Вопрос на засыпку: на что можно было бы пустить 1,2 млрд. тенге, окажись «лишние» деньги в бюджете? Ответ на этот вопрос знает исполнительный директор объединения юридических лиц Союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев. Но есть ли у нас «излишек» в бюджете и где же он засветился - в интервью специально для Матрица.kz
- Адилбек, сегодня внимание интернет-сообщества приковано к полемике, разгоревшейся на Фейсбуке между вами и Рахимом Ошакбаевым. Вопрос, как мы поняли, стоит о неправомерном распределении 1,2 млрд. тенге... Расскажите подробнее о сути конфликта...
- На самом деле, никакого конфликта между мной и Рахимом Ошакбаевым нету. У меня лично - как у человека, даже как у представителя Союза, нет каких-либо личностных претензий.
Вопрос заключается, просто-напросто, в другом - у нас Комитет обрабатывающей промышленности где представлены ассоциации, которые непосредственно относится к обрабатывающей промышленности, то есть, грубо говоря, заводы.
Разные отрасли: мебельная, легкая промышленность есть представители фарммед-индустрии, Казхимпром и так далее…
У нас сейчас 9 отраслевых ассоциаций, 7 из которых аккредитованы в НПП, у них есть самостоятельная голоса. Плюс наш Союз аккредитован. Понимание есть, мы защищаем интересы заводов.
Тут самое основное то, что сама НПП утвердила правила аккредитации, в которых говорится - нужно иметь три года в качестве опыта работы, либо содержать в штате сотрудников - не менее 3 человек, имеющих соответствующий опыт работы в определённой отрасли.
- А в данном случае?
- Что удивительно, в данном случае на средства претендовали не заводчане! Это просто консалтинговые компании, которые в спешном порядке создали свою ассоциацию. По базе Минюста выходит, что там всего лишь два учредителя. Один из них, получается, общественный фонд «Талап» - где учредителем является брат Рахима Ошакбаева, а сам он - руководителем. И вторая ТООшка – казахстанская, но…
- В бизнес-среде бытует мнение, что среди компаний под патронажем Рахима Ошакбаева фигурирует дочерняя российская компания. Что известно о ней?
- Конечным бенефициаром и учредителем последней, о чем я рассказывал, является российское рейтинговое агентство - это россияне. Так вот, они вдвоем учреждают, а кто члены – мы их вообще не знаем. Какое это имеет отношение данное рейтинговое агентство к нам? И так быстро пройти аккредитацию - для нас это как-то непонятно!..
Мы проходили аккредитацию 7 месяцев, но с даты создания мы просуществовали 11 месяцев для того, чтобы получить аккредитацию в НПП. При этом мы реализовали два проекта, пресс-конференцию дали на всю стран, провели бесплатный семинар. Мы участвовали в консультативно-совещательных органах при госорганах. Действительно, работу делали, давали отчёт, после этого ещё несколько месяцев мы ждали, пока получили аккредитацию…
- С чем связана такая спешка в распределении средств, на ваш взгляд?
- Компания создается 14 января, 15-го февраля ее уже аккредитовали, 21-го выдали свидетельство и уже 22 нас просят, чтобы мы согласовали заключение с ними договора на осуществление с ними функций НПП на 1,2 млрд. Ну, извините, осуществление функций НПП, возмещение этих затрат для всех идёт из членских взносов, обычно, в районе 30%. А тут, вдруг, приходит какой-то госорган, отдает им, якобы, госзадание. Хотя, надо бы проверить госзадание или то, как эти деньги пришли в Нацпалату.
И они без конкурсных процедур хотят отдать этой ассоциации, которая нигде не была засвечена, ни о каких проектах мы не слышали. Соответственно, возникли вопросы: первое - обоснуйте бюджет, второе – ответьте, кто эта ассоциация и третье - как она попала к нам в обработку, из-за чего появилась масса непонимания, негодование, и - так далее.
Ассоциация легкой промышленности была против, Казхимпром – против, мы – против, мебельщики – против. Другая ассоциация химиков потребовала обоснования бюджета…
Потом пошли звонки - нам начали объяснять. Исходя из разговоров, как мне дали понять, это готовилось под «Талап» - под Рахима Ошакбаева.
- Чем же зарекомендовали себя компании Рахима Ошакбаева для выделения столь баснословной суммы денег. Как долго они существуют? Была ли конкурентная борьба за эти средства и почему в предпочтение отдано именно им - на каком основании?
- Теперь и у нас появилось право задать вопрос – почему так? Есть правила, которые нужно соблюдать, есть сроки, опыт, который должен быть. Ничего об этом не известно – тут они быстро как-то все сделали. Мы начали задавать вопросы – дают обычные сухие ответы.
И мы решили это опубликовать и не допустить распределения этих средств таким образом этой ассоциации. Пусть проводят открытый конкурс. Но вообще, наша позиция – отдать средства казахстанскому Центру промышленного развития. Это при министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
С другой стороны, если деньги будут тратиться непонятно куда и как, тогда зачем тогда нам нужен этот Центр с большим штатом, с большим бюджетом?! И ведь нет гарантии - какой будет эффект?!
Согласитесь, с ГосАОшки всегда можно спросить – что и как, что вы сделали, что за анализ, что это даст, насколько эффективно потратили бюджетные деньги? Это же, все-таки, наши налоги. Поэтому и народ, и бизнес имеет право знать как это, все-таки, получилось?
- А стоит ли «овчинка выделки» - кто и как определил что данное исследование тянет на 1.2 млрд тенге?
- Почему на сегодняшний день бюджет более 1,2 млрд? Кто определил его - на сегодняшний день нам неизвестно. Но я думаю, что этот бюджет утверждал госорган, который выделил эти деньги - это ведь какое-то из министерств. Ну, а кто им давал данные – это надо проверять! Кто дал им маркетинговые цены, как они обосновали этот бюджет?
Мы тоже хотим знать: почему именно 1,2 млрд? Что сюда входит, какие показатели брались, на основании каких ценовых запросов, ответов или коммерческих предложений формировался такой бюджет? Хотим знать - до подробностей распределение всех этих цифр.
Я поэтому говорю, что это вопрос к МИИР и к Миннацэкономики - не только в части того, почему именно таким образом деньги попали в НПП, а также – почему именно такой бюджет?! Если это было заложено, в свое время, под тот же самый АО «КИРИ», ну, тогда деньги и должны были уйти в это самое АО «КИРИ»!
- Так, все-таки ушли деньги или – нет? И какую позицию в этом вопросе могла бы занять НПП?
- Раз НПП говорит, что будет совещание, значит, деньги эти все-таки еще не ушли, и это плюс. Мы будем контролировать - как они распределятся, какой будет эффект и что мы, заводчане, получим от того, что какая-то ассоциация пришла и решила провести анализ того, насколько мы способны экспортировать, либо неспособны, какой потенциал и т.д. Хотя, я думаю, наша ассоциация лучше знает отрасль и может дать гораздо больше полезной информации. НПП мог бы свести это все и сделать вывод - стоит тратить деньги или нет?
- С кем из предпринимательских кругов было согласовано решение по выделению средств консалтинговым компаниям Рахима Ошакбаева?
- Я, честно говоря, не знаю, с кем согласовали решение и какие ассоциации дали согласие. Это проще в НПП спросить. Но наша позиция такая, по крайней мере, даже если мне придется уволиться из Союза, я свое решение не поменяю. И на своей позиции буду стоять!
Я также не знаю, чем его фонд отличился и какие у него есть заслуги. Ни один из заводчан не говорил мне, что результаты его деятельности как-то повлияли на улучшение деятельности какого-либо нашего завода.
Относительно высказывания Рахима Ошакбаева по поводу кресла в Туркестанской области за 400 с чем-то тысяч– мол, почему так дорого и зачем, то такой же вопрос теперь могу задать Рахиму Ошакбаеву самому: почему же целых миллиард двести – так дорого стоят его исследования?
И пусть бюджет полностью опубликует для общества: почему такие затраты и зачем нужно столько денег для того, чтобы сделать исследования. И посмотрите, в прошлом году, когда для концепции программы ГПФИИР 3, когда делало исследования АО КИРИ – сколько денег оно потратило? Наверное, можно сопоставить и понять, какой эффект и нужно или не нужно это?
- После объединения КИРИ и Надлога у вас стоит вопрос - куда должны уйти деньги?
- Нет. У нас не стоит вопрос – куда должны уйти деньги. Это первое. Второе, мы вообще не претендуем на эти деньги – мы несколько месяцев назад отправили письмо, чтобы заключили договор с нашим Союзом на осуществление функции НПП на безвозмездной основе.
То есть, нам деньги не нужны – мы готовы работать защищать свою отрасль, и для этого мы не будем просить денег ни у НПП, ни у кого-либо. Это раз. Второе: нас интересует – как этот бюджет сформировался раз, как он будет уходить в конкурентную среду - это два.
И если это госзадание, то это должны делать те АОшки, у кого по закону прописаны функции. Скорее, это Центр промышленного развития, о котором я говорил.
Если это бюджет госоргана, который должен осуществляться на конкурсной основе, тогда конкурс должен проводить госорган, а не НПП! У меня вопрос тогда - как они (средства) к НПП попали? И нам предстоит завтра подписывать, давать свое согласие и отвечать перед обществом: почему мы дали согласие на то, что какая-то непонятная ассоциация будет осваивать эти деньги?! И будут ли результаты?! Мы не готовы нести ответственность, тем более, пятнать свою репутацию.
Раньше вопросами индустрии при министерстве индустрии и инновационного развития занималось АО «КИРИ». И у них был еще АО «Надлог», которое занималось местным содержанием. Правительство приняло решение два этих института объединить и создать Центр промышленного развития. Соответственно, и их функции, прописанные в Кодексе Предпринимателя,объединились. Исходя из этого,этот институт и должен напрямую заключать контракты с министерством по индустрии и инфраструктурному развитию.
- В своих постах на Фейсбуке вы уже вопрошали: «зачем нужен ЦПР, если бюджетные деньги уходят в НПП, а далее …?»
- Именно ЦПР должен этим заниматься. Если у него не хватает специалистов, то пусть объявляет конкурс и нанимает людей. Но почему это идет через НПП? Почему НПП занимается такими вопросами мне – непонятно!
Хочет НПП заниматься такими вопросами – пусть занимается за счет своего бюджета, а не за счет государства! Но тогда, если средства отдают НПП, тогда надо Центр промышленного развития ликвидировать, сократить эти места и не тратить на него бюджетные деньги. Вот и все!
- В этой ситуации какие у вас возникли вопросы к МИИР РК и МНЭ РК?
- Мы хотим понять: либо у МИИР, либо МНЭ был этот бюджет по этой специфике, исходя из этого, они должны понять: почему они передали и почему это так осваивается? Если это бюджет МИИР, то к нему вопросы, потому как это они этот бюджет отдали, а вопрос к МНЭ – как бюджет сформировался.
Но вопрос к МНЭ - почему такой бюджет, все равно остается к обоим госорганам. Так как занимался индустрией и полностью формировал бюджет МИИР, а МНЭ,так скажем, согласовывал. Поэтому, министерства пусть объяснят: почему такой бюджет и почему такой путь освоения этих денег?
- Вы сказали, что на практике, согласно договора с НПП, ассоциации, аккредитованные в Нацпалате, получали взамен на оказание услуг возврат части (до 30%) обязательных членских взносов в Атамекен, которые члены ассоциаций оплатили согласно Закона. Но суммы всегда были мизерные. Как будет на этот раз?
- Ну, все зависит от того, сколько денег заплатят члены и, соответственно, из этих сумм будет возмещаться. Но знаете, это честно говоря, на самом деле - небольшие деньги. Может быть, кто-то и получает - крупный какой-нибудь бизнес - горнорудники, Казэнерджи, Союз машиностроителей, но у основных ассоциаций нет больших членских взносов - больших денег там не будет.
Но это, понимаете, возврат этих денег. А здесь-то вопрос стоит о деньгах, выделенных с госбюджета. Неизвестно, как можно затянуть их под функции НПП и по этой стратегии пытаться отдать деньги?! Вопрос стоит не в том, что передали эти деньги, а в том - что была попытка, таким образом, заключить прямой договор с ассоциацией. Якобы, под осуществление функции НПП, но на самом деле – отдать под исследования.
Вот в этом – вся проблема! А надо бы проводить открытый конкурс. Должны быть выставлены четкие требования, требования спецификации, результаты какие-то нужно получить, а потом, на конкурсной основе выбрать того, кто будет это осуществлять.
- В нашей стране при распределении грантовых средств уже не первый раз попираются квалификационные требования. Первый случай, получивший большой резонанс - конфликт, возникший при распределении грантов на научные изыскания. Тогда, помнится, сообщество ученых заняли принципиальную позицию и, по сей день - отстаивают ее. Ситуация привлекла внимание антикоррупционного ведомства. Скажите, как, по вашим ожиданиям, будут складываться обстоятельства на этот раз? Проявят ли представители бизнеса ожидаемый конформизм или еще предстоят дебаты?
- Вы знаете, что именно в нашей ситуации, кое-кто распорядился распределить эти средства - 1,2 млрд, на исследования вновь созданной ассоциации. Я думаю, что на это должно обратить внимание Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, Генеральная прокуратура. Они должны полностью «прошерстить» происхождение этих денег, какой госорган отвечает - почему они отдали НПП, почему не отдали ЦПР и так далее.
То есть, здесь не должно быть никаких дебатов. Должно быть четко: проверка, правовая оценка, утверждение этого бюджета, его распределение, попадание в НПП и как НПП пыталось что-то сделать. Сейчас, они, конечно, красиво говорят, что «мы будем обсуждать, будет конкурс». Но попытка была и это зафиксировано документально!
Исходя из этого, нужно проверять: раз, попытка была, значит, был какой-то интерес в этом. Необходимо теперь всю цепочку проверять. Исходя из этого, Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, Генпрокуратура не имеют права отмалчиваться и быть в стороне.
Нужно проверять! 1,2 миллиарда это не какие-то деньги, которые валяются на улице - на них можно построить много квартир и распределить тем же многодетным семьям, тем детям, о которых один из замов председателя НПП и правления говорил, что «мы как бизнес - будем помогать!». Ну, вот, и отдайте деньги им, чем просто так отдавать, непонятно - кому.
- Могут ли проявить конформизм контролирующие органы, учитывая, что это НПП? Существуют ведь, определенно, негласные правила игры?
- Если есть какие-то негласные правила между НПП и госорганами, то я считаю, это недопустимо. И это, как раз-таки и есть попирание законов. Поэтому такие вещи допускать нельзя и всех таких чиновников, и представителей НПП надо привлекать к ответственности. И если надо к уголовной, и - сажать, чтобы неповадно было! Пока не будет верховенства закона в нашей стране - порядка не будет, и ни одна отрасль в жизни развиваться не будет!
Гульмира Сарбасова, специально для Матрица.kz
P.S. Сам Рахим Ошакбаев заявил, что Процедуры по выделению Т1,2 млрд на изучение экспортного потенциала абсолютно законны.
«Никому ничего не выделили. В настоящий момент идут процедуры голосования. Все, что там написано (у Бектибаева – ред.), все, что описано – это абсолютно законные процедуры. Соответственно, нам, казахстанским компаниям экспертным, предлагают поучаствовать в оценке экспортного потенциала. Для этого была специально создана ассоциация, в которую вошли на старте те компании, которые есть, но открыто членство, соответственно туда будут включены и другие консалтинговые компании», — сказал Р.Ошакбаев корреспонденту агентства КазТАГ в понедельник.
Просмотров материала: 6 606