Требуя от госслужащих выполнения установленных планов по развитию экономики, например, в рамках ГПФИИР, государство задавливает их зорким фискальным контролем. Чиновники боятся не потянуть возложенную на них ответственность и вынуждены идти на саботаж. Такие выводы можно сделать из интервью главы Центра макроэкономических исследований Олжаса Худайбергенова для Матрица.kz.
Для отечественной экономики эта весна оказалась очень горячей. Пытаться детально обсудить все последние события в одном интервью все равно, что желать объять необъятное. Мы же решили поговорить с нашим собеседником о самых важных из них и начали с результатов завершившегося VIII Астанинского экономического форума.
- Олжас Абдумаликович, как вы оцениваете итоги форума? Многие, кто на нем побывал, оказались, как минимум, разочарованы.
- От форумов не стоит ожидать каких-то сенсаций, они везде проходят однотипно, в пределах заданных ограничений. Сюда же можно добавить чрезмерные похвалы зарубежных экспертов при оценке событий внутри Казахстана. Тем не менее, в этом году у Астанинского экономического форума был один существенный плюс: он стал действительно экономическим, избавившись от большого количества непрофильных секций, которые в прошлые годы буквально облепили его.
- Что на форуме стало для вас разочарованием, а что приятной неожиданностью?
- Я присутствовал на небольшом количестве секций, больше используя форум для встреч с отечественными экспертами и бизнесменами, а также с зарубежными гостями. В этот раз у меня был 100%-но насыщенный график и я доволен результатами.
- Хочется обсудить с вами эффект от нынешнего доклада Счетного комитета. Парламентарии восприняли его очень эмоционально, особенно, то, что касалось проблем работы «Самрук-Казына». Можно обвинить их в излишней эмоциональности, например, ту же Загипу Балиеву за ее уход из зала, учитывая «успехи» реализации Карты индустриализации?
- Честно говоря, не знаю. Это проявление эмоций и осознанное политические действо, которое выходит за рамки экономического анализа, поэтому комментировать не могу.
- Недоосвоенность денег из республиканского бюджета для ГПФИИР возникла еще в 2012 году. Тогда госхолдинг не смог использовать 13,9 миллиардов тенге, а в этом году уже целых 300 миллиардов тенге. В чем проблема, на ваш взгляд? «Самрук-Казыне» просто выгоднее получать неспешный доход, когда госденьги лежать на депозитах в банках?
- В целом, в госорганах присутствует проблема чрезмерного контроля. Фактически, если сейчас чиновник рассматривает проекты и выделяет бюджетные средства на них в положенные сроки, то это может быть расценено, как коррупционное действие. Поэтому никто из государственных служащих не заинтересован выделять деньги в короткие сроки.
Более того, у них и не получится это сделать из-за существующего высокого уровня бюрократии. Вот и получается, что чиновникам легче получить наказание за недоосвоение денег, чем потом обвинения в их растрате. Тем более, что в экономике сейчас много обстоятельств, способствующих неудачности проектов.
- Но проблема ведь не только в невложенных деньгах, но и в самих проектах. Тот же Счетный комитет в начале прошлого года озвучил, что «Самрук-Казына» допускает ошибки уже на стадии их планирования и анализа рынка. Как так вышло, что госфонд допустил столько неудач по одной только госпрограмме?
- Если по каким-то государственным проектам в Казахстане не достигнуты заранее установленные показатели, то чаще всего это считают ошибкой исполнителей. Хотя на самом деле это могут быть всего лишь отклонения от прогнозируемых итогов. Я не знаю ни одного инвестиционного проекта, где реальные результаты совпали бы с цифрами, указанными в бизнес-плане.
- А вот Елена Бахмутова отбивалась от г-жи Балиевой тем, что деньги на ГПФИИР выдали лишь к концу года. Это попытка переложить ответственность за сбои программы на правительство?
- Думаю, что здесь Бахмутова права. И вряд ли это наезд на правительство, так как сам процесс выделения денег зачастую одобряется депутатами и кабинетом министров. Проблема в том, что сложившаяся система взаимоотношений между госорганами в принципе не позволяет работать быстрее.
- Есть еще пункт с раздутым персоналом госфонда, которым недоволен уже даже президент. У нас есть официальный ответ «Самрук-Казына», где говорится, что сотрудников фонда не сокращают, а перераспределяют внутри его структуры. Что вы думаете о такой корпоративной политики с точки зрения эффективности работы фонда?
- Думаю, что благодаря нынешним условиям системы госуправления, у "Самрука" проблемы с эффективностью управления будут при любой численности персонала. Поэтому дело не в лишних сотрудниках, а в том, как сделать, чтобы "Самрук" смог действовать оперативно.
- И еще хочется поговорить об итогах взаимной торговли Казахстана и ЕАЭС. Как вы, наверное, знаете, в первом квартале этого года она упала на 20% и составила 3,4 миллиарда долларов. По итогам прошлого года товарооборот так же сократился на 20% и составил 19,6 миллиардов долларов. Казахстан в этом году еще меньше наторгует с ЕАЭС, как думаете?
- Думаю, да. Я ранее говорил, что в 2015 году обороты и доходы компаний упадут.
- Кстати, почему статистика показывает падение торговли, если после девальвации рубля наши граждане везли все что можно из России?
- Потому что импорт, который осуществляется через оптовые каналы, сильно сократился. Через эти оптовые каналы товары всегда закупаются впрок. А население, покупая напрямую, берет только то, что нужно и в пределах возможностей. К тому же в конце 2014 года и в начале 2015 года компании сокращали расходы, в том числе на оплату труда, что скорее всего тоже повлияло на возможности населения по импорту.
- Не могу не сравнить итоги торговли внутри ЕАЭС с теми данными, которые есть по товарообороту с Европейским союзом. В 2014 году он составил 53,44%, увеличившись по сравнении с 2013 годом, когда был 50,66%. В чем причины такой разнонаправленной динамики в торговле Казахстана с двумя интеграционными союзами?
- Дело в том, что торговля с Европейским союзом тоже снижалась: падал и экспорт, и импорт. Но учитывая, что объемы торговли с ЕАЭС снижались быстрее, а значит общая внешняя торговля Казахстана падала, то доля "европейской" торговли в общем объеме выросла. Это чисто математический эффект.
А в целом торговля с Россией сокращалась быстрее из-за сильного обесценения рубля, так как реальные цифры выражались в долларах. Ситуация осложнилась тем, что из-за неопределенности в российской экономике предприниматели бизнесмены отложили принятие инвестиционных решений.
- В этой ситуации поможет ли нам создание Комиссии по модернизации. Нужна она? Будет ли эффективной? И самое главное, чего от нее ждать?
- Думаю, большинство людей считают, что Комиссия в большей степени нужна для повышения объективности принимаемых решений, так как в ней будут работать не только местные, но и зарубежные эксперты. Что касается конкретных инициатив, то они хорошие, но вопрос как всегда стоит в их реализации.
Наиболее яркой инициативой является изменения системы госуправления и от нее многое зависит. Если ее удастся реализовать, то осуществятся и остальные идеи. В противном случае их постигнет участь предыдущих программ.
Ксения Бондал, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 907