своего продукта, и продают свои учебники по умолчанию во все организации образования. На это выделяются очень большие средства из государственного бюджета.
Проблемные моменты на рынке учебников
Процесс отбора предполагает, при правильном подходе, снижение стоимости учебника, закупаемого МИО по умолчанию. Однако, из года в год учебники отбираются без учета ценового критерия. В этом можно усмотреть лоббирование частного интереса в ущерб государству.
Так в 2016 году из государственного бюджета было потрачено на учебники – 17 млрд. тенге, в 2017 году – уже 27 млрд. тенге, а в 2018 году – 28,6 млрд. тенге. Эти цифры еще более вызывают как минимум недоумение с учетом все уменьшающегося контингента детей от младшего к старшему классу.
Так, в 2016 году при контингенте 300 тысяч детей, комплект учебник – рабочая тетрадь стоил 3100 тенге, сумма закупа составляла 930 миллионов тенге, в 2017 году при том же контингенте стоимость комплекта учебник-рабочая тетрадь уже составила 3 270 тенге и сумма закупа составила 981 миллион тенге, а в 2018 году стоимость комплекта уже была 3500 тенге, общая сумма закупа учебника и рабочей тетради составила 1 млрд 50 млн тенге.
В основном звене, там, где есть альтернативные учебники и возможность выбора поставщика с наименьшей стоимостью комплекта, цены гораздо ниже, так как конкуренция регулирует цены учебников на рынке, и государство несет меньшие затраты из бюджета на закуп учебников.
А в начальном звене, при том, что введено понятие «базового учебника» и практически монополия на рынке, которая должна логично вести к удешевлению на рынке, издательства, получившие возможность реализации своей продукции всем организациям образования «по умолчанию», вместо снижения стоимости продолжают поднимать ее из года в год.
Государственный орган в сфере образования вместо того, чтобы соблюдать интересы государства в области обеспечения учебной литературой, не деле занимается лоббированием частных интересов узкого круга издательств.
В данной аналитической записке использованы мнения педагогов из разных регионов страны, мнение родителей, вся информация из открытых источников. Приведенные цифры могут быть не точны, так как взяты из разных открытых источников, где приводятся разные цифры.
В октябре 2018 года на площадке СЦК было официально заявлено об открытии Независимого Национального экспертного сообщества в сфере образования РК. По данным сообщества, на сегодня 32 педагога по республике готовы приступить к экспертизе учебников и выдать экспертно-аналитическое заключение.
Вношу предложение, привлечь к экспертизе учебников экспертов Сообщества.
Гульбану Абенова, общественный деятель
Автор: Гульбану Абенова -
Просмотров материала: 3 542