Активность Нуржана Альтаева, пришедшего из правительства в парламент, порадовала даже спикера Мажилиса, который отметил его острый взгляд на проблемы в связи со сменой кресла вице-министра труда и соцзащиты населения на депутатское. В недавнем разговоре с министром сельского хозяйства Сапарханом Омаровым депутат вскрыл «нарыв» на теле отрасли и сейчас - в ожидании ответа. О чем же шла речь между ними – подробнее в нашем интервью.
- Нуржан Бауыржанович, на днях вы встретились с Сапарханом Омаровым. О чем шла речь?
- Мы обсудили ряд системных вопросов развития агропромышленного комплекса, имеющиеся текущие проблемы. В том числе, недостатки и барьеры по программе «Сыбаға». Я внёс ряд предложений.
Министр пообещал внимательно изучить и детально рассмотреть внесённые предложения. Под особым его вниманием будут проблемные вопросы, поднятые фермерами страны.
Мы договорились периодически встречаться для обсуждения вопросов в том числе с участием отраслевых Ассоциаций сферы сельского хозяйства.
- Как вам новый министр? Поделитесь впечатлениями…
- Он является профессионалом своего дела, имеет твёрдую позицию по многим вопросам, при этом очень открытый для конструктивных предложений.
Бесспорно, что сельское хозяйство страны в последние годы неплохо развивается, вместе с тем будем ждать от нового руководства МСХ ещё больших позитивных изменений.
- По многочисленным обращениям фермеров страны, помнится, вы еще 12 марта направляли письмо-запрос на имя министра, о чем делились в соцсетях. В чем его суть?
- Суть этого обращения в следующем. В рамках исполнения поручений Президента, в ряду иных государственных инициатив, была разработана программа кредитования «Сыбага», как один из механизмов стимулирования роста поголовья скота.
Программа «Сыбага» нацелена на мобилизацию малых и средних предприятий в животноводстве страны, увеличение доли скота в мясе и экспортной продукции.
Кредитование по программе осуществляют АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и АО «Аграрная кредитная корпорация» (через кредитные товарищества).
Отмечая положительные стороны, отмечу, что программа кредитования «Сыбага» содержит и ряд существенных недостатков, которые резко противоречат поставленным в ее рамках целям и тормозят развитие малых и средних хозяйств в данном секторе.
- Почему? Какие-то особые требования?
- Согласно требованиям, предъявляемым к заемщикам приобретаемый крупный рогатый скот обязательно должен ИМПОРТИРОВАТЬСЯ только из зарубежных стран!!! Это требование НЕПРИЕМЛЕМО и ВРЕДНО, так как неподъемно по финансам и ресурсам для малых и средних хозяйств.
Таким образом, по сути эту программу сделали недоступной для малых и средних фермеров в угоду крупным хозяйствам, поскольку везти скот из-за рубежа под силу только крупным предприятиям. Потому что это дорогой скот, огромные транспортные расходы, таможенные процедуры, необходимость держать привезённый скот как минимум полтора месяца в карантинной зоне, высокий риск падежа и завоза со скотом эпизоотических болезней.
При этом, в стране есть собственные племенные хозяйства. Но они не задействованы в закупе скота для программы «Сыбага», т.е. поставлены в заведомо неравные условия в сравнении с зарубежными племенными хозяйствами.
- На ваш взгляд, какие последствия могут быть от этих шагов?
- Такая дискриминационная политика в отношении отечественного племенного животноводства ведёт к полному упадку и потере ценного племенного маточного поголовья на развитие которого были потрачены огромные бюджетные средства.
По данным на 2018 год в Республике Казахстан имеется 1 044 племенных хозяйств, количество племенного крупного рогатого скота мясного направления в них составляет 282,4 тысячи голов.
В том числе, только через дочерние компании АО «Холдинг «КазАгро» с 2007 по 2017 годы профинансировано создание 103 репродукторов на сумму 46,2 млрд. тенге, общее поголовье привезенного маточного поголовья составило 70 879 голов.
Вместе с тем, маточное поголовье местных репродукторов и племенных хозяйств имеет ряд преимуществ в сравнении с завозимым из зарубежных стран скотом. Это меньшие затраты на перевозку и оформление скота.
Отсутствует необходимость таможенного и карантинного оформления, и, связанных с этим, затрат. Нет рисков завоза вместе со скотом эпизоотических болезней. К тому же скот местных репродукторов адаптирован под природно-климатические условия страны, соответственно, значительно меньше риск падежа.
- Какова ситуация на сегодняшний день?
- В настоящее время отечественные племенные хозяйства и репродукторы вынуждены забивать высокопродуктивный племенной скот по цене товарного на мясо!
- Значит фермеры не контролируют ситуацию?
- О чем речь? Представьте себе, по «Сыбага» фермер не может сам забить и продать свой же скот! Он ОБЯЗАН сдавать скот на откормочную площадку, причем мощностью не менее 1000 голов - а это крупный объем. Фермер хочет продавать свой скот по конкурентной цене, тому, кто предложит больше. Но по «Сыбага» он в тисках ценового сговора крупных площадок, которые сбивают цену. В итоге, фермер сдает скот ниже цены рынка. Таким образом, цели программы правильные, но методы прямо противоположны этим целям.
- Растет ли от принимаемых мер поголовье скота на селе?
- При такой ситуации фермер не может его расширить. И тут не до развития малых и средних хозяйств, не до того, чтобы они встали на ноги… Фермер, элементарно, не может продать скот по нормальной цене!
Да, программа кредитования нужна, но эти странные условия перечеркивают всю ее полезность. Тогда зачем тратить огромные средства на эту программу?
- Но что думают об этом сами фермеры?
- Ко мне поступил ряд жалоб от фермеров именно на эти условия. На основе этих обращений, я обратился к вновь назначенному министру сельского хозяйства. Думаю, что Сапархан Кесикбаевич, как человек опытный и настоящий профессионал своего дела, рассмотрит данный вопрос и примет правильное и выверенное решение. Я буду держать вас в курсе событий!
- Нуржан Бауржанович, еще один вопрос: вы подняли проблему женщин, трудящихся почти в 1,7 млн личных подсобных хозяйств. Какие ваши предложения?
- Мой запрос касался ситуации сельских регионов страны, где проживает почти половина населения и наиболее низкие доходы. Программа развития предпринимательства в сельской местности, на мой взгляд, недостаточно учитывает гендерный аспект.
Считаю, что нам необходимы меры по развитию предпринимательства среди женщин на селе. На селе женщины не мобильны, недостаточно образованны, не имеют возможности для полноценного развития, для занятия бизнесом. Низкие доходы среди женщин на селе являются серьезной проблемой, тормозящей развитие в региональном и национальном масштабе.
При этом, подходы к развитию женского бизнеса на селе должны предполагать программу обучения базовым навыкам предпринимательства и консультации по поводу наиболее актуальных направлений.
- Спасибо за беседу!
Гульмира Сарбасова, Матрица.kz, Астана
Просмотров материала: 6 248