В течение практически одной недели я написал два письма министру образования и науки г-ну Сагадиеву. Я понимаю, что в никуда, но проблемы в образовании и в науке (как и везде) так или иначе должны подниматься, обсуждаться, а на заданные вопросы мы должны получать ответы. Но я так понимаю, нынешнему МОНу «по барабану» что думает общественность, что думают родители и даже, в конце концов, сами учителя о том, что происходит с системе образования, о тех непонятных реформах, предлагаемые профильным ведомством.
Если гора не идет к Магомету, то мы идем к Султанбеку Султангалиеву, к известному казахстанскому политологу, члену Центрального Комитета Коммунистической народной партии Казахстана, который продолжительное время сам непосредственно проработал учителем истории в общеобразовательной школе.
- Итак, Султеке, первый вопрос - о поборах в школе. На законодательном уровне, как все мы знаем поборы в школах с родителей запрещены. Об этом не раз уже публично заявляли высшие чиновники МОНа. Однако, факты о поборах по-прежнему всплывают в СМИ и соцсетях. Как вы считаете, с чем это связано и в чём заключается проблема?
- Причины школьных поборов две. Во-первых, это недостаточное бюджетное финансирование, а во-вторых – элементарное воровство. Начнем с первой. Дело в том, что государственным бюджетом предусмотрено выделение средств на поддержание материально-технической базы учебных заведений на всё необходимое от мела до краски, от порошка до компьютерных программ. Но их элементарно не хватает вследствие крайне незначительного размера. Вот и приходится школьной администрации перекладывать проблему поддержания в надлежащем состоянии тех же кабинетов на классных руководителей.
Например, дали вам две банки краски на обновление кабинета и вертитесь, как хотите, но к 1 сентября полы должны быть заново покрашены. Окна и потолок тоже. Вот и приходится учителям обращаться к родителям за материальной помощью, а зачастую и за физической, ведь не каждый учитель может самостоятельно и квалифицированно провести такого рода работы, иногда даже просто в силу преклонного возраста. А денег на оплату работы профессиональных маляров за ремонт кабинетов не выделяется, кстати.
- А почему собственно учителя должны заниматься ремонтом классов и вообще школы? Наверняка, у них в должностной инструкции нет такого пункта?
- Такого пункта нет, но есть такое – каждый класс закреплен за конкретным учителем. Но, как мы знаем учителя – люди подневольные и как скажет директор - так и будет. Если класс закреплен – значит, учитель отвечает за все, в том числе, и за ремонт. Это устоявшаяся практика.
- Весело живут учителя, а директора, похоже, кучерявей. А во воровству?
- А воровство и коррупция так же задействованы в этом процессе. Начнем с того, что в каждом регионе существует негласный определенный прайс-лист стоимости должности директора школы. Конечно, это витает на уровне слухов и в документальном виде не существует, но можете ради интереса поспрашивать людей, работающих в сфере образования.
Естественно, мы не можем утверждать, что каждый школьный руководитель назначается за взятку, но такое явление существует. Таким образом, купивший место директора школы, первым делом стремится вернуть вложенные средства. А сделать это он может разными путями, в том числе, и продажей трудовых вакансий, однако путём хищения бюджетных средств сделать это проще и безопаснее.
В этой операции «Ы» участвуют, как правило, три человека - это сам директор учебного учреждения, главный бухгалтер и заместитель директора по хозяйственной части. Без ведома кого-либо из этой «святой троицы» хищение невозможно.
- Каким же может быть выход из данной ситуации?
- Я бы предложил вернуться к выборности директоров общеобразовательных школ педагогическим коллективом на двухлетний срок процедурой тайного голосования. Дополнительно на законодательном уровне расширить полномочия и права школьных профсоюзов учителей для усиления контроля за действиями администрации. Ну, а так же при каждой школе должен быть создан общественный фонд под управлением попечительского совета.
В состав общественного фонда могут входить как родители, так и приглашенные спонсоры, представители других организаций образования или фондов, причем, спонсорский взнос родители должны делать самостоятельно через банки второго уровня. Немаловажно, что принимать наличные деньги ни учителя, ни администрация школ в этом случае не имеют права - то есть все прозрачно и доступно для проверки любыми органами.
Надо быть реалистами и понимать, что денег на образование в нашей стране в обозримом будущем всегда будет не хватать, поэтому необходимость обращаться за помощью к родителям учеников останется жизненной. Но государство должно принять меры, чтобы минимизировать риск коррупции и хищений, чтобы была гарантия родителям, что их деньги не будут потрачены впустую или похищены.
- Вы упомянули о профсоюзах учителей…Какова вообще их роль во внутренней жизни педагогического коллектива?
- Сейчас школьные профсоюзы представляют из себя всего лишь кассу взаимопомощи и кружок по организации посиделок на новый год, 8 марта и день учителя. Эффективных рычагов влияния на администрацию школы в области защиты прав учителей школьные профсоюзы не имеют.
Центральной фигурой в общеобразовательной школе является не ученик и не учитель, а директор. Если он нормальный, адекватный человек, знакомый со спецификой педагогического труда, то тогда и учащимся, и учителям повезло. К сожалению, казахстанская директория зачастую имеет в своих рядах распоясавшихся байских элементов, с замашками феодала-самодура и психологией прожженного коррупционера.
В подтверждение своих слов могу привести выдержку из информационного сообщения Национального бюро по противодействию коррупции, распространенного 11 октября текущего года: «Как показывает практика, махинации с бюджетными деньгами приобрели системный характер среди директоров школ.
В антикоррупционных сводках стабильно фигурируют фамилии школьных руководителей, задерживаемых по фактам злоупотреблений, получения взяток за прохождение аттестаций и трудоустройство, организации поборов с учителей за предоставление дополнительной нагрузки. Притчей во языцех стало наличие во многих педагогических коллективах школ «мертвых душ», получающих официальные зарплаты…За 9 месяцев 2016 года в отношении директоров средних школ завели 25 уголовных дел. По шести из ним уже вынесены обвинительные приговоры».
Конечно, специальные службы борются с коррупцией, но они воюют всего лишь со следствием, а уничтожать в корне необходимо причины коррупции в системе образования.
- Партия, в руководящий орган которой Вы Султанбек входите - Коммунистическая народная партия Казахстана, проявляет особую активность в сфере образования. Есть ли успехи?
- Благодаря многочисленным обращениям депутатской фракции КНПК удалось «тормознуть» на время переход к явно не подготовленной модели двенадцатилетнего образования. Власть затем вновь вернулась к этому ничем не обоснованному варианту, но здесь партия уже бессильна: 7 депутатов Мажилиса погоды сделать не могут.
В этом году вновь, в который раз, КНПК провела общественные слушания во всех регионах и на республиканском уровне по проблемам образования, с учетом мнений всех участников подготовлены и переданы в распоряжение фракции и ЦК протоколы с предложениями. Уверен, что они послужат основой дальнейших злободневных вопросов и актуальных предложений со стороны депутатов-коммунистов.
Изначально КНПК выступает за отмену ЕНТ, за систематическое повышение заработный платы учителям и их социального статуса. Пока это голос вопиющего в нуротановской пустыне. Хотя, если смотреть по реакции наших граждан, в том числе, и тех, кто категорически не приемлет коммунистическую идеологию и нашу партию - подавляющее большинство казахстанцев понимает и разделяет позицию народных коммунистов в сфере образования.
Это абсолютно нормально - всегда есть вопросы, в которых политические «несхожести» могут найти общие точки прикосновения, тем более в вопросе, который касается абсолютно всех граждан страны.
Как говорится вода камень точит: коммунисты всегда открыты для сотрудничества с общественными организациями и гражданскими активистами, представителями СМИ: необходимо объединять усилия для достижения приемлемого результата в решении любой проблемы.
- Объявленный переход на трёхьязычие вызвал ожесточенные споры. Насколько, на ваш взгляд, эта реформа благоразумна?
- Переход на трехъязычие - это полный абсурд. Мы пока качественно не можем обеспечить знание нашими выпускниками двух языков, закрепленных в Конституции - государственного и языка межнационального общения.
Мне интересно только одно: кто конкретный автор данной реформы? Покажите народу этого «гения»! Кто подсунул президенту такой проект, убедив его в целесообразности и успехе реформы?
Я читал в СМИ, что на продвижение данного нововведения предполагается выделение бюджетных сумм в размере более триллиона тенге. Не знаю, насколько это правда, но могу сказать с уверенностью - под флагом перехода к трехъязычию скрывается элементарный грандиозный распил бюджетных средств.
Пользуясь случаем , хотел бы попросить вас как редактора интернет-ресурса Матрица.kz провести дебаты по вопросу перехода на трехъязычие, как это было у нас с уважаемым Маратом Толибаевым по земельному вопросу.
- Спасибо Султеке за обстоятельное интервью. И последний вопрос, может быть, несколько не в тему. Есть ли возможность увидеть Вас когда-либо в кресле министра образования и науки Республики Казахстан?
- При действующей в нашей стране политической системе данный вариант абсолютно исключен.
Записал Серик Мамбетов, редактор сайта
P.S. Справедливости ради, стоит заметить, что мне ответил высокий чиновник из МОНа - вице-министр Асланбек Амрин. Но, правда, по другой теме - научной. Респект вице-министру, и значит будет разговор.
Просмотров материала: 18 133