Известный украинский журналист и общественный деятель Виталий ПОРТНИКОВ в интервью газете «Кала мен Дала» выразил свое мнение относительно Евразийского союза, о роли Нурсултана Назарбаева в урегулирований украинского кризиса, а также отметил что на пути к евразийской интеграции Кремль полностью и уже безвозвратно «потерял» Украину.
- Евразийский экономический союз: действительно ли Россия «хочет» восстановить советскую империю и «может» ли она это сделать в обозримое время при нынешнем состоянии дел?
– Мне кажется, что идея восстановления советской империи всегда существовала в качестве одной из главных политических целей руководства Российской Федерации. Даже СНГ воспринималось Борисом Ельциным и его окружением в качестве зародыша нового союзного государства – и разочарование, постигшее Кремль после того, как он понял, что для остальных его партнеров СНГ не более чем инструмент цивилизованного развода, вылилось в создание союзного государства с Беларусью.
Впрочем, это тоже оказался мертворожденный проект. Мертворожденный в первую очередь потому, что партнеры всегда договариваются с Москвой ради экономической выгоды, а она пытается навязать им наднациональные органы управления. Нечто подобное происходит и с Евразийским экономическим союзом. Именно поэтому он не станет ни полноценным экономическим объединением, ни новым союзным государством, а вскоре превратится в очередной бессмысленный симулякр.
- Как вы думаете, удастся ли Владимиру Путину укрепить влияние России с помощью Евразийского союза и смирился ли он с тем, что Украина не является частью Евразийского экономического союза?
– Не думаю, что Россия укрепит свое влияние с помощью Евразийского союза – этот союз скорее демонстрирует разногласия между его участниками и совершенно различное видение ими интеграционных процессов. Но я вообще не думаю, что России в обозримом будущем удастся укрепить свое влияние – по-моему, оно будет непрестанно снижаться. А вот с тем, что Украина не хочет быть частью его виртуальной империи, Путин не сможет смириться вплоть до краха своего политического режима. Он, как и все остальные русские шовинисты, уверен, что Российской империи без Украины быть не может.
- Можем ли мы утверждать, что сегодняшний Евразийский экономический союз может завтра стать союзом геополитическим?
– Нет, не можем. Евразийский экономический союз – это союз авторитарных режимов. У каждого из лидеров этих режимов свои представления о собственной степени власти, не подразумевающие делегирование полномочий кому-то другому. Союзов диктаторов не бывает. А если страна-участник Евразийского союза станет демократической, то она вряд ли останется в союзе, не подразумевающем экономического и политического равноправия и уважения к демократическим институтам. Именно поэтому Евразийский союз обречен в любом случае.
- Может ли, в будущем Евразийский союз сотрудничать с Евросоюзом учитывая силу слишком разных стратегий в частности курс России?
– Федеральный канцлер Ангела Меркель предложила найти модель сотрудничества Европейского союза и Евразийского союза, считая, что таким образом снимутся проблемы, связанные с российской озабоченностью относительно европейской ассоциации таких стран, как Украина или Молдова. Но эти проблемы не снимутся просто потому, что Россия хотела бы, не диалога по экономическим вопросам, а уничтожения государственности бывших советских республик.
Но даже если забыть об этой цели Кремля, нетрудно не заметить, что ЕС – это пространство свободного обращения труда и капитала, а Евразийский союз – пространство ограничений и оговорок. И пока страны этого союза не снимут барьеры между собой – а в обозримом будущем этого не произойдет – как они смогут общаться с ЕС в качестве единого целого?
- И вообще является ли в данный момент для Украины тема Евразийского союза актуальной или…
– Конечно же, нет. Наш народ сделал свой выбор, соглашение об ассоциации с ЕС подписано. И вообще: почему мы должны всерьез рассматривать симулякры без будущего – а Евразийский союз именно такой симулякр.
- Визиты в Украину президентов Казахстана и Беларуси, чем это объясняется?
– В первую очередь их обеспокоенностью той конфронтации, которая возникла из за действий России против Украины. Президенты Казахстана и Беларусии действительно обеспокоены нестабильностью на постсоветском пространстве и возможными потерями для своих экономик из-за продолжающейся войны и изоляции России.
Во-вторых, тем самым они пытаются доказать, свою дистанцию от Москвы именно в этой связи им важно показать, что они – не вассалы Кремля, а самостоятельные политические игроки. В случае краха путинского режима это может стать важнейшим условием их собственного выживания.
- И последний вопрос: Какова, по вашему мнению, реальная роль Нурсултана Назарбаева в урегулирований украинского кризиса?
– Президент Казахстана многое понимает, но не так уж много может. На первом этапе он, как и многие другие, не смог точно оценить намерения Владимира Путина, считая, что амбиции российского президента ограничатся Крымом. Именно этим объясняется довольно вялая реакция Назарбаева на аннексию полуострова и то, что он фактически не воспользовался шансом стать посредником в урегулировании конфликта, хотя имел тогда контакты с ведущими мировыми лидерами.
Однако после вторжения в Донбасс Назарбаев, очевидно, осознал всю опасность российской экспансии для самого Казахстана. С этого момента необходимость урегулирования украинского кризиса и собственное участие в этом процессе стали для Назарбаева и вопросом собственного, и вопросом – без преувеличения – выживания Казахстана как единого государства.
Встреча в Астане, на которой могло бы быть достигнуто взаимопонимание, таким образом, становилась важнейшим политическим событием для самого Казахстана. Но это в том случае, если бы тревоги Назарбаева разделял Путин. А поскольку российскому президенту совершенно не важна обеспокоенность коллеги, то и повлиять на развитие событий Назарбаев не может.
Спасибо большое за беседу!
Думан Быкай dalanews
Просмотров материала: 3 777