Группа ученых-аграриев обратилась к Генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату Кожамжарову и Председателю Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Алику Шпекбаеву по поводу нарушений в системе проведения конкурсов по научным исследованиям!
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Генеральному прокурору
Республики Казахстан
господину Кожамжарову К.П.
Председателю Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
господину Шпекбаеву А.Ж.
Уважаемый Кайрат Пернешович!
Уважаемый Алик Жаткамбаевич!
Обращается к вам группа ученых–аграриев в связи со сложившейся нездоровой ситуацией в системе проведения конкурсов по научным исследованиям.
В прошлом году мы приняли активное участие в конкурсе на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы, проводимом Министерством образования и науки. Первый этап конкурса, т.е. этап независимой специализированной экспертизы, проведенный независимыми международными и отечественными научно-техническими экспертами, мы, нижеподписавшиеся, со своими по-данными научными проектами прошли успешно, получив от 24 до 33,7 баллов из 36 возможных.
Результаты второго этапа конкурса, т.е. этапа рассмотрения конкурсных проектов национальным научным советом по направлению науки «Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции» (далее ННС по АПК) в буквальном смысле ошеломили нас - ННС по АПК одобрил проекты, набравшие на первом этапе всего 16-19 баллов.
Соответственно, отклонив проекты, имеющие свыше 30 баллов, хотя ННС по другим направлениям при отборе проектов учли заключения независимой специализированной экспертизы. Хотя в разъяснении Комитета науки приведено, что принятие решения по конкурсу является многоуровневой системой(!).
Иными словами, ННС по АПК в буквальном смысле проигнорировал результаты первого этапа конкурса, проведенных независимыми международными и отечественными научно-техническими экспертами, труд которых был оплачен за счет бюджетных средств.
По нашим сведениям стоимость одной такой экспертизы составляет 250 долларов США, соответственно на 4500 заявок государством потрачены миллиарды тенге(!). В числе отклоненных оказались и такие проекты, которые имели высокие баллы и направлены на решение вопросов «умного сельского хозяйства», цифровизации и применения современных геоинформационных и космических технологий в сельском хозяйстве в соответствии с поручениями Главы Государства в его Послании народу Казахстана.
Причину такой ситуации мы видим с одной стороны в грубом нарушении существующих правил формирования состава ННС по АПК, который и открыл путь для возможности протекционизма и лоббирования отдельных проектов, а с другой – в некачественной работе самого ННС по АПК.
Во-первых, в соответствии с пунктом 7 Положения о ННС казахстанские ученые, избираемые в составы ННС, должны иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет и индекс Хирша не менее 2 за последние 5 лет. Это сделано для того, чтобы в составе ННС были компетентные ученые с современными знаниями.
Индекс Хирша – это основной критерий, по которому оценивают уровень достижения ученого во всех развитых странах! Однако, из 17 членов ННС по АПК, 9 человек имеют нулевой индекс Хирша, а 2 имеют всего 1 индекс.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 11 Положения о ННС, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан № 519 от 16 мая 2011 года, поправка Положения в редакции постановления Правительства РК № 171 от 05.04.2017) в составы ННС не входят руководители аккредитованных субъектов научной и/или научно-технической деятельности и их заместители, а также более одного работника из одной организации. А в ННС по АПК 4 человека оказались из числа первых руководителей и заместителей первых руководителей научных организаций.
Кроме того, в нарушение требований вышеуказанного положения из 17 ученых членов ННС 3 представителя одного ВУЗа, 2 - одного НИИ. В то же время в его состав не вошло ни одного человека из более крупных университетов и НИИ.
В-третьих, согласно п.9 указанного положения, не более двадцати процентов от состава советов, но не менее одного члена в каждом совете формируется из числа зарубежных ученых, являющихся представителями ведущих мировых научных или научно-образовательных организаций, свободно владеющих английским языком и имеющих индекс Хирша не менее 10 за последние 5 лет. Это требование вообще проигнорировано, так как в составе ННС по АПК нет ни одного зарубежного ученого.
В-четвертых, самое главное некачественно была организована работа самого ННС по АПК, что нарушает п.4 «Организация деятельности ННС» Положения об ННС. В частности, по имеющейся у нас информации ряд членов вообще не принял участие в работе совета, т.к. несмотря на их просьбы не была обеспечена возможность онлайн-связи с местом проведения заседания ННС по АПК.
Кроме того, поражают сроки и скорость рассмотрения проектов. Здесь работа по рассмотрению свыше 580 проектов была завершена всего за 3 дня (!), т.е. 12 января 2018 года, хотя ННС по другим направлениям рассматривали представленные проекты до 25 января 2018 года.
Возмущения отдельных членов ННС по АПК такими сжатыми сроками рассмотрения проектов остались без внимания. К чему нужна была такая спешка? В такой ситуации мы допускаем что, влиятельные люди ННС поддержали «нужные» проекты, а сам процесс рассмотрения превратили в формальность.
Все вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что в системе рассмотрения научных проектов созданы условия для протекционизма и лоббирования интересов отдельных субъектов аграрной науки и групп ученых через «протаскивания своих людей» в состав ННС по АПК.
Все это является благоприятной почвой для возникновения коррупционных правонарушений, дискредитирует саму идею развития конкуренции среди научных организаций и ученых, приводит к потере веры научных работников в справедливость, в возможность развития аграрной науки и превращения ее в движущую силу сельского хозяйства о котором постоянно говорит Глава Государства.
Просим вас, создать комиссию и рассмотреть вышеуказанные факты нарушений, а также просим проверить соответствие состава ННС по АПК установленным законодательным нормам и правилам, правильность его действий и причастность его руководства и отдельных членов к коррупционным правонарушениям.
Рашит Ускенов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Просмотров материала: 24 460