В преддверии нового учебного года на традиционном августовском совещании педагогов в Астане были озвучены результаты международного исследования качества образования. Обучение в школах вызвало немало нареканий зарубежных экспертов. Впрочем, они лишь подтвердили то, о чем мы знаем и сами: учить детей в обычной среднестатистической школе могли бы и лучше. Наболевшие вопросы в образовательной сфере «Свобода Слова» адресовала Федору Вассерману – руководителю общественного фонда «Качество и образование», научному консультанту Фонда образования Нурсултана Назарбаева, члену общественного фронта «За развитие образования».
Источник: Свобода Слова
- Федор Яковлевич, вопрос, который стал уже риторическим: почему в Казахстане низкое качество образования?
– Оно оценивается целым рядом факторов. Прежде всего надо концентрировать внимание на таких, как нехватка преподавателей, низкая подготовка учителей, отсутствие курсов повышения квалификации для предметников. Подчеркну, что проблема подготовки учителей – вопрос национальной безопасности. Между тем в Казахстане всего 16% преподавателей имеют высшую категорию. Это значит, что все остальные – среднего и низкого уровня подготовки.
При этом процедура аттестации учителей является формальной. Могу привести такой пример: в 2011 году набирали штат для Назарбаев интеллектуальной школы, и 50% претендентов не прошли отбор, а ведь это были лучшие учителя нашей страны.
Школы задыхаются от нехватки учителей. Молодежь приходит работать из вузов с таким уровнем, что мы плачем, даже в колледжах иногда готовят лучше, чем в пединститутах. Такой учитель еще 2-3 года будет учиться, и скольких детей за это время он может испортить?
Образование страдает от системных проблем, которые надо решать комплексно. И подготовка кадров – это не реформа, это вопрос спасения системы. Можно решать какие угодно проблемы – материальные, организационные, но без учителей мы ничего не сделаем.
Краеугольным камнем нужно поставить создание государственной политики по привлечению молодежи в школы, повышению статуса учителя. Престиж профессии падает в обществе. Но радует, что в Астане впервые в Казахстане, благодаря инициативе акимата города, откроется Ресурсный центр по подготовке кадров, где будут обучаться предметники и методисты.
- Повышение престижа профессии невозможно без адекватного финансирования, повышения зарплат учителей…
– Повышение зарплат, считаю, не решит всех проблем. Вот повысим учителям зарплату одномоментно, и ничего не изменится. Почему? Потому что надо научиться работать правильно. И даже если мы озолотим учителей, подарим им яхты, самолеты, вертолеты, будем носить их на руках, они не будут способны поднять качество образования, так как у многих нет базы, знаний, они просто не смогут работать по-другому. Нужны четкие целевые программы, которые будут мотивировать учителя.
- Недавно казнет взорвал видеоролик, в котором зафиксировано, как в одной из казахстанских школ агрессивные акселераты хватают за руки молодую учительницу и даже пытаются ее душить. Почему подростки издеваются над учителями?
– Я думаю, это, в том числе, последствие кадровых проблем, признак недостаточной подготовленности наших учителей. Приходят слабые люди, которые не в состоянии себя защитить. Как должен учитель вести себя в школе, чтобы с ним так обращались дети? Десятилетия назад у учителя была хорошая подготовка, достойный уровень знаний и высокий статус в обществе, а сейчас профессия педагога не самая престижная, более того, в обществе она часто воспринимается как показатель неуспешности в жизни.
К нам в школу нередко приходят люди, которые признаются, что не смогли устроиться на другую работу, и, конечно, они чувствуют неудовлетворенность, не знают, как себя позиционировать. Это проблема педколлектива, где нет здорового психологического климата, нет наставничества старших учителей над молодыми.
- Вместе с тем школа устала от различных программ, реформ и экспериментов. Одна из страшилок для учителей – образовательные стандарты. Нужны ли они нам?
– Вся проблема в том, что стандарты школьного образования разрабатываются в отрыве от реальности, существующей в школе. Их пишут люди, которые не видят и не знают ее. Потому и критерий исполняемости стандартов очень низкий. Учителя вносят свои предложения, возмущаются, указывают на ошибки, но, как правило, тщетно. Между тем составление стандартов должно быть четко привязано к потребностям школы, нужна тесная обратная связь, а не бесконечное реформирование. Ошибочно полагать, что, беспрестанно меняя стандарты, можно изменить ситуацию.
Наши проблемы связаны с несистемной работой управлений образования, которые, повторюсь, должны работать непосредственно в зависимости от потребностей и возможностей школы. У нас же часто предпринимаются необдуманные шаги, которые не дают результата, но перегружают школу. Например, в наших школах 17 обязательных предметов. Для сравнения, в странах Европы – 7-10.
Казахстанские дети учатся как стахановцы, преодолевая нагрузку больше, чем при рабочей неделе в 42 часа. Перегрузка у детей колоссальная, что негативно отражается на их здоровье. Вот такие несостыковки и создают неуправляемую систему. Надо сказать, что Министерство образования и науки работает в этом направлении, ищет, советуется, открыто к диалогу. Но система образования настолько консервативна, что ее нельзя вот так мгновенно перестроить.
- Каждый год идут споры о целесообразности и переформатировании ЕНТ. Все же единое тестирование – зло или благо?
– ЕНТ является показателем качества управления системой образования, но не показателем образованности детей. Негативное влияние ЕНТ в том, что школа полностью перестроилась под этот показатель. Напрочь все забыли об учебно-воспитательном процессе, даже о детях забыли в погоне за высоким баллом. О провальности ЕНТ говорит тот факт, что в школе после девятого класса остаются 45%, а 55% уходят в колледжи. Из числа оставшихся только 15% успешно сдают ЕНТ. То есть у нас уровень качества образования – 15%, а 85% качества мы теряем.
- Поборы – бич многих школ и вузов. Как бороться с таким «рэкетом»?
– Вопрос поборов – проблема не государства, а самих родителей, в виду того что они соглашаются отдавать и становятся участниками коррупционной схемы. Причем единицы родителей возмущаются, а большинство молчит. Родителям нужно объединяться и действовать сообща. Но нужно также сказать, что многие директора школ вынуждены собирать с родителей деньги, чтобы решать хозяйственные вопросы. Поборы – социальная проблема, а не образовательная.
- Не секрет, что наши школы делятся на элитные и простые. Вот и международные эксперты недавно попеняли, что в Казахстане акцент делается на одаренных детей, а про остальных как будто забыли.
– Сегодня человек – потребитель образовательных услуг. Каждый родитель старается выбрать для детей лучшую школу, и по мере возможности все стремятся поступить в элитное образовательное учреждение. Поэтому у нас произошло естественное разделение на сильные и слабые школы. Но это очень сильно ударило по массовой школе: дети, ушедшие из слабой школы в сильную, свою прежнюю школу ослабили еще больше. Ведь если есть 2-3 сильных ученика, они подтягивают весь класс, а когда нет «дрожжей», которые всех поднимают, то дело плохо.
И существует парадокс: учитель, работающий со слабыми детьми, тоже не растет. В другой же школе собрались сильные ученики и сильные учителя. А между прочим, требования ко всем одинаковые. В массовой школе дети не чувствуют себя успешными, состоятельными, теряют стимул к развитию. В этой связи я считаю, что необходимо повышать статус всех школ, а не только элитных.
- Совместно с другими общественниками вы создали общественный фронт «За развитие образования». Чем вы занимаетесь и каковы ваши планы?
– В этом году мы тесно работаем с Министерством образования и науки. В частности, выполнили по заказу МОН экспресс-анализ школьного образования. Мы пока не можем огласить результаты, поскольку анализ предназначен для внутреннего пользования ведомства. Текущей осенью планируем провести общественные слушания по вопросам качества обучения.
Ну и напоследок я хотел бы поздравить учеников с началом учебного года, пожелать им не забывать про самообразование. Учиться нужно бесконечно тому, что дает огромный мир, а не только школа.
Беседовала Разия АБДЫКАДЫРОВА
Просмотров материала: 4 731