С дипломом в село. Примерно так без, всякой иронии, можно охарактеризвать карьеру главы холдинга «Олжа Агро» Айдарбека Ходжаназарова. Учился в Нархозе, работал в крупных компаниях Алматы и Астаны, жил в Европе, а сейчас взял и возглавил крупнейший кластер в Костанайской области. «Олжа Агро» объединяет 10 предприятий, в его распоряжении 840 тысяч гектаров земли – это пятая часть обрабатываемой земли в Костанайской области, и работают в компании 5000 сотрудников.
– Сами вы откуда будете?
– В Костанае я учился в школе, а сам родом из Кызылорды, но из-за работы отца мы переехали на север. После окончания школы я поехал учиться в университет в Алматы, прожил там 13 лет, потом работал в Астане и вот сейчас вернулся снова в Костанай.
Если честно, то приезжая сейчас в Астану и Алматы, я тороплюсь обратно - там нет времени для реальной работы. Какие-то совещания, встречи, никуда не успеваешь, а здесь у меня есть время на спорт, на себя, на работу, распорядок дня равномерный. В мегаполисах рваный график, нигде ничего не успеваешь, откладываешь, переносишь, так что мне провинциальная жизнь нравится больше.
– В чем ее главное отличие от столичной?
– Смотришь на те же посты в соцсетях, какую-то белку в Алматы все обсуждают, а нам вот только горячую воду тут дали – с мая ее не было, зачем нам ваша белка из соломы?
А еще у нас свет отключают, газа нет. И я вам скажу, основной народ, настоящий, он далек от проблем Алматы и Астаны, им белки не нужны, это как другая вселенная.
Я когда сюда приехал, мне надо было отремонтировать велосипед. Пошел к мастеру, он предложил через месяц его набрать или после зимы, то есть вот такими категориями люди мыслят в провинции. В Алматы через день этот вопрос будет неактуальным, а тут магазины до сих пор актуальны, в которые я ходил в детстве.
Улицы переименовать, памятник снести – проблема. Ленина к его дню рождения чистят в парке, причем обычные горожане, русские и казахи, молодые, им до 50 лет.
Недавно мы разговаривали с моим соседом, который жаловался на качество дорог в районе. Спрашиваю:вы сколько пшеницы собрали с гектара? Он сказал – 8 тонн. У нашей компании земли хуже, но мы получили 14 тонн, и я еще ругаю за это агрономов.
Соседи, оказывается, зарабатывают в десять раз меньше, чем можно. Ну ведь сами плохо работают, не платят налоги, а с чего им дороги делать? Нельзя потребительски все высасывать, ничего не давать взамен в виде налогов и возмущаться, требовать. Вложил в экономику– требуй, а на нет и суда нет.
– Какие мощности у вашего холдинга?
– Мощность молочно-товарной фермы 20 тонн в сутки. Планируем увеличить с сегодняшних 700 коров до 2400 с годовым удоем 9500 литров в год. За те 9 месяцев, как мы пришли сюда, вложили в предприятие порядка 30 млрд тенге, и уже с них начинаем зарабатывать. Рост удоев за это время вырос на 15 процентов.
Много вопросов нерешенных, например, по «Джон Дирам», которые были куплены до нас на 470 миллионов тенге, почти полмиллиарда тенге. Сейчас думаем продать их и купить наши, казахстанские, но те в залоге, это такой якорь, камень на шее.
– Наша техника разве может сравниться с американской?
– Мы все ездим на иномарках сами, но картошку и стройматериалы-то мы в них не возим. Вот и у нас производство, и оно должно быть экономичным, не в ущерб, конечно, самому процессу. «Джон Диры» качественные, но в эксплуатации они дороже нашей техники в пять раз.
– При этом вы модернизируете производство импортными программа-ми, коровам ввели болюсы, установили систему контроля «Свой –чужой» для водителей…
– Мы заинтересовались цифровизацией с точки зрения ее экономического эффекта, изучали разные предложения, в том числе, и абсурдные, и вот остановились на тех, которые реально нам помогут увеличить урожаи, поголовье, объемы производства.
- Как вы решились на эти фантастические болюсы? Датчиков контроля состояния коров и даже их половой охоты, кажется, в Казахстане нет еще ни у кого?
–Думаю, что мы первые. Но удои у нас повысились на 15%, и поголовье растет. Сейчас изучаем из-за чего конкретно – системы контроля, условий, питания, обращения.
На самом деле коровы – как люди, у них тоже своя иерархия есть в коровниках, свои «паханы». Если такая ходит у поилки, то коровы послабее туда не подойдут и останутся без воды, а мы недополучим молока.
Мелочь, но она влияет на производительность, и с помощью болюсов мы заботимся о здоровье, чувствах, состоянии и соответственно об удоях коровы.
Тоже самое с системой контроля урожая. Операторы через мониторы видят, сколько потрачено семян, удобрений, какая производительность механизаторов, водителей, комбайнеров, потом бухгалтерии легче и точнее считать вложения и урожайность.
– Есть ли в планах увеличить и производство, скажем, продавать вашу продукцию не только в своем регионе?
– Пока объемы производства не большие. Сыра, например, 20 тонн в сутки, на большее завод не рассчитан. Но в будущем мы хотим развить ферму до показателя самой образцовой в республике. Ведем переговоры с итальянцами по строительству, есть договоренность с Министерством сельского хозяйства, чтобы здесь сделать центр молочников – эталон молочно-товарного производства.
Сыр реально продавать в других регионах, молоко – нет: оно не выдержит перевозки. Слишком натуральное – киснет через пять дней.
Финансист во мне, конечно, подмывает пойти на уступки с совестью и начать применять добавки для длительного хранения продукции, но у нас контракт со школами, детскими домами здесь и вот это сдерживает, потому что у нас к качеству детской продукции подход особый. По сходной причине отказались от производства колбас и сосисок. Ну не сопоставимы они с мясом, его мы продаем в чистом виде.
– Вы с таким подходом можете и не заработать, сельское хозяйство и без того сложный бизнес...
– Да, нужно менять устои в аграрной политике. Вот смотрите, есть гектар земли. Если посеять там пшеницу, то можно заработать 15-20 долларов. А можно посеять там более маржинальную культуру, например, лен, тогда заработаешь уже сто долларов с гектара.
Следующая ступень – это посадка кормовых культур, ими можно накормить корову, получить молоко, продать его и получить уже порядка 200-300 долларов с гектара. В этом случае цепочка сложнее, конечно, необходимо добиваться удоя, качества кормов, выстроить маркетинг.
Этим аграрии не хотят заниматься. Вот почему у нас аграрка в таком плохом состоянии, потому что у нас у фермеров сознание «арестовано» вот этими 15 долларами и пшеницей.
Мы начали это менять, сеем лени другие масленичные, чтобы повысить рентабельность, развиваем животноводство и сеем кормовые культуры, это для нас уже иной уровень. Корова –это как мини-завод: ты вкладываешь в нее зерно и получаешь продукт с добавленной стоимостью. Одна скотина– мини- завод, десять тысяч – уже крупная фабрика.
Стратегия нашего холдинга - не сеять просто зерно, это невыгодно. Цены на него очень волатильны и варьируются от 5 долларов возврата с гектара до 20 долларов. То есть можно миллион гектаров засеять и заработать с вложенных 150 миллионов всего 7 миллионов. В таком случае легче на депозит эти 150 миллионов положить и получить 15.
Отсюда и возникла идея диверсифицировать производство с учетом севооборота – сеять злаковые, масленичные, кормовые, чередовать их, содержать землю при этом в хорошем состоянии.
– Как вы справляетесь с проблемой нехватки кадров на селе?
– Заключили договор с Костанайским университетом на подготовку за наши гранты специалистов. Обеспечим их потом работой, практику тоже будут на нашей базе проходить.
Тут ведь была проблема. Оказывается, гранты на агроспециальности доступны, там нет конкурса, и поступают туда девушки, которых никуда не взяли. 70% из них делают это просто ради диплома, потом они выходят замуж и кладут этот документ в шкаф.
Вот мы это учли и потому перед тем, чтобы выдать еще и свой грант, беседуем с абитуриентами, отсеиваем тех, кому эта учеба нужна для последующей карьеры. И такие есть, немного, но есть.
Но существует и другая проблема, которую нам одним не решить. Молодежь бежит из сел, нет у них огня в глазах и желания вернуться домой. Университет для сельчан – это путевка в жизнь, которая помогает им выпрыгнуть из аула. Хотя работа тут есть, но нет условий для жизни образованного человека.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 9 483