О чем говорили на последнем ХIX съезде Коммунистической партии Китая, какие кадровые решения были приняты и что они могут означать для мировой политики?! Своими размышлениями поделился известный казахстанский синолог, доктор политических наук, профессор Константин Сыроежкин.
- Константин Львович, давайте немного уйдем в историю – правда, не так далеко. Недавно в Пекине состоялся XIX съезд КПК – событие, которое ожидали не только в Китае, но и во всем мире. Скажите, почему так ждали это мероприятие?
- Во-первых, речь идет не только о крупнейшей правящей партии мира (на 31 декабря 2016 года численность КПК составляла 89 млн. 447 тыс. человек), но и о партии, которая управляет страной, за последнее десятилетие ставшей второй экономикой мира и вышедшей за рамки региональной державы.
Во-вторых, XVIII съезд КПК (ноябрь 2012 года) и 1-я сессия ВСНП 12-го созыва (март 2013 года) лишь легитимировали приход к власти «пятого поколения» китайских руководителей. В то время ответить на вопрос, была ли у нового лидера программа реформ и сплоченная команда единомышленников, было довольно сложно.
- Чем это грозило или сулили какие-то дивиденды для лидера?
- Это ставило под вопрос, удастся ли новому руководству повторить успехи своих предшественников, сможет ли оно удержать Китай от перспективы увеличения социальных и межэтнических конфликтов, а главное – от политического кризиса.
- И что вышло на самом деле?
- «Первая пятилетка Си Цзиньпина» доказала, что новое руководство КПК и КНР не только способно «держать удар», но прекрасно знает, что ему нужно делать, а главное – как делать. Во всяком случае, прошедшие пять лет не оставляют в этом сомнений.
Руководителями «пятого поколения» была предложена не только обширная программа реформ, но и практически на всех направлениях были достигнуты значимые результаты. Причем, не только внутри страны, но и на международной арене. Именно по этой причине главное ожидание от XIX съезд КПК – что будет предложено на очередную пятилетку.
В-третьих, не меньшую интригу представляли и кадровые перестановки. Многие из руководителей КПК и КНР, занявших свои посты в 2012-2013 годах, к концу 2017 года либо достигли предельного возраста для занятия руководящих должностей, либо, оказавшись фигурантами кампании «по борьбе с коррупцией и разложением», лишились их. «Первая пятилетка Си Цзиньпина» прошла под знаком формирования «команды Си Цзиньпина», и XIX съезд КПК должен был легитимировать ее приход к власти.
В-четвертых, прошедшие пять лет свидетельствовали о том, что главные усилия Си Цзиньпина были направлены на восстановление морального авторитета КПК, главной составляющей которых стала кампания «по борьбе с коррупцией и разложением».
- Но я бы сказал, что ничего нового…
- Как посмотреть. Для того чтобы начать серьезные социально-экономические и в особенности политические реформы, новому руководству надо было сначала провести их в КПК и прежде всего – в руководстве КПК.
- И каковы результаты?
- За прошедшие пять лет Си Цзиньпин добился несомненных успехов в деле борьбы с фракционностью в КПК и «фрондой» в руководстве КНР, особенно на региональном уровне, создав условия (в том числе в виде партийных норм и государственных законов) для их локализации или упразднения.
Однако, как фракционность в КПК, так и «фронда» в руководстве КНР продолжали сохраняться, а потому XIX съезд КПК должен был окончательно расставить все точки над «i». Это стало понятно, когда за несколько месяцев до съезда в партийной прессе стал активно обсуждаться проект поправок в Устав КПК.
Пятая же интрига XIX съезда КПК – позиция Си Цзиньпина как лидера партии и государства, а также «проблема преемника». Дело в том, что придя к власти, Си Цзиньпин удивил китайскую общественность и зарубежных наблюдателей тем, что с первых дней нахождения у власти публично заговорил о значении сильного лидера для успеха нации.
- Это же, как мы понимаем, можно характеризовать как отход от так называемого коллективного управления, применявшегося со времен Дэн Сяопина?
- В какой-то мере да. Си Цзиньпин активизировал деятельность «малых руководящих групп», координирующих выработку государственной стратегии в различных областях и возглавил многие из них. И XIX съезду КПК предстояло не только дать оценку этой политической практике, но и легитимировать статус Си Цзиньпина как «ядра ЦК КПК».
Шестая же интрига – вопрос о преемниках высшего руководства КНР.
- И у них есть такая проблема или скажем самая обсуждаемая тема?
- Политическая практика последних десятилетий (с прихода к власти Цзян Цзэминя в 1989 году) сводилась к тому, что за пять лет до завершения срока полномочий действующих высших руководителей КПК и КНР (генеральный секретарь ЦК КПК и премьер Госсовета КНР) у них появлялись «преемники» из числа представителей нового поколения.
Статус «преемников» легитимировал их ввод в число членов Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК, а также назначение одного из них на должность заместителя председателя ЦВС, а другого – на должность вице-премьера. XIX съезду КПК предстояло определиться с этим вопросом.
Наконец, XIX съезд КПК должен был дать оценки внешнеполитическому курсу «пятого поколения» китайских руководителей и очертить основные направления внешней политики Китая в следующие пять лет.
Это ожидание было связано с тем, что нельзя было не обращать внимания на успехи, достигнутые руководителями «пятого поколения» и лично Си Цзиньпином в области внешней политики. За прошедшие пять лет в этой области было сделано не меньше, чем внутри страны.
И хотя внешняя политика руководителей «пятого поколения», как и при их предшественниках, была полностью подчинена достижению целей внутренней политики, тем не менее, она существенно отличается. Причем, не только по форме, но и по содержанию.
- Что вы имеете ввиду, говоря о форме и содержании?
- На внешнеполитической арене Си Цзиньпин вел себя как харизматичный лидер, отличаясь от своих более осторожных и закрытых предшественников. Он никому не навязывал свою дружбу или свою точку зрения, но никого и не отталкивал.
От его выступлений всегда ждали чего-то нового и оригинального, и Си Цзиньпин никогда не обманывал эти ожидания. При этом, в вопросах внешней политики Си Цзиньпин и другие руководители «пятого поколения» действовали согласно традиционным китайским канонам, основной постулат которых сильное государство должно не экспортировать свои идеи, но давать возможность другим осознать их ценность и стремиться к ним.
Если говорить о содержании, то внешняя политика руководителей «пятого поколения» стала более жесткой, хотя и с преобладанием элементов «мягкой силы». Главный ее приоритет – отстаивание национальных интересов Китая и реализация «китайской мечты» о великом возрождении Китая и китайской нации.
Кроме того, Китай позиционировал себя как «ответственную мировую державу», которая готова не только принимать более активное участие в решении международных проблем (в том числе и глобального характера), но и поделиться своими экономическими успехами с сопредельными государствами.
Именно на это были нацелены три главные внешнеполитические инициативы Китая, предлагаемые сопредельным странам, – совместное строительство «одного пояса – одного пути», концепция новой азиатской безопасности и формирование «сообщества единой судьбы».
- Давайте собственно по докладу Председателя… О чем говорил Си Цзиньпин?
- Во-первых, была дана оценка первым пяти годам управления КПК и КНР «пятым поколением» китайских руководителей. Основной акцент Си Цзиньпин сделал на следующих аспектах.
Это и более 1500 реформаторских мер. Стоит заметить, что при проведении реформ в наиболее важных областях и ключевых звеньях были отмечены прорывные сдвиги. Также действительно удалось сохранить органическое единство партийного руководства, положения народа как хозяина страны и верховенства закона в государственном управлении;
В сфере идеологии яснее и четче определено руководящее положение марксизма - идеи китайского специфического социализма и китайской мечты, по мнению лидера КНР, глубоко укоренились в сознании людей, получили широкое распространение основные ценности социализма и лучшие достижения китайской традиционной культуры.
Был разработан отвечающий новым условиям военно-стратегический курс, всемерно простимулирована модернизация национальной обороны и вооруженных сил.
Особый акцент был сделан на всестороннем развитии дипломатии великой державы с китайской спецификой, была выработана многовекторная, многоуровневая и многомерная дипломатическая концепция, что, безусловно, создала для развития Китая благоприятные внешние условия.
Не осталось без внимания и вопросы по воспитанию в духе партийной линии масс, а также борьбы с коррупцией. Отмечено, что необходим полный охват и нулевая толерантность» по принципу «били и по тиграм, и по мухам» и «охотились на лис».
Во-вторых, Си Цзиньпин обозначил узловые проблемы, стоящие перед руководством КПК и КНР. К примеру, в экономической сфере отмечены недостаточный инновационный потенциал и долгосрочные задачи в области экологии. В социальной сфере это - ликвидации бедности, повышение уровня цивилизованность общества. В политической сфере обеспечение верховенства закона и улучшение системы государственного управления. Не осталось в стороне и идеология.
В-третьих, пожалуй, одно из главных, Си Цзиньпин указал на то, что «китайский специфический социализм вступил в новую эпоху, занимающую в истории развития Китая совершенно новое место».
- О каком месте идет речь?
- Как пояснил сам Глава Китая, китайская нация, пережившая с начала периода новой истории неисчислимые бедствия, начинает великий подъем – она встала на ноги, стала жить лучшей жизнью и превращается в сильную и могучую нацию, идущую навстречу светлым перспективам великого возрождения китайской нации.
Новая эпоха (по его же словам) - это эпоха победоносного выполнения задачи всестороннего построения общества сяокан и перехода к всестороннему строительству модернизированной социалистической державы.
- Державы?
- Именно так.
- Кстати, а китайцы как-то определяют хронологически все эти переходы, новые эпохи?
- А как же! В докладе были определены достаточно четкие хронологические рамки развития страны двухэтапный план, рассчитанный на период с 2020 года до середины XXI века. А период с момента съезда и по 2020 год был охарактеризован как «период завоевания решающей победы в полном построении среднезажиточного общества».
Первый этап рассчитан на 2020-2035 годы. Его цель на основе полного построения общества сяокан в основном осуществить социалистическую модернизацию, значительно увеличить экономическую и научно-техническую мощь страны, поднять Китай до уровня стран-лидеров инновационного типа.
Второй этап – с 2035 года до середины XXI века. Цель превратить Китай в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу.
И здесь стоит особо отметить, что в контексте практической реализации этого плана были изложены конкретные разделы доклада, посвященные конкретным задачам экономического, политического, культурного, социального и экологического строительства, а также вопросам модернизации НОАК и системы безопасности. Такая конкретизация, в общем-то, нетрадиционна для докладов генерального секретаря ЦК КПК съезду партии и свидетельствует о том, что Си Цзиньпин намерен и далее «держать руку на пульсе» практически во всех вопросах.
- Надо понимать, что окружение – США, Россия, да все, и в том числе, Казахстан, волнует какой будет внешняя политика Поднебесной…
- Безусловно. Хотя в этом разделе в своем большинстве содержались уже известные тезисы, тем не менее, расставленные Си Цзиньпином акценты заслуживают внимания.
Первое, на что он обратил внимание, Китай будет «высоко нести знамя мира, развития, сотрудничества и всеобщего выигрыша, твердо придерживаться основной цели своей внешней политики защищать мир во всем мире и содействовать совместному развитию».
Второй тезис – следование пяти принципов мирного сосуществования, на основе которых предполагается развитие дружбы и сотрудничества со всеми странами, стимулирование формирования нового типа международных отношений, основанных на взаимном уважении, равенстве и справедливости, сотрудничестве и всеобщем выигрыше.
Третий тезис – оценка общих для всего человечества угроз и вызовов. К таковым Си Цзиньпин отнес: выраженная нестабильность и неопределенность в мировом развитии, недостаток драйверов для роста мировой экономики, непрерывно увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, возникающие одна за другой острые региональные проблемы, продолжают нарастать терроризм, киберопасность, особо серьезные инфекционные заболевания, климатические изменения и другие нетрадиционные угрозы безопасности.
Китай понимает, что в одиночку тяжело справиться с этими вызовами, справиться с разнообразными вызовами, потому и призвал «общими усилиями строить сообщество единой судьбы человечества, создавать чистый и прекрасный мир, где царит долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность».
- Ни добавить, ни убавить…
- Кроме того, Си Цзиньпин призвал отходить от конфронтации и блокового мышления. В то же время, Китай проводил и будет проводить независимую, самостоятельную, мирную внешнюю политику, основанную на уважении права народов всех стран на самостоятельный выбор пути развития, равенстве и справедливости в международных отношениях …
Короче говоря, было заявлено, что Китай ни в коем случае не будет жертвовать интересами других стран ради собственного развития, но ни при каких обстоятельствах не будет отказываться от своих законных прав и интересов.
- Вы мельком сказали о каких-то поправках в Устав Компартии Китая…
- Да, Съезд внес в Устав КПК 107 поправок. Это беспрецедентно большое число, по сравнению со всеми съездами последних 40 лет. 58 поправок были внесены в «Общую программу» и 49 – в отдельные статьи Устава. Безусловно, прокомментировать все поправки невозможно, да и не имеет смысла. Поэтому остановлюсь на важных.
Одна из основных поправок внесение в Устав КПК «идей Си Цзиньпина о китайском специфическом социализме новой эпохи». Теперь, закрепленная в Уставе КПК формула теоретических основ партии звучит следующим образом: «Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства,научной концепцией развития,идеями Си Цзиньпина о китайском специфическом социализме новой эпохи».
- Это значит Си Цзиньпину уготована роль дедушки Ленина?
- Не совсем. Но это значит, что Си Цзиньпин поставлен не только в один ряд с основателями КПК и КНР – Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином, но даже выше Дэн Сяопина, чье имя в Устав КПК было внесено уже после его кончины.
Еще одно изменение - изменение основной линии партии. В новой редакции она звучит следующим образом: «превращение Китая в богатую, могущественную, демократическую, цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу».
Еще один интересный блок поправок касается внутрипартийного строительства и ужесточения внутрипартийных норм.Закреплена норма о том, что КПК «требуется в тесной увязке с основной партийной линией и в соответствии с принципом «партия должна осуществлять самоконтроль и всесторонне устрожать внутрипартийное управление» наращивать свой потенциал длительного пребывания у власти,укреплять свой передовой характер и чистоту».
- Нашей бы партии власти такого же самоконтроля…
- Это еще полбеды. Откорректирован пункт о демократическом централизме, в котором появилось требование «надежно укреплять политическое сознание, сознание интересов целого, сознание ядра и сознание равнения, неуклонно защищать авторитет ЦК КПК, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, и поддерживать его единое централизованное руководство».
- Не придут ли китайцы через авторитет к авторитаризму?
- Об этом еще поговорим. Закреплено положение о руководстве КПК всем и вся: «Руководство со стороны Коммунистической партии Китая - самая сущностная особенность социализма с китайской спецификой, а также наиважнейшее преимущество социалистического строя с китайской спецификой. Во всех уголках страны партийными, правительственными, военными, гражданскими кругами и интеллигенцией партия руководит всем».
Кроме того, внесен блок поправок связан с усилением полномочий комиссий по проверке дисциплины и организаций института инспекционных проверок.
Все эти поправки свидетельствуют о том, что давшая неплохие результаты за предшествующие пять лет кампания «по борьбе с коррупцией и разложением» будет продолжена, а контрольные функции ЦКПД и ее подразделений на местах – существенно усилятся.Тем более, что на съезде было решено не только разработать и утвердить национальный закон о контроле, но и сформировать контрольные комиссии на национальном, провинциальном, городском и уездном уровнях. Полномочия этих комиссий будут существенно расширены, они будут иметь право не только «вызывать на разговор», но и право задержания подозреваемого в совершении коррупционных преступлений.
Продолжение следует... Мы будет говорить о кадровых изменениях в высших эшелонах партии
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 2 699