На прошлой неделе в Алматы прошло заседание Казахского национального совета под руководством Мухтара Шаханова, на котором неожиданно были переизбраны его заместители. Связаны ли эти изменения с возможными досрочными выборами в парламент? К какой партии примкнут национал-патриоты и что они могут предложить народу? Об этом и другом в интервью с общественным деятелем Мухтаром Шахановым.
- Мухтар-ага, с чем связано избрание новых заместителей Национального совета?
- Думаю, пришло время конкретных действий. Говорить можно много, но надо еще и что-то делать, работать. Мы видим, что с затишьем, как нашего Cовета, так и в целом националистов, власть еще больше игнорирует проблемы связанные с национальной политикой.
Вопросы по языку не сдвигаются с места, «Протоны» падают, разве мало проблем? С вступлением в Евразийский и Таможенные союзы, власть еще больше стала прогибаться под Россию - Казахстан на грани потери независимости.
Пока не сменится нынешняя власть, вряд ли что-то сильно изменится. Но требовать мы должны, и нужно пытаться что-то делать. Нас много критикует, мол, мы только говорим и ничего не делаем. Возможно, это и справедливо. Нужно начать работать по-новому, со свежими силами, с новыми людьми.
- Почему работа Нацсовета не заладилась?
- Как я уже отметил на собрании, на это были разные причины. Прежний состав заместителей не мог работать слаженно. Тут дело не только в каких-то непосильных задачах, но и личностные факторы сыграли большую роль.
Если честно, не хочу говорить об этом. Скажу только, что Марата Токашбаева вы знаете, он редактор газеты «Халық және президент». Возможно, это мешало ему активно действовать. К тому же, он все время находится в Астане.
Про другого бывшего заместителя, Жарылкапа Калыбая, вы тоже знаете - он главный редактор журнала «Аныз Адам». Он тоже не проявлял особого рвения к работе, зато хотел стать кандидатом в президенты.
И что из этого вышло? Пришел к нам: помогите собрать подписи! А где он раньше был, когда мы создавали Национальный совет? Он же тут больше всех кричал, мол, давайте что-нибудь делать, будем работать! А потом начал везде говорить, писать, что Шаханов ни одного дела не доводит конца.
Мы ему помогли собрать подписи, когда он хотел зарегистрироваться кандидатом в президенты - из 600 подписей 200 собрали мы. Он заявляет, что нужна партия! Он не знает, что мы не можем зарегистрировать вот уже 9 лет партию «Халык рухы»? Партия у нас же уже есть, только добиться надо ее регистрации. Поэтому было решено поменять состав замов и начать работу заново. Но все эти люди остались в Бюро совета. Хотят работать?! Никто не против.
- Среди ваших новых замов оказались весьма неожиданные персоны. Например, Айдос Сарым не поддержал идею проведения курылтая в 2013 году и раскритиковал концепцию принятую тогда. Жанузак Аким, как-то вообще не был замечен в активном сотрудничестве с вами. Вы думаете, что будут изменения в вашей работе с этими людьми?
- Надеюсь, что будут. Жанузак Аким, человек, который очень глубоко изучил и занимается давно национальными вопросами. Поднимает проблему «Протонов». Образованный, дальновидный человек.
Айдос Сарым помогал нам разрабатывать концепцию в свое время, он очень активный и смелый, думаю, у нас все получится. Расул Жумалы тоже очень грамотный. Таких людей в рядах национал-патриотов должно быть больше. Ошибаться ведь каждый имеет право, поэтому я никого не осуждаю.
- Почему Вы не согласились с предложением, чтобы сопредседателем стал один из ваших заместителей, режиссер Еркин Ракишев? Может быть, это действительно помогло более активной работе Национального совета?
- Мне не нужно никаких званий, почета, в свое время я отказался от ордена «Халык Кахарманы». Просто, я уверен, вокруг другого человека не будет собираться народ. Вы же видели, какой раздрай начался на собрании, один одно говорит, второй — другое. Только «желтоксановцев» здесь несколько групп, они же передерутся друг с другом.
Думаете, они будут работать с другим человеком? Я в этом не уверен. Даже на собрание не всегда приходят, а другого они даже слушать не станут. Когда создадим партию, зарегистрируем ее, она встанет на ноги, я готов отдать бразды правления молодому лидеру.
- Не связаны ли перемены в Нацсовете с возможными предстоящими парламентскими выборами этой осенью? По-вашему, они состоятся?
- Нет, это никак не связано. Почему все сразу надо привязывать к выборам? Да, слышал, говорят, что будут выборы. Просто я считаю, что именно сейчас пришло время активизироваться, иначе власть вообще будет делать все, что хочет.
Вы же видите, что происходит, - на казахском языке правительство не разговаривает, за рубежом наша официальная делегация говорит на русском, в Алматы и Астане 40-и более процентов казахских детей учатся в русских школах.
У нас тут звучали предложения - запретить нашим чиновникам во время официальных зарубежных визитов говорить на русском, везде, кроме России, запретить казахам отдавать детей в русские школы.
Запретами вряд-ли добьешься чего, но мы должны подумать, как это сделать. Поэтому, будем собирать предложения членов Совета, обдумывать, разрабатывать и ставить перед властью.
- Еще появились разговоры, что раз у националистов пока нет своей партии, они могут примкнуть к одной из существующих. Насколько это реально?
- Не могу за всех сказать, националистов много и они разные все. Но сомнительно, что они вот так просто присоединятся к какой-то партии. Если кто-то захочет, это их дело, конечно. Сам я ни в какую партию лично не пойду. В таком случае придется выступать за интересы этой партии. А мне это зачем?
Да и к тому же, в какую партию не пошел бы, мне кажется, ее не допустят к выборам, как это произошло с «Руханият». Тогда мы объехали несколько областей, везде народ встречал меня стоя, с аплодисментами.
Власть начала нам чинить разные препятствия, лишь бы Шаханова не допустить на выборы. Нашли неуплаченный налог в 37 тенге, приписали долг за коммунальные услуги всего здания, где находится редакция журнала «Жалын» мне. Оказывается, мы тут воду тратим бочками и злостно уклоняемся от уплаты. В конце концов, партию «Руханият» просто сняли с выборов в 2011 году, вы знаете.
- Вы считаете, что власть по-настоящему боится авторитета Шаханова?
- Если это не так, зачем все это делалось и делается, не понимаю. Вот, некоторые говорят, мол, Шаханов ничего не делает, только говорит. Если бы я не делал ничего, сейчас мы бы все стали казахстанской нацией, Китаю передали бы наши земли, о Желтоксане вы бы ничего не узнали. Когда я был в парламенте, по языку только я сделал 53 запросов. После это вы думаете, меня пустят в парламент?
Недавно я был в Азербайджане, там нет ни одного канала на русском, все на азербайджанском языке. Мне дали 1,5 часа прямого эфира, а в Казахстане вы такого не увидите...
Мы не можем 9 лет зарегистрировать партию «Халық рухы». Если бы ее зарегистрировали, то от нее, конечно, можно было участвовать в выборах. Но эту партию не зарегистрируют, судя по всему. Нам ничего не объясняют, просто не регистрируют и все.
Многие говорят, националисты никак не объединятся. Мне бы хотелось объединить их, допустим, в одну партию, сплотить наши усилия. Но в ближайшем будущем в Казахстане партии националистического толка, похоже, не будет.
Асыл РАХМЕТОВА, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 779