Некая группа, которая по нашей информации, очень близка к прокремлевским силам в Казахстане, объявила о создании «многонациональной партии» в Казахстане. Мы решили узнать мнение экспертов и общественных деятелей по этому вопросу.
Источник: Саяси қалам
- Кто стоит за данной группой? Есть ли за ними определенные финансовые, интеллектуальные, медийные и прочие ресурсы, чтобы создать политическую партию?
- Мне кажется, наше гражданское и сетевое общество довольно правильно определило то, кому нужно: организаторы или по крайней мере заявители являются сторонниками евразийства, а значит их цели, мягко говоря, далеки от целей и идеалов Независимости Казахстана. Поэтому в любом варианте за заявлениями могут быть интересы либо Акорды, либо Кремля.
Просто вспомним, что инициатор создания партии Халабузарь накануне создания Евразийского союза просто устала осваивать средства и проводить бессодержательные круглые столы в пользу его создания. Если мне память не изменяет, речь шла о проведении в течении 2-3 месяцев огромного количества однообразных мероприятий. Не знаю даже сколько человек смогла убедить в необходимости Таможенного союза г-жа Халабузарь, но то, что она взялась и подписалась проводить такое огромное количество мероприятий в такой короткий срок, говорит либо о том, что она неразборчива в средствах, либо просто не имела иного выхода, то есть была обязана их провести. Больше ничем особенным организатор «многонациональной партии» лично мне не известна.
Теперь о ресурсах. Полагаю, что если этот процесс инициирован или находится под контролем Акорды или Кремля, то, полагаю, что в финансовых и медийных ресурсах дефицита не будет. Мы уже были свидетелями того, как наши медиа могут сделать Махатм даже из орангутангов. Но вот что касается «интеллектуальности» проекта, то я бы очень с этим поспорил. Даже то, что организаторы обозначили партию «многонациональной» говорит о многом, если не обо всем.
Какая «многонациональность» в стране, в которой есть только одна нация? Причем нация, которая стремится созидать свою «вечную государственность». Термин «многонациональный» уместен в отношении ООН или чемпионата мира по футболу, но никак не конкретной страны. Ну и то, что организаторы заявили о себе в середине лета, в самый пик мертвого политического сезона так же говорит об их уровне.
Может статься, что сама г-жа Халабузарь просто «говорящая голова» и ей просто поручили выйти и сказать. Тогда, конечно же, эти вопросы следует переадресовать тем, кто является истинным организатором? Я полагаю, что им всем надо поехать в сказочный Изумрудный город, встретиться с волшебником Гудвином и слезно просить, чтобы он дал им либо мозги, либо сердце.
Если речь идет об Акорде, то лучше просить сердце, потому что Родину надо любить не только, когда играет национальный гимн страны. А если Кремль, то лучше просить мозги, хотя бы потому, что Казахстан – это не Россия и никогда ею не будет.
- Насколько реально они представляют угрозу казахской государственности и ее будущей стабильности? Разрешит ли власть создать им такую партию? Не исходит ли такая инициатива от отдельных преставителей казахстанской элиты? Есть ли во власти поддерживающие их?
- Я не являюсь духовником или психотерапевтом г-жи Халабузарь, поэтому не могу с точностью говорить об ее истинных целях и замыслах. Но, считаю, что если завтра окажется, что такую партию накачают деньгами, ресурсами, а потом еще и зарегистрируют с тем, чтобы она могла участвовать в досрочных парламентских выборах, то это будет говорить только о двух вещах: а) полной интеллектуальной деградации политического блока Акорды; б) полной и окончательной капитуляции Акорды перед Кремлем.
Мы уже как-то говорили, что если Назарбаев и его окружение думают о том, чтобы осуществлять модернизацию, обеспечивать укрепление государственности, институтов государства, они сами должны обеспокоится о создании сильной оппозиции. Сильное государство попросту невозможно без сильного гражданского общества. А если Акорда не сможет это сделать сама, то скорее всего за нее это сделает Кремль и попросту подарит новую оппозицию Назарбаеву. Не об этом ли уже идет речь? Все это, понятно, всего лишь предположения. Так ли это или нет, мы, думаю, узнаем в ближайшие месяцы.
Отдельно надо сказать две вещи. Я считаю вредными как создание любой «евразийской» партии, так и левой партии, не укорененной в казахский контекст. Обьясню почему. В моем понимании евразийство в любом исполнении, с любой накачкой, с любым содержанием – это, прежде всего, эманации неоимперства, это, прежде всего, пророссийские проекты.
Любой человек, который говорит об евразийстве в конечном счете льет воду на мельницу тех, кто хочет воссоздание российской или советско-большевистской империи. Кроме того, сегодня мы видим, что многие левые проекты так или иначе тяготеют к советскому, так или иначе тяготеют к утопическим основаниям. Благо, Казахстан, казахи имеют достаточно сильные прививки от большевизма, вся наша история – это живая иллюстрация того, насколько опасными могут быть левые утопические проекты.
Но жизнь проходит, приходят новые поколения, которые уже не имеют столь же прочных как у нас мировоззренческих установок. На каком-то этапе может оказаться, что зомбированные российским телевидением и контентом молодые люди могут удариться в лево-троцкистские, маоистские, анархистские, нигилистские ценности, очень легко перейти от интеллектуального радикализма к терроризму. Поверьте, опыт очень многих стран показывает, что левый радикализм не менее опасен, чем религиозный радикализм ДАИШ.
Вспомним хотя бы то, что сегодняшняя мусульманская страна Турция страдает не от религиозного, а именно леворадикального терроризма. К чему приводит многолетний левый популизм можно посмотреть на примере сегодняшней Греции, где десятилетия безответственной демагогии политиков привели к полному разложению элит, общества, грозящими этому государству тотальным банкротством.
Ну и не будем забывать, что многие левые, лево-радикальные проекты сегодня финансируются и поддерживаются Россией. Вспомним хотя бы то, что многие наши леваки, даже те, кто находится сегодня в розыске, преспокойно пребывают в России, периодически проводят акции у стен казахского посольства. Мы и без того имеем чересчур много левых проектов, чтобы позволить себе еще один, да еще и с непонятным происхождением. Но очевидно то, что Халабузарь хочет создавать именно евразийский и именно левый проект.
- Одним из первых заявлений этой группы стало то, что якобы в госструктурах Казахстана мало неказахов (их термин). Является ли это разжиганием межнациональной розни? Есть ли у них основания делать такие заявления?
- Любые межэтнические склоки и рознь начинаются с тщательного подсчета того, кто сколько мест занимает. Хочу привести курьезный пример. В Казахстане был такой неоимперец Михаил Пак. Он сейчас перебрался в Россию и работает на одном из интернет-изданий. Так вот, перебравшись туда первое, что он сделал был расклад того, сколько миллиардеров принадлежат разным этническим группам.
В итоге он получил такой негатив в свой адрес, было столько возмущения и негодования, что редакция была вынуждена очень долго оправдываться. Авторов этого исследования начали обвинять едва ли не в фашизме, в нацистских практиках.
Так вот, мы в нашей стране очень много позволяем себе говорить об этничности тех или иных людей, сами же акцентируем внимание на том, на чем не следует акцентировать внимание. На месте власти я бы безусловно обратил бы внимание на подобные заявления, а еще лучше провел бы душещипательные беседы с авторами подобных высказываний в органах правопорядка или той же Ассамблеи народа Казахстана.
Просмотров материала: 3 036