В последний месяц в соцсетях поднялась волна обсуждений проблем системы образования. Только все обрадовались переходу на пятидневку, как тут же их облили холодным душем продления учебного года на месяц. Все кричат, возмущаются, жалуются. Это только добавляет шумиху и неразбериху не помогая нам оглядеться и критически оценить ситуацию в целом.
Перед нами, как нацией, стоят вызовы современного мира. Меняются не только технологии, они меняют мир вокруг нас и мы должны приспособиться к происходящим изменениям иначе так и будем находиться на обочине прогресса. Итак, какие факторы влияют на качество нашего образование и в чем наши проблемы?
1.Технологии
Современный мир кардинально изменился за последние 20 лет. Если раньше кроме книг не было носителей записанных знаний, то сейчас знания доступны везде и всюду. Их можно получить в любом виде хоть с компьютера, хоть со смартфона, хоть с телевизора. Все знания перекочевали в интернет и на электронные носители.
Сегодня ценность знаний носимых в памяти человека резко снизилась. Уже абсолютно нет необходимости все запоминать. Во-первых, потому что эти знания можно почерпнуть в любом месте, кликнув одной кнопкой (google, wikipedia, wolframalfa и пр.). Во-вторых, потому что знания и информация в современном мире быстро устаревают.
Переход знаний и информации в электронную форму - большой прогресс, но он попутно создает и огромные проблемы. Первая проблема- то что в электронном виде присутствуют как истинные так ложные знания. Вторая проблема - чтобы отыскать нужные знания, нужны знания (простите за тавтологию) и умения как формировать запросы и организовать поиск. В результате этих проблем, человек начинает тонуть в огромном море информации, не может найти необходимые ему знания и теряет критический взгляд на вещи. Не может отличить истинное от ложного.
Отсюда первая проблема нашего образования: "Мы учим тому что доступно везде и что очень быстро устаревает, но мы не учим тому как находить нужные знания и как определить что истинно, а что ложно"
Пытаясь впихнуть в ученика как можно больше предметов, мы нарушаем главный принцип образования - "Ученик - не сосуд который нужно наполнить, а факел который нужно зажечь!" По сути, современная учебная программа отражает страх взрослых перед быстро меняющимся и неопределенным будущим. Но нужно всегда помнить, что знаниями на все сценарии в жизни запастись невозможно, но можно научиться приемам как с этими сценариями справляться. Как говорил А. Эйнштейн "Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию".
2.Особенности получения знаний и возможности человека.
Самый главный принцип который нужно помнить когда мы говорим об образовании - "Знания невозможно ДАТЬ, их можно только ВЗЯТЬ". Вы, наверное, замечали, что если человек не хочет или не мотивирован, он не запомнит то, что ему сказали. Если перед уставшими или голодными слушателями будет выступать хоть профессор Гарвардского университета, слушатели ничего не запомнят. А если человек заинтересован, он сам будет допытываться и искать нужные ему знания. Как говорится в китайской пословице: "Когда ученик готов, появляется и учитель".
У любого человека время, когда он может изучать новый предмет, строго ограничено. Наиболее эффективно человек усваивает не более чем 3-5 часов в день. Все остальное время знания не усваиваются и время, как и ресурсы школы, тратятся впустую. Это как желудок, который может в сутки переварить только ограниченное количество еды и сколько бы вы в него не запихивали, он не сможет переварить больше. Все остальное уйдет либо в понос, либо в ущерб организму, в виде заворота кишок.
Отсюда вторая проблема нашего образования:"Мы пытаемся ДАТЬ знания нашим детям. Мы грузим их по 6-9 часов в день с учетом репетиторов и домашнего задания. Они учатся то шесть дней в неделю, то пять, но на месяц больше". Мы шарахаемся из стороны в сторону, но не решаем корневой проблемы.
3.Как происходит запоминание или недостатки текущей методики преподавания .
Изобретение письменности дало человечеству огромный скачок в развитии. С изобретением письменности, человек смог фиксировать полученные знания и передавать его следующему поколению, в результате, человечество начало накапливать знания и самосовершенствоваться. Как же происходило накопление знаний?
Ученый изучающий внешний мир делал это описательным методом. Например, он писал: "червь это беспозвоночное, такой-то длинны, такого-то цвета, питается тем-то и пр." Он переводил образы которые видел в ТЕКСТОВОЙ формат. И это сегодня является основным тормозом в усвоении материала.
Дело в том, что память человека оперирует образами, а не текстом. Когда человек читает текст, он сначала формирует в голове образ и только потом запоминает. Если предмет абстрактный, например (математика), человек запоминает цифры в виде образов написанных на доске или бумаге.
Отсюда третья проблема: "Скорость изучения через ПРОЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ очень маленькая, а способность запоминать с текста вообще мизерная". Нам нужно понять что система преподавания кардинально устарела и надо переходить на другую технологию преподавания. Необходимо школы переводить на интерактивные учебники, внедрять больше интерактивных фильмов и игр. Как гласит древнекитайская пословица "Услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял".
4.Использование знаний
Сегодня наши ученики в лучшем случае, располагают кладбищем ненужных знаний. Большая проблема в том что знания получаемые в школе не применимы в жизни. Мы приучаем детей не к реальной жизни, а к книжной.
Нам нужно давать знания которые дети смогут ИСПОЛЬЗОВАТЬ в повседневной жизни. А это языки, финансовая грамотность, компьютерная грамотность, разрешение конфликтов, ораторское искусство (умение аргументированно и логически обосновывать свою позицию), спорт и прочие НЕОБХОДИМЫЕ знания.
Сегодня и в будущем большее значение будут имеет не количество запомненных знаний, а % использования уже имеющихся вокруг знаний.
Отсюда четвертая проблема нашего образования: "Ученики не могут использовать преподаваемые знания в своей жизни. Существует большой разрыв между теоретическим пониманием предмета и практическим применением".
5.Креативность.
Система образования, пытается готовить детей для будущей жизни. В то же время, мы не знаем что будет через 3-5 лет. А теперь представьте что дети которые получают знания сегодня, будут работать и решать проблемы в 2030-2060 годах. Поэтому мы должны учить их креативности и различным, нетрадиционным методам решения проблем. Мы должны поощрять их не бояться совершать ошибки. Ведь только человек не боящийся совершить ошибку способен подойти к решению проблемы с другой стороны, экспериментируя и пробуя различные варианты. В то время как наши школы сегодня готовят учеников лишь к сдаче ЕНТ и наказывают за совершение ошибок.
В наших школах все отклонения и одаренности детей приводятся к среднему. Около 10 лет назад Джордж Лэнд и Бет Джарман опубликовали книгу «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня» (George Land and Beth Jarman, Breakpoint and Beyond: Mastering the Future Today). В книге они описывали результаты исследования дивергентного (неординарного) мышления.
Дивергентное мышление не идентично понятию творчества, но является хорошим примером творческого подхода. Это способность мыслить не-логически: мыслить по аналогиям и ассоциативно. Исследование заключалось в серии тестов, которые давали 1600 детям от 3 до 5 лет. Если ребёнок достигал определённого результата, его считали гением дивергентного мышления. Из 1600 детей «гениями» оказалось 98%. Это было продолжительное исследование и через 5 лет учёные опрашивали тех же детей с помощью тех же тестов. «Гениями» дивергентного мышления оказались 32%. Опрос был повторён ещё через 5 лет. Результатов «гениальности» достигли только 10% детей. Тогда учёные дали те же самые тесты 200 000 взрослых, и только 2% смогло перешагнуть рубеж «гениальности» в дивергентном мышлении.
Отсюда пятая проблема нашего образования: "В современной школе учат не ошибаться, не рисковать, учат знать, что именно этот ответ - правильный. И он написан в конце учебника. Но подсматривать туда нельзя. Никаких других нетрадиционных решений этой же задачи не допускается".
История возникновения современной системы образования и что делать сегодня? Школьная система обучения какую мы знаем в нынешнем виде, зародилась в эпоху просвещения в интересах промышленности, по конвейерному образцу. (Кен Робинсон) Давайте сравним. Школы напоминают завод. Те же звонки, гудки, отдельные корпуса и классы. Специализация по предметам - цехам, обучение партиями-классами. При формировании классов учитывается только возраст. И там и там есть дата выпуска. Есть ОТК (отдел контроля качества) - экзамены и контрольные, при прохождении которых в документе ставится печать о прохождении. Все это было эффективно пока продолжался индустриальный век.
Однако сегодня век информационный, и мы должны кардинально изменить технологию преподавания, переоценить необходимость изучения всех предметов, освободить время ребенка, дать ему большую свободу побуждая его к любознательности и творчеству. Нам нужно четко понять чему мы хотим обучать своих детей и что для них важно?! Убрать из учебного процесса человеческий фактор (особенно, в лице пресловутых “апаек” которые до сих пор в аулах бьют детей). Все это решаемо при современных системах и технологиях. Нужны глубокие реформы, а не поверхностное лоскутное улучшение системы.
Я, конечно, не эксперт по всем аспектам. Имею право на ошибку, данный материал публикую для широкого обсуждения и для привлечения внимания всех нас. Давайте задумаемся. Давайте мыслить категориями будущего и решать действительно важные вопросы. Каких детей мы создадим сегодня, такое будущее мы получим завтра! Принимаю все критические замечания. Каждый имеет право на свое мнение и видение, поэтому давайте развернем широкую дискуссию в обществе. Хватит жить негативом и только ругать то, что есть. Пора формировать то, что будет.
Маргулан Сейсембаев, предприниматель
Источник: Фэйсбук
Автор: Маргулан Сейсембаев -
Просмотров материала: 3 882