Мы продолжаем наши «разговорчики» с казахстанским политологом Султанбеком Султангалиевым. Сегодня говорим о Сирии, о статье Нурсултана Назарбаева и об отношениях Россия-Центральная Азия.
- Султанбек, в делах международных мы наблюдаем обострение. Конечно, в первую очередь, речь идет о Сирии. Одни распыляют зарин, другие не церемонятся – бьют ракетами. Плюс ко всему теракт в Санкт-Петербурге и в ряде городов Европы. Наверное, трудно назвать всё это просто весенним обострением?
- Международная ситуация вновь переживает свой очередной взлет напряженности, вызванный атакой американской вооруженных сил сирийской авиабазы Шайрат. Сама обоснованность повода для военной агрессии США против Сирии вызывает серьезные сомнения, так как факт применения правительственными войсками химического оружия абсолютно не доказан.
Для того, чтобы доказать данное действие необходимо изучение проблемы независимой международной экспертной комиссией непосредственно в самом Идлибе, а не фейковые новости от сомнительной организации. Отмечу, что именно Башару Асаду, лишенного химического оружия еще в 2013 году, о чем было подтверждено на официальном уровне Россией, США и ООН, как раз совершенно невыгодно применять химическое оружие против населения.
В любой ситуации следует смотреть кому и какие дивиденды приносит совершение того или иного действия, а не руководствоваться эмоциональными порывами детсадовского уровня. Неуравновешенность и непредсказуемость американского президента при принятии важных военно-политических решений являет собой новый фактор развития геополитической напряженности.
- Может ли Астанинский процесс стать действенной площадкой для урегулирования ситуации на Ближнем Востоке? Все больше мнений, что это лишь наши казахские понты…
- Не могу согласиться с мнением, что Астанинский переговорный процесс по мирному урегулированию сирийского кризиса является разновидностью так называемых, национальных понтов. Переговоры в Астане - это важная составляющая часть международной политики, связанной с очагом войны на Ближнем Востоке.
Первый раунд состоявшийся в январе 2017 года позволил, во-первых, консолидировать позиции трех стран Турции, Ирана и России. Во-вторых, способствовал прямому диалогу непосредственно враждующих сирийских сторон. И в-третьих, презентовал проект Конституции в качестве предварительной основы для выработки последующего консенсуса.
Его значение заключалось и в том, что впервые удалось собрать за столом переговоров все стороны так или иначе участвующие в вооруженном конфликте на территории Сирии за исключением естественно, террористической организации ИГИЛ.
На следующем раунде прошедшем в феврале было принято положение о совместной оперативной группе стран-гарантов по мониторингу перемирия в Сирии, проведено совместное разграничение территорий , контролируемых отрядами вооруженной оппозиции с одной стороны и ИГИЛ с другой.
На третьем раунде переговоров прошедших в марте текущего года, без представителей вооруженной оппозиции, был урегулирован вопрос о сохранении культурного наследия ЮНЕСКО на территории Сирийской Арабской республики. Неучастие на этот раз сирийской оппозиции в астанинской встрече объясняется попыткой сорвать мирный процесс со стороны сил , заинтересованных в продолжении гражданской войны.
На 3-4 мая в столице Казахстана запланирован четвертый раунд переговоров, в котором планируется расширение состава участников. Его окончательная повестка будет сформулирована по результатам встреч экспертной группы в Тегеране, которая состоится 18-19 апреля.
Самое, на мой взгляд, главное, это то, что встречи в Астане способствовали перемирию между отдельными группировками и официальным Дамаском, тем самым предотвратив кровопролитие и гибель ни в чем не повинных людей. В том, что на территории более 1300 населенных пунктов Сирии действует режим прекращения огня – немалая заслуга и нашей страны.
В имиджевом плане переговоры в Астане сыграли хорошую службу Казахстану, а информационно Астанинский процесс, к которому эпизодически системно приковано внимание всех мировых СМИ окажется намного круче, нежели предстоящее ЭКСПО при неизмеримо меньших затратах.
- Хорошо. Можно ли связывать теракт в Санкт-Петербурге и другие теракты с событиями в Сирии?
- Безусловно, теракты в России - это «ответка» ИГИЛ на участие ВКС РФ в сирийском конфликте на стороне президента Башара Асада, которого ИГИЛ и союзные с данной террористической организацией группировки намерены свергнуть. Именно российское военное участие и материально-техническая поддержка Россией официального Дамаска в корне переломило ход гражданской войны в Сирии. По сути, Кремль спас Асада от участи Наджибуллы и Каддафи.
Ситуация для России осложняется тем, что, что на Северном Кавказе имеющиеся в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии экстремистские группировки принесли присягу на верность ИГИЛ. После этого ИГИЛ объявило о создании вилайета на Северном Кавказе.
То есть через свои, пусть и немногочисленные формирования ИГИЛ действует и на территории России. Поэтому задачей особой важности для Кремля является уничтожение главного руководящего, идеологического и финансового центра террористов находящимся на Ближнем Востоке. Ну и естественно в Сирии Владимир Путин решает и геополитические задачи защиты интересов своей страны.
Вообще крайне интересным представляется будущее послевоенной Сирии. Я убежден, что Сирия выстоит и не распадется на отдельные куски. И при таком благоприятном исходе Сирия наиболее вероятно станет активным участником интеграционных процессов в рамках Евразийского союза и ШОС.
- Сразу же после теракта в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин заявил, что всем странам СНГ угрожают террористические атаки. Ряд казахстанских политологов увидели в этом заявлении не благие намерения, а желание Кремля использовать ситуацию в свою пользу…
- В данном вопросе, на мой взгляд, четко прослеживаются три контекста. Первый – очевидный, это то, что действительно, прекрасно понимая дырявость рубежей среднеазиатских республик Москва стремится предотвратить проникновение террористических элементов в Российскую Федерацию путем размещения своих войск на границах союзных государств. Президент Путин уже заявил о готовности помочь Казахстану в охране его государственной границы.
Очевидно, что Казахстан воспринимается российскими военными, как последний форпост от террористической угрозы исходящей из Центральной Азии. Во-вторых, присутствие российских военных баз в Казахстане означает и установление особых отношений между двумя государствами и не только в сфере безопасности, но и в геополитическом раскладе на евразийском пространстве.
В-третьих, в результате ухудшения внутриполитической ситуации в стране и наличии угрозы потенциальной желтой революции или же начала её реализации, российские штыки будут являться наиболее надежной опорой легитимной власти. Возможно, они и не примут прямого участия в подавлении каких-то действий со стороны протестно настроенных граждан, но само наличие воинских частей северного соседа на нашей территории будет способствовать охлаждению даже самых горячих голов.
Звучит несколько конспирологично? Уверяю вас, что это вполне реалистичные планы с точки зрения защиты российских интересов.
- Кстати, некоторые эксперты отметили, что в отношениях России с Казахстаном и странами Центральной Азии в последнее время есть некая прохлада. Так ли это на самом деле?
- Не разделяю подобного мнения. Напротив серьезно улучшились отношения между Россией и Узбекистаном. Визит Мирзиеева в Москву показал внешнеполитические предпочтения нового официального Ташкента. Напомню, что Россия является вторым экономическим партнером Узбекистана после Китая и главным геополитическим игроком в Центральной Азии.
Владимир Путин первым совершил визит в Узбекистан после кончины Ислама Каримова и поддержал Мирзиеева в его кулуарной борьбе за пост главы государства. На Востоке подобная поддержка не забывается.
Существуют и чисто экономические взаимные интересы российско-узбекских отношений. В первую очередь, это касается трудовых мигрантов из Узбекистана и нефтегазовой отрасли.
Президент Мирзиеев в результате своего визита в Москву привез на Родину контрактов и соглашений более чем на 15 миллиардов долларов. И мы еще не знаем какого продвижения достиг Кремль в ходе кулуарных переговоров, о которых естественно никто прессу и общественность в известность ставить не будет.
Полагаю, что основной упор в закулисье мог быть сделан на вопросе вступления Узбекистана в ОДКБ. С данной точки зрения вступление Узбекистана в ОДКБ можно считать вопросом практически решенным и хотя данная тема официально не поднималась в ходе переговоров между Мирзияевым и Путиным однако сам логический ход событий подталкивает Ташкент к подобному шагу.
Таджикистан и Туркменистан традиционно лояльны к Москве, а перспективы кыргызстано-российских отношений так же не несут в себе конфликтного потенциала вне зависимости от того кто победит на президентских выборах в этой стране, тем более, что, полагаю, будет сделано всё для того, чтобы обеспечить победу пророссийски настроенного политика в президентской гонке .
Если говорить о холодке, то в последние дни он явственно пробежал между Россией и Казахстаном. Программная статья Нурсултана Назарбаева в которой конкретизировано затрагивалась тема перехода казахского языка на латинскую графику вызвала настоящую истерию в российских СМИ и среди экспертного сообщества нашего северного соседа.
Хотя, на мой взгляд, лиц действительно разбирающихся в казахстанской проблематике в России можно пересчитать на пальцах двух рук. Остальные просто витийствовали в неудержимом порыве майданофобии, даже не догадавшись навести хотя бы какие-нибудь справки о предмете своих высказываний.
Если бы горе-эксперты догадались обратиться к всезнающему Гуглу они, возможно с удивлением узнали бы, что официальный курс на латинизацию был провозглашен в Казахстане еще в 2012 году. И никакой истерии насколько я помню в то (докрымское) время не было.
Отказ Казахстана от поддержки российской блокировки проекта резолюции Совбеза ООН по Сирии так же не добавил теплоты и крепости дружеским объятиям Ак орды и Кремля. Впрочем, небольшие размолвки между испытанными союзниками вполне нормальная вещь и имеют преходящий характер, и реагировать на данный факт следует более сдержано, чем это было в некоторых российских СМИ, охваченных угаром информационной войны против всего мира.
Наши страны связывают слишком многое в военно-политической и экономической сферах, историко-культурной и научной области и никто не собирается такими связями пренебречь или пожертвовать. По крайней мере, в течение ближайшего пятилетия.
Записал Серик Мамбетов, редактор сайта
Продолжение следует
Просмотров материала: 4 629