Али Аган, экс-глава АО Kcell, гражданин Турции, априори подозреваемый в серии злостных преступлений, в сговоре с группой лиц выходит абсолютно сухим из воды. Но в компании остались его последователи – на своих местах и меркантильных интересах.
Недавно Kcell обнародовала сообщение об уходе со своего поста одного из главных героев – главы компании Али Агана. Его протеже – финансовый директор компании Бауыржан Аязбаев, тем временем, остался на месте.
Приключения турков в Казахстане вроде завершены. Напомним, группировка, в которую входили теперь уже бывшие руководители отечественного сотового оператора: Вейсел Арал, Али Аган, другие персонажи успели наследить практически в нескольких странах постсоветского пространства, где появились офисы TeliaSonera. Небольшая справочка: TeliaSonera – это скандинавский телекоммуникационный картель, который наплодил «дочек» в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Молдове, но и в РК.
В каждом государстве, где работали менеджеры этого гиганта, возникали грандиозные скандалы. В них фигурировали столь громкие фамилии – тем более удивительно, как компании удается оставаться на плаву и не растерять остатки имиджа. А Telia Sonera, как известно, представлена на авторитетных мировых биржевых площадках. Впрочем, обо всем этом довольно подробно было описано в предыдущем материале.
В свет вышел пресс-релиз – уведомление АО Kcell о том, что Али Аган уходит. По собственному желанию. Будут ли последствия? Это большой, скорее, правоохранительным органам. Потому что, кроме серии ударов по имиджу иностранцев, работающих в нашей стране г-н Аган, его наставник Вейсел Арал, их помощники больно стукнули в спину всему РК: правоохранительной, надзорной, судебной и другим системам.
Аганово семя
Как известно, Вейсел Арал приехал в Казахстан не один - за ним подтянулись другие соотечественники, среди которых наиболее интересен Али Аган, и их деятельность долгие годы приносила им сочные плоды. Даже потребители услуг Kcell стали говорить, что менеджмент компании так мягко стелет, что спать (то бишь потреблять их продукт) стало тяжело – об этом знает каждый абонент АО Kcell по нынешнему качеству связи, предоставляемых услуг, по испаряющимся в неизвестном направлении кругленьким суммам под видом платы за роуминг и другие малопонятные операции с мобильниками.
Это можно было бы списать на обыденность, каковой живет любой бизнес в мире, либо на исключительно оригинальные казахстанские реалии: девальвация, последствия кризисов финансовых, мозговых. Но не о том разговор.
По сути, даже не успев окончательно выстроить свои планы и бизнес-процессы, почти расставив своих людей на ключевые посты в Kcell, лучший менеджер года по мнению одного из американских фондов, Аган-бей подал заявление об уходе якобы «по собственному желанию», мол хочет вернуться домой, к семье.
Пресс-релиз, выпущенный Kcell относительно увольнения и аргументы в пользу главы компании, не были столь убедительными. Это еще одно свидетельство того, что европейские акционеры действительно борятся с коррупцией в своих рядах по всему миру, пусть и несколько нетрадиционными европейскими методами. Результаты, так или иначе, налицо.
Аган вынужден был покинуть ряды компании, уйдя по-партизански. Он «порулил» АО Kcell чуть меньше года с 1 июня прошлого года. Уже тогда впервые преступив закон, став биг-боссом раньше, чем получил на это соответствующую лицензию. В ходе нашего расследования выяснилось, что это привычная практика для Аган-бея и его людей. И, наверняка, топ-менеджеры отделов кадров международных компаний возьмут этого человека на заметку, как изрядно наследившего и снискавшего себе не самой лучшей репутации.
Лицензия на безнаказанность
Но прежде, об иных фактах, заслуживающих особого внимания. Нам так и не прокомментировали в Kcell, почему ставленник Али Агана, нынешний финансовый директор компании господин Аязбаев спокойно выдает огромные суммы компании только нескольким сотрудникам – Сагидолле Мерекенову, Асхату Жумекину и даже ассистентке (теперь уже бывшей) Али Агана – Ирине Чупиной. За какие заслуги? Для каких нужд? И снова вопросы для правоохранительных органов.
Речь идет о многомиллионных беспроцентных ссудах. Вернутся они в кассу компании или нет – неизвестно, и перепроверить это, без помощи акционеров, а также службы безопасности Telia Sonera, либо отечественных правоохранительных органов не представляется возможным.
Приведем лишь один пример: вот номер сомнительного депозита в одном из казахстанских банков второго уровня KZ398210339812124670. Полагаем, простые вопросы, заданные на сей счет вышеперечисленным персонам, если не введет их в ступор, то как минимум, заставит крепко задуматься и подвигнет к сочинению на тему: «финансовые фантазии зарвавшихся топ-менеджеров».
Своя тема имеется для гражданки Азербайджана госпожи Селимовой (историк по образованию, по заявлениям источников, весьма слабо имеющая представления о нормативных базах и законах РК) – начальника отдела кадров компании, о которой мы неоднократно писали.
Как стало известно из достоверных источников в правоохранительных органах, в мае 2014 года была проведена проверка в АО Kcell на предмет применения трудового законодательства. Это на специфическом языке сотрудников надзорных органов, со ссылками на статьи законов.
Впрочем, за всем этим, в простонародье «занудством», скрываются судьбы людей, столкнувшихся с беспределом работодателей, оставшихся с ними один на один. Благо, вмешались те, кто должен и обязан отстаивать интересы казахстанцев.
Итак: в конце весны этого года сотрудники Жумекенов А. и Пахритдинова М. получили свои отпускные с нарушением сроков, установленных пунктом 5 статьи 105 КЗОТ РК. Господин Дускаев Г. не ознакомлен с актом о прекращении трудового договора (приказ 302-Л от 31.03.2014), как это положено, с письменным уведомлением в трехдневный срок. Тем самым, были допущены нарушения пункта 4 статьи 102 того же документа.
Программа проведения вводного инструктажа не утверждена работодателем, что является нарушением пункта 37 главы 4 Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда. Кроме того, в АО Kcell, как выяснилось в ходе проверки, не выполняется установленная квота рабочих мест для инвалидов, что является нарушением Закона Республики Казахстан «О занятости населения». В уполномоченные органы не направляются сведения о наличии свободных рабочих мест в течении трех рабочих дней со дня их появления.
Теперь о тех «проступках» руководителей и замов сотового оператора, которые заслуживают отдельного внимания казахстанских людей в погонах. Как удалось узнать, в АО Kcell было получено семь лицензий для иностранных рабочих, но с особыми условиями, где компания до декабря 2013 года обязалась создать условия для приема в свои ряды казахстанцев.
Так положено по закону: если нанимаем иностранцев, то параллельно и исключительно с привлечением местных специалистов. Сотовики не исполнили это требование действующего законодательства. Согласно проверки на момент получения разрешений на привлечение иностранных «гастарбайтеров» численность сотрудников АО по состоянию на конец прошлого года сократилось на 121 человека.
Таким образом, как гласят результаты аудита, «особые условия АО Kcell не исполнены, согласованные дополнительные рабочие места до конца четвертого квартала 2013 года не созданы». Это грозит компании в соответствии с казахстанскими законами отзывом действующих разрешений на привлечение зарубежных специалистов. То есть, проще говоря, у них отберут разрешения и вполне могут депортировать.
Чем же это чревато Telia Sonera которая, напомним, торгует своими акциями на бирже, полагаем, объяснять не надо. Тихое увольнение Аги Агана не сделает столько, сколько способна натворить массовая высылка дивизиона иностранцев из Казахстана. Ценные бумаги стремительно потеряют в весе и никакие антикоррупционные заверения здесь не помогут.
Вердикт неутешителен
Напоследок, стоит напомнить про Бауыржана Аязбаева – главного финансиста компании, продолжающего занимать свое кресло. Вполне возможно он рассчитывает занять место предшественника с тем, чтобы продолжить налаженное общее дело. Руководство TS вынуждено было его оставить до поры. Иначе на бирже такой шаг был бы трактован однозначно – скандал. Со всеми вытекающими отсюда финансовыми, имиджевыми и другими последствиями.
Пока же мы продолжаем формировать список неудобных вопросов биг-боссам Telia Sonera. Как то: когда в казахстанском подразделении будет наведен тот порядок и появится та прозрачность, о которой говорится в прессе и на отчетных собраниях акционеров, среди которых, напомним, правительства Швеции и Финляндии, то есть целые государства, декларирующие демократию, НЕдвойные стандарты и в целом европейский подход ко всему? Считайте это официальным запросом.
Денис Караманов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 7 894