Поделюсь своим мнением о самозанятых на селе. По моим расчетам на селе их больше, чем указывается в официальных документах. На селе живет около 8 млн человек, из них примерно 4 млн экономически активного населения (ЭАН). Наемной работой постоянно заняты 500-550 тысяч человек - госслужащие, гражданские служащие (учителя, врачи и тп), работники АО, ТОО и тп. Иногда в статистике появляется цифра 1,2 млн занятых, но это за счёт сезонных работников. В итоге самозанятых на селе около 3-3,5 млн человек. Это цифра согласуется с количеством ЛПХ на селе - 1,65 млн.
Действительно, проблема получила особую остроту с введением медстрахования (ОСМС), но она была и раньше - в связи с необходимостью пенсионных, в ЕНПФ, и социальных, в ГФСС, отчислений.
С 2010 года государство пошло на реализацию «Дорожной Карты занятости-2020» (ДКЗ), по которой самозанятым стали предлагать обучение, переезд и кредиты по 3 млн тенге для начала собственного бизнеса с одним условием - зарегистрироваться как Индивидуальный предприниматель (ИП).
Но сельчане не хотят становиться ИП из-за опасений в последующем налогового усиления. Это с одной стороны. С другой, наука говорит, что людей с предпринимательской жилкой в обществе всего 3-4%! Не может из 4 млн ЭАН на селе быть 3 млн или 1 млн предпринимателей!
В чем выход? Я предлагал, по крайней мере на селе, объединить возможности двух программ - Госпрограммы АПК (ГАП), по которой создавались сельхозкооперативы (СХК) для ЛПХ, и Программы «Продуктивная занятость» (ППЗ).
По ДКЗ давали кредиты, сельчане покупали скот, приобретали мини-теплицы и тд, но у них не было возможности продать произведённую продукцию по справедливой цене.
Кооперативы призваны решить эту проблему. Суммы, необходимые на господдержку СХК, небольшие. Это недобросовестные критиканы ГАП раздули на всю страну шум о том, что по ГАП все деньги у сельского хозяйства, у крупных и средних аграриев отобрали и кинули на поддержку только СХК и ЛПХ. Даже по официальным данным самого МСХ в 2017 году на кредитование 342 СХК выделили 3,4 млрд тенге, то есть по 10 млн тенге на один СХК на приобретение молприемных, убойных пунктов, транспорта и тракторов.
Половина этой суммы вернулась в качестве инвестсубсидий 50% их стоимости, для этого было выделено 1,7 млрд тенге. На субсидирование услуг СХК своим членам выделили менее 500 млн тенге (например за сбор, хранение, сдачу молока молзаводам из расчета 10 тенге за 1 литр). Итого вся господдержка 342 СХК за 2017 год по ГАП составила 3,4 млрд кредитов и 2,2 млрд тенге субсидий. При том, что всего субсидий АПК за этот же год выплачено около 200 млрд тенге, то есть, на СХК субсидий всего около 1%!
Надо отметить, что 7 390 членов этих же 342 СХК получили кредиты на сумму 22,5 млрд тенге, на которые приобрели около 100 тысяч голов КРС и др основных средств. Но это деньги не ГАП, не МСХ, а деньги ППЗ, деньги Минтруда, т.е. те самые 3 млн тенге для самозанятых.
В стране около 2,5 тысяч сельских округов. Если даже только в них создать СХК, то в течение 5 лет реализации ГАП, на поддержку СХК потребовалось бы:
- 25 млрд тенге кредитов на приобретение оборудования, из которых 12,5 будут возвращены самими СХК, а 12,5 млрд тенге в качестве субсидий тоже будут возвращены;
- и максимум 40-50 млрд тенге на субсидирование услуг СХК своим пайщикам, тем же ЛПХ, точнее самозанятым.
Получается в год около 8-10 млрд тенге субсидий или 4-5% всех субсидий сельскому хозяйству.
Далее. Как решить проблему с отказом ЛПХ регистрироваться как ИП, соответственно с платежами в ОСМС, ЕНПФ, ГФСС?
Уже сегодня по налоговому законодательству есть такой налог - у источника выплаты в размере 10% от суммы выплаты. При сдаче ЛПХ своей продукции в СХК, последние производят удержание этого налога. Вот этот налог можно было бы назвать по другому и администрировать налоговой службе самостоятельно, по примеру патента или того же ИП - часть в ОСМС, часть в ЕНПФ, часть в ГФСС, часть в бюджет.
Другая проблема в том, что выделяемых из бюджета средств на кредитование сельских самозанятых по ППЗ в сумме около 27 млрд тенге в год крайне мало. Даже по 3 млн тенге в одни руки - это всего лишь 9 тысяч получателей в год. У нас только ЛПХ в стране 1,65 млн единиц, т.е. нужно почти 200 лет, чтобы обеспечить всех кредитами. Кроме того, оператор кредитования ППЗ - АО «Фонд финподдержки с/х» (ФФПСХ) привлекает в качестве посредников микрофинансовые организации (МФО).
Но они не могут обеспечить охват всех сел. Надо по примеру России и по собственному опыту кредитных товариществ дать возможность СХК кредитовать своих пайщиков. Закон позволяет это.
ФФПСХ мог бы кредитоваться в банках на сумму 100-150 млрд тенге, ставка 10-12% субсидировалась бы. Далее ФФПСХ кредитовал бы СХК.
Общая сумма субсидий на поддержку СХК плюс субсидирование ставки банков составит 20-25 млрд тенге, что сопоставимо с общей суммой кредитов по ППЗ, но намного меньше, чем, если государство платило бы за сельских самозанятых в ЕНПФ, ОСМС и ГФСС.
Главное, чтобы МСХ не считало себя только Министерством агробизнеса и занималось только несколько десятками крупных агроформирований, но и обратило бы внимание почти на 150 тысяч мелких КХ и на 1,65 млн ЛПХ, которые в совокупности производят 50% валовой продукции с/х, а в животноводстве более 70%!
Совместные усилия МСХ, Минтруда и акиматов могут за 3-4 года решить проблему самозанятых на селе.
Толеутай Рахимбеков, экс-вице-министр сельского хозяйства
P.S. Вообще с понятием «самозанятый» надо грамотно и аккуратно определиться. Даже в советское время со статьей в Уголовном кодексе за тунеядство были работники, которые не ходили на работу на заводы, в конторы, совхозы, трудились у себя дома, на даче. Например, писатели, композиторы, художники.
Если часть, причём значительная часть сельчан не хочет работать на кого-то, хочет трудиться у себя на разрешённых законом для ведения ЛПХ 0,25 га, производить продукцию и излишки ее в качестве общественного блага сдавать через СХК, то почему надо заставлять их идти наниматься работать на кого-то, регистрироваться как ИП.
Может просто создать им условия?
Источник: Фэйсбук
Автор: Толеутай Рахимбеков -
Просмотров материала: 2 180