Можно ли и нужно ли продавать земли сельскохозяйственного назначения в Казахстане, в том числе, иностранцам? Я считаю, что можно и нужно.
Почему? Во-первых, потому что земля сейчас в основном находится в пользовании у крестьян, а значит, может быть изъята государством. Такое нестабильное положение никак не способствует бережному отношению к земле и возделыванию ее с прицелом на долгие годы, а стимулирует, наоборот, извлечь из нее выгоду, на всякий случай, побыстрее и истощить ее. Только частная собственность на землю будет стимулировать делать в нее долгосрочные инвестиции.
Во-вторых, частная собственность на землю позволит вовлечь этот ресурс в полноценный финансовый оборот. Частную землю можно закладывать в банк и получать под нее кредит. Такой залог будет гораздо привлекательнее залога права долгосрочной аренды. Банки охотнее будут идти на кредитование крестьян.
В-третьих, открытие рынка земли привлечет в агробизнес Казахстана иностранных инвесторов, что положительно скажется на ситуации в данном секторе экономики, позволит привлечь новые технологии, будет способствовать прозрачному легальному регулированию земельных отношений.
Почему же многие казахстанцы выступают против продажи сельхозземель в частную собственность, особенно иностранцам?
Чаще всего упоминаются следующие аргументы:
1. С продажей сельхозугодий казахстанцы лишатся своего главного национального ресурса – земли.
Не совсем понимаю этот аргумент. Что значит «лишатся»? Разве иностранец может вывезти землю за границу? Нет. Что он может с ней сделать? Если он уже вложил в ее покупку деньги, и эта земля имеет строго целевое назначение, то ему ничего не остается делать, как пахать на ней и, грубо говоря, кормить нас всех через налоги, через зарплату местным наемным рабочим. В такой ситуации разве каждому из нас не все равно, кому принадлежит данный конкретный земельный участок: казахстанцу Василию Самойловичу Розинову, россиянке Елене Николаевне Батуриной или какому-нибудь голландцу Гусу Хидинку?
Кто бы ни был собственником земли, если она используется по целевому назначению, возделывается с соблюдением технологий и дает прибавочный продукт экономике страны, то нам о собственнике в принципе больше ничего знать и не надо. Чистую прибыль от агробизнеса и казахстанец может вывести за границу и купить там себе виллу, и иностранец. С этой точки зрения между ними нет разницы. Во всех развитых странах это давно поняли.
Любой губернатор немецкой земли или швейцарского кантона с распростертыми объятиями встретит казахского, американского или китайского инвестора, если тот скажет, что хочет купить землю и выращивать на ней сельхозпродукцию. «Пожалуйста, покупайте, и работайте… на нас», - скажет он, хитро улыбаясь. А мы, наоборот, отгоняем иностранцев, пришедших к нам с мешком денег.
2. Продажа земли зарубежным инвесторам может привести к наплыву иностранцев и размыванию коренной национальности.
Конечно, такая перспектива меня, как казаха, ни в коем случае не устраивает. Будем называть вещи своими именами, речь идет о китайцах. Действительно, переезда всего лишь одной сотой части населения этой соседней страны достаточно, чтобы ассимилировать весь народ Казахстана.
Однако давайте подумаем, есть ли здесь причинно-следственная связь?
Мне кажется, многие путают два понятия: инвестиции в экономику и привлечение иностранной рабочей силы. Эти две вещи разделены в законе и должны восприниматься нами тоже раздельно. Когда китайский инвестор покупает земельный участок – это называется инвестициями и всячески нами приветствуется, потому что деньги из-за пределов нашей страны попадают в нашу экономику, следовательно, делают всех нас немного богаче.
Когда же этот же китайский инвестор пытается ввезти для работы на своей уже собственной земле китайских рабочих, то это называется привлечением иностранной рабочей силы. Этот процесс регулируется Главой 7 Закона Республики Казахстан «О занятости населения», главой 6 Закона «О миграции населения» и соответствующими положениями Уголовного и Административного кодекса. Проще говоря, покупка земли иностранным инвестором не означает его автоматического права на привлечение граждан своей страны в Казахстан для работы на этой земле. Он будет, так же, как и любой другой субъект, подавать заявку в местную комиссию по вопросам занятости населения на привлечение каждого рабочего. А там уже все зависит от наших госорганов, как регулировать процесс притока иностранцев в нашу страну.
К сведению, в настоящее время в Казахстане действует около 700 китайских компаний, при этом за все годы независимости количество переселившихся ханьцев по данным китайских источников составляет всего около 2 000 человек. Остальные около 400 000 мигрантов из Китая – это этнические казахи, дунгане и уйгуры. Если бы процесс проникновения этнических ханьцев действительно имел целенаправленный характер, то он давно проявил бы себя через городские компании, а не ждал бы своего часа с введением продажи сельхозземель.
Безусловно, контроль за миграционными процессами для Казахстана с учетом низкой плотности населения крайне важен. С продажей земли иностранцам или без нее. Но это совершенно отдельный вопрос и отдельная работа, которую не надо примешивать к вопросу о продаже земли.
3. Сельхозпродукция будет продана за границу.
Некоторые казахстанцы выражают опасения, что иностранный собственник земли, произведя на ней сельхозпродукцию, вывезет ее всю за границу и тем самым создаст дефицит у нас в стране, что приведет к росту цен. Считаю этот довод не подкрепленным экономической логикой. Ни один иностранный бизнесмен не станет вывозить зерно за границу и продавать его там за 140 долларов, если здесь, в Казахстане, на него рыночная цена установилась на уровне 150 долларов. Естественно, он продаст его здесь за большую цену. И наоборот, ни один казахстанский бизнесмен не станет продавать из патриотических соображений пшеницу здесь, в Казахстане, за 140 долларов, если за границей за нее дают 150 долларов. Что, кстати, сейчас и происходит. Мы просто об этом не догадываемся или не задумываемся.
Вся сельхозпродукция у нас сейчас свободно пересекает границу и продается любым ее собственником там, где выше цена. Так что опасения о вывозе продовольствия за границу с продажей земли иностранцам беспочвенны.
Более того, экспорт товаров за границу всегда считался и считается положительным фактором для платежного баланса страны, а значит, в целом для экономики. Мы же сами весь последний год сокрушаемся, что не научились ничего производить и экспортировать кроме нефти, поэтому имеем сейчас проблемы.
Чем больше и разнообразнее продукции мы будем продавать за границу, тем больше будет приток иностранной валюты в страну, и значит, тем тверже будет наша национальная валюта и экономика в целом. Поэтому мы должны всячески приветствовать и поощрять производство сельхозпродукции как можно в большем объеме, чтобы хватало и самим, и еще вывозить оставалось.
4. Иностранцы будут притеснять местных жителей.
Приходилось мне слышать и такой аргумент: иностранцы выкупят всю землю вокруг сел и не дадут местным жителям шагу ступить по своей родной земле. Считаю, что данный аргумент больше окрашен в эмоциональные тона, нежели имеет под собой разумную почву.
В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан по отношению к землям любого собственника: казахстанского или иностранного, может быть применен сервитут, то есть право пользования этим участком другими лицами для прохода, проезда, прогона скота, прокладки коммуникаций и так далее, если другого способа нет или он затруднен. Случаи предоставления сервитута четко прописаны в статье 69 Кодекса. В нем нет никаких исключений для иностранцев. Почему же мы боимся, что с прогоном скота через землю казахстанского собственника проблем не будет, а вот с иностранцем будут обязательно проблемы? Думаю, что здесь присутствуют какие-то стереотипы, не подкрепленные нормативным или иным фундаментом.
На основании вышеизложенного считаю, что в Казахстане следует разрешить продажу земель сельскохозяйственного назначения иностранцам.
Марат Толибаев, предприниматель
Источник: marat-tolibayev.social
Автор: Марат Толибаев -
Просмотров материала: 12 327