Противостояние между министром Мухамедиулы и артистом Жаманкуловым подходит к концу. На днях финансовой полицией был задержан известный казахстанский актер Тунгышбай Жаманкулов, который подозревается в хищении бюджетных средств, выделенных на создание фильма «Феникс». Сразу после этого в прессе выступил инициировавший расследование министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, выразивший готовность внести залог за находящегося под следствием Тунгышбая Жаманкулова и даже принять участие в смягчении меры его ответственности. Похоже, в нашумевшей истории противостояния министра и артиста наступает развязка.
Экспозиция
Министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы нередко попадал под острые стержни отечественных щелкоперов. Любая неуклюжая фраза в выступлениях министра подвергалась скепсису, критике и насмешкам. Впрочем, подобную участь разделяют многие чиновники, и ничего страшного тут нет. Однако, пару месяцев назад, когда широкая общественность узнала о том, что куда-то пропали деньги, выделенные на создание блокбастера «Феникс», критика в адрес Мухамедиулы стала более целенаправленной и выверенной. Сразу же стало понятно, что разворачивается масштабная информационная атака, в которой, как и в шахматах, как известно, все средства хороши, а ради достижения победы жертв не считают.
Завязка
Таковой следует считать, вероятно, появление Енлик Сыдыковой, по ее словам, бывшей абитуриентки Мухамедиулы в бытность его ректором Академии имени Жургенева. История известная и дальнейшее ее развитие знают, благодаря СМИ и социальным сетям, все мало-мальски читающие граждане страны. Девушки с историями о сексуальных домогательствах со стороны бывшего ректора стали выпрыгивать, будто из табакерки. В это же время Тунгышбай Жаманкулов поддерживал каждую из них, клеймя ректора терминами по всей сексопатологической шкале, начиная с «озабоченного» и заканчивая «сексуальным маньяком».
Общество, как это и положено, разделилось на две части: гневно осуждающую и оправдывающую. Равнодушных не было, ибо соскучившиеся по грязному белью обыватели получили заочное право судить и лезть в чужую личную жизнь, постель и уборную. Теми самыми первыми жертвами, которых не считают ради победы, стали девушки и женщины, которые озвучили свои имена, рассказывая недоказуемые по сути истории о сексуальной необузданности экс-руководителя Жургеневки.
Стало понятно, что у оппонентов нет на министра ничего. Зато есть женщины, возможно, нуждающиеся в финансах. Помните анекдот:
«В Афганистане жена идёт впереди своего мужа. Увидев это, мулла возмущается:
- Ты нарушаешь Коран, Саид!
- Когда Коран писали, дороги не минировали. Вперёд, Фатима!».
Развитие сюжета
Дальнейшее развитие действо получило тогда, когда были обнародованы тонкости аферы, которая была провернута с фильмом «Феникс». Да и аферы никакой не было – короткий тизер, который по меткому выражению известного казахстанского режиссера Ермека Турсунова, любой студент может сделать за двести долларов, был оценен в миллионы государственных средств. Никаких отчетов, никаких оправданий. А деньги поступали на счет ТОО «Туран», учредителем которого является Жаманкулов.
Другими словами, на одной чаше весов – потенциальное уголовное дело с, быть может, десятком фигурантом, с другой – женский пол, идущий на «врага» с вениками и причитаниями. Понятно, какая перевесит.
В журналистских кулуарах обсуждалось, что оппоненты министра сделают все, чтобы его утопить, потому что в противном случае пойдут ко дну сами. С юридической точки зрения никаких козырей у них нет и не было, поэтому prime rate, основная ставка, была сделана на общественное мнение, формирующееся в социальных сетях. Которое, кстати, не раз было если не ошибочным, то неоднозначным уж точно. Вспомнить хоть давнюю историю с Алиби Жумагуловым, хоть недавнюю с Баян Есентаевой.
Завоевать сочувствие заскучавшей публике девушкам удалось на волне акции «Не молчи!», во время которой подвергшиеся насилию и домогательствам девушки и женщины описывали свои истории. Однако, когда первая волна возмущения спала, и рассудок пришел на помощь эмоциям, ситуация выровнялась, а затем и вовсе качнулась в другую сторону. Ближе к кульминации стало ясно, насколько ошибались те, кто предрекал быстрый крах министра Мухамедиулы.
Кульминация
На днях Арыстанбек Мухамедиулы, выразив сочувствие и даже поддержку Тунгышбаю Жаманкулову, рассказал, что аксакал за неделю до задержания финполовцами приезжал к нему на встречу в Астану. Актер вроде как извинялся за использование таких грязных методов как шантаж и манипулирование общественным мнением. Говорили ли они про роль артисток, вольно или невольно принявших участие в этой постановке, доподлинно неизвестно. Но странным образом, все они пропали из виду именно тогда, когда над поддерживающим их мэтром отечественного кино начали сгущаться тучи.
Кто-то говорит о том, что режиссер так и не снятого фильма «Феникс» Талгад Жаныбеков уже рассказал о пропавших миллионах и по полной «сдал» Жаманкулова. А сегодня стало известно, что последний сам во всем признался и, частично вернув похищенные средства, был выпущен под залог. История в который раз учит нас доверять фактам, а не слухам и мифам.
Развязка
Развязка еще не наступила, поэтому ее можно попытаться предугадать. Тунгышбай Жаманкулов во всей этой истории выглядит человеком, введенным в заблуждение, обманутым людьми, которые сначала дали ему гарантии в том, что в истории с «Феникосм» никто не будет копаться, а потом – гарантировали ему победу в противостоянии с министром, читай – государством. Было видно, что информационная война развязана и ведется человеком, далеким от всего этого.
Напор и ставка на эмоции могут иметь успех в театре. На поле боя они только вредят. Те же блогеры и поклонники социальных сетей, кто поддерживал Жаманкулова и освистывал министра, сыграли роль провокаторов, введя в заблуждение и распаляя артиста, заставляя его поверить в успех этой авантюры, дав надежду на то, что общественное мнение перевесит факты, а преступление будет забыто, если моральный облик министра будет очернен. На каждом, кто участвовал в этом балагане лежит гражданская ответственность. И чтобы исправить ситуацию, нужно не обвинять министра в популизме, а поддержать его в стремлении помочь Жаманкулову. Пока ситуация такова, что ему, возможно, грозит реальный срок.
У любого сюжета есть развязка. Но у некоторых есть Эпилог. Хотелось бы, чтобы в нем говорилось о том, что великий казахстанский актер, неискушенный в финансовых делах, совершил ошибку, потеряв нервы, но сохранив свободу. Сыгравший сакральных для казахов персонажей в истории, Жаманкулов не должен попасть за решетку.
После дела Матаева для казахстанского народа это будет слишком много.
Владимир Демидов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 757