Предварительные итоги политически бурного последнего месяца 2017 года ознаменовавшегося кадровыми перестановками в правоохранительных органах и непонятной суетой на Левобережье мы обсуждаем с казахстанским политологом Султанбеком Султангалиевым в рамках нашего спецпроекта.
- Кадровые перестановки в силовых структурах стали, безусловно, самой обсуждаемой темой декабря. Что вы думаете по данному поводу?
- Во-первых, я думаю, что декабрь еще не закончился (смеется). Произошедшие кадровые перестановки имеют как минимум три значения. Во-первых, учитывая текущую политическую ситуацию и явные дискурсы её развития, мы можем обоснованно предположить, что случившиеся назначения - это продолжающаяся в течение всего 2017 года кадровая революция периода транзита власти в Казахстане.
Вот, например, для Кайрата Мами должность председателя Конституционного совета - это заслуженное завершение долгой политической карьеры под перстом и пальцем указующим, так как Конституционный совет не играет и не будет играть в обозримом будущем какой-либо самостоятельной и значимой роли в общественно-политических процессах в нашей стране.
Во-вторых, действительно некоторые назначения призваны придать новый импульс в деятельность отдельных органов. Например, приход в судебную систему Жакыпа Асанова предполагает попытку переформатирования в лучшую сторону данной ветви власти, которая подвергается нескончаемой и справедливой критике со стороны казахстанского общества.
В-третьих, кадровые перестановки ясно показывают изменение баланса сил и влияния на перманентно действующих фронтах внутриэлитных противостояний. Возвращение Кайрата Кожамжарова в органы прокуратуры, причем на пост Генерального прокурора, лично я рассматриваю как создание противовеса Комитету национальной безопасности и его председателю Кариму Масимову. Здесь, как говорится, ничего личного, исключительно в интересах дела
- Назначение Умирзака Шукеева на пост вице-министра-министра сельского хозяйсва некоторые политологи, особенно, российские, восприняли как очередную ступеньку к должности премьер-министра. Какова на ваш взгляд, подоплека этого кадрового перемещения?
- Меньше всего по казахстанской проблематике я бы стал читать российских политологов. Опыт показывает что лишь единицы из них действительно разбираются в своеобразных аспектах общественно-политических процессов в Казахстане. Остальные же понимают в казахстанской специфике не больше, чем я во внутренних делах Папуа-Новой Гвинеи.
Что касается Умирзака Шукеева, кстати, напомню, что он уже ранее занимал пост вице-премьера, то новая должность не сулит каких-либо особых дивидендов, но грозит репутационными рисками, так как самыми проблемными ведомствами у нас, пожалуй, являются именно министерство сельского хозяйства (а так же весь экономический блок в целом) и министерство образования, смена руководства которого также вполне ожидаема.
В случае с Шукеевым значимо не его назначение, а его уход из Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». То есть текущие кадровые перемещения следует оценивать, на мой взгляд, именно как окончательную конфигурацию ключевых политических фигур транзита власти.
- И в этой связи возникает вопрос о премьер-министре? Есть версии, что на этот пост могут призвать Имангали Тасмагамбетова.
- Безусловно, достойная кандидатура и если глава государства захочет предельно обострить интригу в высших эшелонах власти то, конечно, может призвать Имангали Нургалиевича. Хотя, полагаю, что этого не произойдет по причине того, что у Тасмагамбетова очень много врагов в Акорде и его появление вызовет очередной виток войны компроматов и нервных телодвижений под ковром у престола.
А такой вариант как раз и не нужен с точки зрения обеспечения стабильности переходного периода. Я больше склоняюсь к мысли, что Тасмагамбетову предуготован тихий «мусинский» вариант незаметного ухода с политической арены. Однако, предполагаю, что даже в случае реализации этого сценария, недоброжелателям Имангали Нургалиевича не стоит списывать его со счетов.
- И всё же кто имеет реальные шансы возглавить кабинет министров? Ведь к Бакытжану Сагинтаеву накопилось достаточно много претензий.
- Здесь дело не в самом Бахытжане Абдировиче, его личных и профессиональных достоинствах и недостатках. Дальнейший процесс полностью
зависит от того сценария на котором окончательно остановился президент. Если не ошибаюсь, в сентябре этого года я высказал свою версию о грядущем третьем пришествии Карима Масимова на пост премьера.
На мой взгляд, это был бы оптимальный ход для реализации дальнейших комбинаций Елбасы на политической доске. Тем более, что свою главную задачу в качестве супертяжеловеса-председателя КНБ Карим Кажимканович выполнил - добился значительного увеличения средств на материально-техническое переоснащение Комитета национальной безопасности и резко усилил роль КНБ путем передачи в ведение данной организации государственной технической службы и полномочий по расследованию коррупционных преступлений.
- А Дарига Назарбаева? А другие весомые политические фигуры?
- Вот вы, Секе, очень ёмко выразились - фигуры. Лично для меня весь этот пресловутый транзит власти представляет интерес только исключительно как шахматная партия. Это просто отличная тренировка интелекта и аналитических способностей, не более того.
Ведь глубинная суть проблемы не в том, кто станет транзитным президентом, а кто настоящим преемником, не в том, кто из правящей верхушки в итоге будет на коне, а кого бросят под копыта.
Главное заключается в тех магистральных путях по которым пойдет наше экономическое развитие и, соответственно, развитие гражданских, политических институтов и органов власти – именно от этого зависит и наша общая судьба и судьба Казахстана как государства.
Пока, к сожалению, ощутимых подвижек в этом направлении нет, за исключением декларативных программ и концепций в духе модернизации общественного сознания.
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 9 816