Если президент считает, что министр образования и науки Ерлан Сагадиев знает лучше, чем президент, то, наверное, министр знает лучше, чем мы все вместе взятые. Правда, судя по брожению и шатанию МОНа, я бы не был столь однозначным как Елбасы. Я не скажу, что силен в образовательной тематике, и подвергать анализу те или иные телодвижения действующего научно-образовательного ведомства не могу. Могу лишь судить с обывательской колокольни и с точки зрения здравого смысла и соответствия законам. По-своему, как я вижу. Если неправ, то поправьте.
К примеру, трехязычие. Я считаю, что это чистой воды бредятина! Не нужно учить всех биологии, химии, физике на английском. Обучать с 1 класса языку Шекспира – тоже против. У нас есть еще (кто забыл или не знает) язык Абая и Шакарима, который должен знать каждый казах и каждый гражданин этой страны! Почему? Да патамушта! И Конституция у нас есть, если кто забыл!
Если трехязычие – бред, то и обучение тех, кто будет обучать иностранному, то бишь новых знатоков тех же биологии, химии и физики, это вообще волюнтаризм! Потратить кучу государственного бабла на заведомо невозможное (а больше ненужное) – это вообще вредительство, на котором еще умудряются заработать! Чаще нечистым путем!
Или эти кунделики и прочая цифровая карусель. Нет, я не против цифровизации – веление времени – делать надо. Наверняка, руководство МОНа представляет будущее образования и науки на ближайшие 10-12 лет (до 2030)! Наверняка, анализирует мировые тренды, но, повторюсь, то, что делает оно – ни в какие ворота!
Ведь любые стены и крышу ставят на фундамент?! Без никакой инфраструктуры, без подготовки, без того же интернета и прочих «без» вводить новшества – это, как минимум, бежать впереди телеги! И это должен, обязан понимать первый руководитель профильного ведомства. А Глава государства, похоже, понимает лучше, и что будет происходить в мире в 30-е годы тоже и намекает министру.
«Ты лучше меня знаешь, сейчас для будущей экономики, которая грядет в 30-ых годах, совершенно другие люди должны быть», - сказал Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства, обращаясь к Е.Сагадиеву.
Но я не стал рвать лепестки ромашки и строить догадки и обратился к спецу, мол, о какой экономике говорил президент?! Хотя, и догадывался – читаем ведь и видим, куда и как идет мировая экономика.
Мой эксперт уверен, что Елбасы говорил о конкурентноспособной экономике, которая может позволить Казахстану занять достойное место в мире.
«Соответственно, образование должно быть эффективным! – считает Жанна Мендыбаева, руководитель Бюро образовательных технологий "UniverSity". - Оно должно обеспечивать и развивать интеллектуальный потенциал граждан страны, если говорить о государственном заказе образованию. Если же задуматься о человеке, об отдельной личности (ученике, студенте, родителе), то образование должно сформировать универсальные навыки, позволяющие молодому человеку быть успешным сейчас и в перспективе».
«У нас часто получается, что формулируя задачи образования мы, как «мещане во дворянстве», пытаемся подготовиться к особому случаю, но не можем быть счастливы сегодня. Образование должно быть творческим, глубоким, академичным и современным (соответствующим времени), аутентичным исторической перспективе (будущей и обратной), преемственным. Невозможно, поменяв сегодня все до основания, построить что-то мало-мальски стоящее», - считает Ж.Мендыбаева.
Я совершенно согласен с ней в части отношения к образованию.
«И сегодня и через 12 лет образование должно с вниманием относиться к людям, работающим в школе-колледже-университете. Люди образования являются носителями не только знаний, но и ценностей. Можно подвергнуть оцифровке учебники, учебные материалы, монографии, но отношения профессиональные и любовь –к детям-студентам, к науке, к профессии, цифровизировать нельзя, ей нельзя научить, ее можно демонстрировать и «заражать», - уверена Жанна.
Моя обеспокоенность тем, как проводятся реформы в системе образования также нашла поддержку у специалиста.
«Мы видим лоскутный характер реформ, отсутствие последовательности и логики в изменениях, поэтому сказать, что есть какая-то база, я не могу. Попытка «посадить в нашем «образовательном саду» чужие цветы (английские, американские, финские, сингапурские), может дать неожиданные плоды (чахлые сорняки). МОНу не хватает профессионализма», - говорит мой собеседник.
Она уверена, что для формирования базы будущего образования нужно строго относиться к фундаментальным принципам и ценностям образования.
А это - академический календарь и академический план – нельзя ничего менять, когда учебный год уже начался, чем у – у нас страдают постоянно. Это ГОСО, который «колбасит» каждый год.
«Все академические изменения не имеют научного обоснования. Не помню, чтобы к изменению стандарта и программы приложили головы и руки академия педнаук им. Алтынсарина. Все нововведения переносятся с НИШ, а это в корне не правильно, поскольку обеспечить материально и качественно остальные 7000 школ невозможно. Нигде в мире программы и структуру селективных школ (школ с жестким отбором) не переносят на массовые школы. Базой для внедрения реформ, в первую очередь, должна была стать модернизация подготовки педагогических кадров в университетах», - считает Ж.Мендыбаева.
И что теперь? И до нас дошло вечнорусское «Что делать?» Ж.Мендыбаева считает, что нам нужно прогнозирование и планирование.
К примеру, через 6 лет у нас будет около 10 000 первых классов и по столько же 2-х, 3-х и 4-х, значит нам нужно 40 000 учителей начальных классов. Если наполняемость в классе принять 30 человек) сейчас нужно строить новые школы и готовить учителей нового формата. Это Жанна продолжает отвечать на вопрос по 2030 году.
По ее мнению, в колледжах нужно менять все, поскольку сегодня они готовят по тем же специальностям и направлениям, что и университеты, но не формируют новые современные специальности. Технологии же обучения в колледжах должны быть как в университетах. Директор колледжа – это менеджер, который должен решать стратегические задачи: партнерство с производством, альянсы с университетами….
Университеты – здесь нужно дать всем автономию и академическую свободу, но при этом нужно быть готовым к тому, что первые годы будет академическая анархия, она может быть преодолена выбором внятных программ для финансирования грантами студентов.
И по цифровизации Жанна никак не могла промолчать.
«Это всего-то технология. Важно оцифровать паспорта школ, колледжей, университетов, навести порядок в образовательной статистике. Ведь распределять ресурсы можно только когда есть ясная и полная картина», - уверена она.
Ну, и ее (моя тоже) любимая тема: нужны независимые ассоциации учителей-предметников, которые могли бы профессионально и компетентно мониторить и оценивать все новые программы. Кстати, когда я обратился к учителям почему, мол, не объединитесь, не создадите свою организацию, самые мирные из них посмотрели на меня как козел на новые ворота.
Можем ли мы знать, что понадобится завтра? - вопрошаю я.
«Я постоянно пытаюсь посмотреть назад и понять, можно ли было предположить в школе образца 1980-1981 года какие знания, умения и навыки понадобились к 2018 году. Трудно представить, но точно было известно, что фактов и знаний будет много и в них нужно будет ориентироваться! Ориентироваться можно тогда, когда тебя учили многому и «с пристрастием» (это когда каждый преподаватель, считает, что его предмет (язык, математика, домоводство, химия, история, рисование, физика или физкультура….) важен и без него человеком не стать. Жизнь отфильтрует! Разложит на полки и чердаки, что-то сделает актуальным знанием, а что-то уложит в глубины памяти, чтобы при необходимости вспомнить и применить. Беспамятство не является ресурсом образования», - несколько минорно, но все же с оптимизмом резюмировала моя собеседница.
Беспамятство! А ведь это плохо, если мы не помним! Если не помним лучшее! А еще хуже, наверное, не помнить кто мы и что мы, откуда мы! Чтобы знать куда идти! И это беспамятство прочно осело в нашем образовании и стало ресурсом нашего образования! А с таким образованием нам делать нечего в 30-х нынешнего столетия!
Всем не болеть и помнить всё и знать куда идти
Серик Мамбетов, аульный журик
Просмотров материала: 3 138