2014-й год для телекоммуникационной компании Kcell выдался не совсем радостным. Если в начале весны суд обязал выплатить многомиллиардный штраф, то к началу лета СМИ сообщили о том, что менеджеров компании «заподозрили в крупных финансовых нарушениях». А источник информации, как сообщалось, находился в стенах правоохранительных органов.
Отчасти эту информацию подтвердили и отраслевые источники. Они утверждали, что «изучаются финансовые и другие документы компании, под удар попали топ-менеджеры. Часть менеджеров уже уволились, а другая находится за пределами страны». Что же стало предтечей для такой «утечки кадров»?!
Бендеры международного масштаба
«Громкие скандалы. Циничные интриги. Захватывающие расследования. Махинации на миллионы, если не миллиарды долларов. Обширнейшая география постсоветского пространства и не только, куда оказался втянут и Казахстан. Все это, согласно опубликованным в сети документам, дело рук турецкой группировки во главе с небезызвестным Вейселом Аралом (бывший глава Kcell-ред.), подмявшей под себя жирный кусок мирового телекоммуникационного пирога. Речь идет о филиалах – сотовых операторах, таких как Kcell, объединенных ныне под крышей скандинавского гиганта TeliaSonera – TS». Так писала одна из казахстанских СМИ.
Справедливости ради, стоит отметить, что TeliaSonera пыталась вычистить свое хозяйство на просторах бывшего СССР (и не только), и успешно с этим справлялась, правда, обходилось это довольно дорого – все-таки компания ярко представлена на лондонской бирже. И малейшее недоразумение может мгновенно сказаться на цене акций, и тогда, соответственно, убытки неизбежны. А исчисляются они, как правило, десятками и даже сотнями миллионов долларов.
Поэтому международным корпорациям приходится бороться с коррупцией в своих рядах, не оставляя «улик». Собственно так был уволен Вейсел Арал, экс-глава казахстанского подразделения компании, который курировал весь центрально-азиатский бизнес компании.
И стоит отметить, что этот господин втянул в скандалы даже представителей президентских семей. Дочь главы соседнего государства Гульнара Каримова, подозреваемая в содействии отмыванию миллионов долларов долго судилась, пока не оказалась под домашним арестом.
Казахстанский опыт
В Казахстане же г-ну Аралу не удалось вовлечь в дела никого, кто мог бы бросить тень на РК на мировой арене. За каждым шагом сотового оператора наблюдают едва ли не через лупу. Подтверждением тому – периодически инициируемые государством судебные тяжбы с космическими исками.
Напомним, что марта этого года суд поддержал Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) и его намерение взыскать с компании штраф 16 миллиардов тенге. Тогда АЗК обвинила компанию в нарушении правил предоставления роуминга.
У топ-менеджмента компании есть и другие проступки. Как выяснилось, руководители, в частности, глава казахстанского офиса TeliaSonera – Али Аган (теперь уже в статусе экс), ставленник Вейсела Арал работал незаконно, не успев к моменту назначения получить лицензию.
Последний, в свое время, став главой K Cell, начал со штатных ротаций. Так при нем в казахстанском подразделении начали работать Нурлан Саргаскаев. После внутренних разбирательств этот менеджер был отправлен в Непал, где работал недолго и был уволен. Финансовым директором Kcell, занимающим эту позицию до сих пор, стал Бауыржан Аязбаев. Ну и, конечно, последний глава K Cell Али Аган, переживший, как минимум, два скандала в двух странах, но официально «открестившийся» от своего наставника и покровителя. Также сделал и назначенный на роль СЕО Ncell в Непале Эрим Тайланлар.
Где деньги, Зин
Интересная встреча состоялась в начале года в Алматы, и эта информация заслуживает внимания, как минимум, службы безопасности TeliaSonera. За одним столом оказались люди, имена и фамилии которых уже попадали в скандальные хроники. Это сам Вейсел Арал, его протеже Али Аган, действующий финансовый директор Kcell Бауыржан Аязбаев. На этой встрече также был и непальский CEO Эрим Тайланлар.
Этот факт несложно перепроверить, сделав соответствующий запрос в казахстанскую пограничную службу, а также запросив видео с камер наблюдения отеля. Знают ли об этом в штаб-квартире Telia? Вряд ли. Равно как и о том, что сегодня доверенные люди Вейсела Арала, но и не без помощи Али Агана, который наверняка знает, с кем имеет дело.
Первое – это ТОО «Micro Engineering» – подрядчик, строящий базовые станции для Kcell. Его владельцы Левет Дериджи (друг Вейсела) и Мухаммед Акбулут (учился с господином Аралом в одном ВУЗе). Второе – ТОО «GSMTech Management» единолично принадлежит гражданину РК Александру Яковенко. Он в свою очередь является близким родственником (отцом супруги) бывшего коммерческого директора Kcell Каспарса Кукелиса (гражданина Латвии, уволившегося по собственному желанию после внутреннего скандала, связанного с ТОО «Micro Engineering»). Последний известен, как прямое «протеже» бывшего главы Евразийского дивизиона TeliaSonera господина Арала.
Третий ставленник Бауржан Аязбаев до сих пор занимает пост финансового директора казахстанского филиала. Он, по некоторым данным, выполняет поручения Вейсела и продолжает финансировать его проекты.
Стоит отметить несколько деталей. В ходе расследования выяснилось, что господин Яковенко 23 апреля 2009 года создал не одну, а две компании – подрядчика, вторая это ТОО «Mobile Streaming». Они до сих пор работают на сотового оператора, имея невероятно большие обороты, что вряд ли опровергнет руководство самой компании (возможно они переоформлены уже с г-на Яковенко на безликие ТОО, дабы отвести от себя подозрения ).
В 2010 году, когда Kcell с непальским Ncell при участии компании КДЛ подписали любопытный договор (на сумму 1.800.000 у.е.) о сотрудничестве, а на деле об отмывании средств. Вышеназванные две компании должны были поставить оборудование в Казахстан. Справедливости ради надо отметить, что они это сделали, но всего на 800 тысяч долларов. Куда делся миллион, до сих пор никто не знает ответа. Стоит учитывать, что средства эти пусть частично, но государственные деньги. На тот момент 49% компании принадлежало АО «Казахтелеком». И к этому миллиону интерес у компетентных органов был. По некоторым данным, после начатого нашими коллегами расследования, миллион все-таки вернули.
Кроме этого, стоит привести в пример строительство технического офиса казахстанско-шведского телекоммуникационного оператора. Цены на возведение завышались в три, а то и в четыре раза. Об этом журналистам рассказал, занимавший не последний пост в Kcell господин, чьи имя и фамилия не называются по понятным причинам.
Он неоднократно предупреждал г-на Аязбаева о том, что подобная наглость может плохо закончится для компании, однако последний парировал лаконично: «Не лезь!». Тем временем, уволившийся по собственному желанию правдоискатель до сих пор переживает за собственную жизнь - ему не единожды угрожали расправой. Однако этот источник готов рассказать всю правду в подробностях, включая названия компаний, которые помогали выводить многомиллионные суммы.
Закон что дышло…
Дальше больше. А это налаженный сбыт распечаток звонков абонентов, которые продавались на «черном рынке». Кстати, узнав об этом Али Аган не наказал сотрудника, которого использовали для этих целей, а тихо уволил и даже выплатил солидную компенсацию, дабы не поднимать шума. Понятно, обнародование такого рода фактов – это удар по имиджу компании.
Не забыть нам и о качественном составе приглашенных в Kcell из-за рубежа специалистов. Одной из первых портфель директора отдела кадров получила Севда Селимова. Она приехала из Азербайджана, где проработала несколько лет бок о бок с г-ном Аганом. Последний несколько лет трудился там главой Azercell. Эта «дочка» Telia Sonera так же, как и другие ее региональные офисы не избежала громких скандалов.
Г-жа Селимова, как оказалось, имеет диплом «историка», а значит, не соответствует занимаемой должности.
А как проводятся тендеры в компании Kcell, в частности, на охранные услуги?! В апреле этого года АО Kcell объявило тендер, опубликовав его на своем сайте, тем самым пытаясь показать свою прозрачность и одновременно провести подконтрольную себе охранную компанию (так как старая компания «Кыран секьюрити» уж слишком аффилирована с бывшим менеджментом). Но поняв, что не сможет это сделать, СЕО компании отменяет тендер и под надуманными предлогами оставляет работать «проверенных людей».
Опять же в июне Али Аган и Бауржан Аязбаев (финансовый директор компании), а так же подчиненный гражданин Узбекистана Хикматулла Насретдинходжаев (ответственный за коммерческую часть в Kcell, работавший с Али Аганом в Uселл – узбекском подразделении Telia Sonera) объявляют тендер на VAS услуги RBT (дополнительные услуги музыкального контента), чтобы заменить нашумевшую компанию ТОО «GSM Tech Management». Рынок воспринял это объявление «на ура» и все участники начали готовиться, тратя свое время и немалые средства, но не тут то было.
Глава сотового оператора Али Аган отменяет тендер на RBT мелодии и подписывает договор с 1 июля 2014 года с ТОО «SMS Consult», которая даже не участвовала в тендере и была зарегистрирована совсем недавно. Трудно утверждать, что это коррупция, но выводы напрашиваются сами. Как компания, которая не участвовавшая в тендере может выиграть его? Это вопрос к менеджменту и акционерам компании Kcell.
Так же дела обстоят и с техническими проектами, от которых зависит качество сети. К примеру, стало известно, что, так называемую радио- часть для Kcell обслуживали две компании ТОО «Micro Wireless» и ТОО «Line system». В обеих этих компаниях подконтрольный менеджмент близкий к Али Агану и Бауржану Аязбаеву. Но как только сменилось руководство в ТОО «Micro Wireless» (компания Мухаммеда Акбулута), как Али Аган дал команду прервать все отношения с ТОО «Micro Wireless» и перевести всех субподрядчиков в ТОО «Line system».
Но по достоверной информации на бывшего директора Ардак Кудайбергенову, финансовая полиция возбудила уголовное дело, где по имеющимся данным, было похищено более миллиарда тенге. А вот кому предназначались эти средства, уже предстоит выяснить компетентным органам. Отметим лишь, что Али Аган сразу же после смены руководства в ТОО «Micro Wireless» прерывает все отношения.
Косвенно это подтверждает и бывший сотрудник Мехмет Уянык который уволился из Kcell, так как его по его словам Бауржан Аязбаев просил подписывать сметы намного превосходящие реальную рыночную стоимость.
Горький Джем
Испытательным полигоном на прочность международные махинаторы делали Казахстан ежедневно. И в этом им помогали другие «товарищи» менеджеров Kcell и наши сограждане, погнавшиеся за долларом, да не одним, а десятками и даже сотнями тысяч. Схемы и методики отработаны до мелочей и не меняются на протяжении, как минимум, десятка лет. Подставные компании, аффилированные коммерческие структуры, везде, где необходимо преданные люди – одни и те же персоналии, фамилии, имена.
В ходе расследования новые детали удалось выяснить еще об соратнике Али Агана – Джеме Сельчук Эрсое. Последний прибыл в Казахстан задолго до своего будущего «партнера» и начал почти одновременно работать в РК с господином Аралом в 2007 году в представительстве шведской компании Эрикссон Казахстан (далее ЭК). Там ассистентом Джема Эрсоя Сабина Адамова, помогавшая тесно сотрудничать с поставщиками для ЭК. Она знала все тонкости и нюансы ведения такого бизнеса. Впрочем, об этом позже.
Чтобы легализовать свои доходы Эрсой совместно с Аралом создают в Турции якобы инженерно-сельскохозяйственное предприятие GVC LTD. Расшифруем аббревиатуру фирмы, где G – Гюрсель (брат Арала ), V – сам Вейсел и C – Джем Эрсой (согласно аудиторскому отчету авторитетной британской компании Ernst & Young от 9 июня 2011 года). Эту коррупционную схему прозевала служба безопасности Telia Sonera. По всем правилам ведения бизнеса человек, работающий у поставщика услуг, не имеет ни морального, ни законного права открывать СП с заказчиком. Это скандальный нонсенс, объяснение которому, наверняка, дадут в штаб-квартире скандинавского телекоммуникационного гиганта.
Однако продолжим. Прибыв в Казахстан, эта пара уже имела серьезные планы. Первым делом они откровенно рейдерскими методами отобрали бизнес у бывшего подрядчика Kcell – ТОО Туран Телеком, где Вейсел Арал при помощи своего сокурсника Мухаммеда Акбулута создали замену ТОО Micro Engineering, о которой уже писали.
К слову, данное товарищество с ограниченной ответственностью функционирует и по сей день, монтируя базовые станции и телекоммуникационные вышки.
Но в Эрикссон Казахстан под руководством Джема Эрсоя царили свои нравы. Например, в 2011 году он незаконно вывел за монтажные работы по установке вышек в Алматинской области в количестве 22 штук около 200 миллионов тенге – ТОО LineConstruction (контролируемая Мухаммедом Акбулутом – сокурсником Вейсел Арала). Об этом узнали компетентные органы и начали расследования в отношении Джем Эрсоя. Затем в Эрикссон, признав этот факт, сделали еще один платеж на аналогичную сумму фирме Стар Электро, которая на самом деле выполняла эти работы. А Эрсой, в свою очередь, спешно уволился из Эрикссон Казахстан в 2011 году и срочно мигрировал в Азербайджан. Там он продолжил взаимовыгодное сотрудничество с главой Azercell – Али Аганом.
Уже, будучи в Баку Джем создает компанию Mobasis, дабы в качестве подрядчика обслуживать интересы филиала TS в Азербайджане, во главе с господином Аганом.
Вернемся в Казахстан. Здесь Эрсой успел устроить свою ассистентку Сабину Адамову в технический отдел (департамент логистики), где она трудится по сегодняшний день. Ассистировали при трудоустройстве, а точнее протежировали девушку небезызвестные: Бауыржан Аязбаев и Вейсел Арал.
Мобильная секта
Финансовый директор Kcell Аязбаев Бауржан перенял стиль правления своего гуру и наставника Вейсела Арала. Начал он с подбора и расставления на ключевые посты в акционерном обществе преданных людей. Так, напомним, кресло главбуха компании занимает некий Сагидолла Мерекенов, исполняющий всю черновую за Аязбаева, также подставляющий свою голову под все дамокловы мечи, начиная с налоговой, заканчивая специализированными экономическими судами. Сам Бауыржан, разумеется, всегда остается в сторонке сухим и чистым.
Из достоверных источников нам стало известно, что руками Мерекенова открывались депозиты на очень крупные суммы в мелких банках РК. Зачем было так рисковать чужими, подотчетными деньгами? А если завтра мини-банки прогорят? Как это отразится на качестве предоставляемых услуг сотовым оператором? Что скажет сам финансовый директор Kcell Аязбаев по этому поводу, но и по тем вопросам, которые обозначены ниже?
Дуэт Аязбаев-Мерекенов настолько вольготно стали чувствовать себя в Kcell, раздавая подотчетные деньги направо и налево (исключительно своим приближенным), о чем сообщают наши источники. Рекордсменом по получению кэша стал некий Асхат Жумекин (доверенное лицо Аязбаева). Ему удалось в марте прошлого года взять в долг 62.500.000 тенге, затем в декабре еще 46.200.000. Известно ли об этом инвесторам из Telia Sonera?
Есть и другие примеры. Так сам Сагидолла Мерекенов в декабре 2012 года начал «одалживаться» в компании со скромных семи миллионов тенге, а буквально через день берет уже 45 миллионов. В августе 2013-го он получает еще 45. Сам Аязбаев в канун года прошлого сделал себе подарок с шестью нулями: 16.000.000 тенге. Этот список можно продолжать долго. Его легко проверить в бухгалтерии мобильного оператора, изучив движения средств, которые невозможно скрыть. Кстати, за кассу в компании до недавнего времени отвечал казначей Арман Ахметов, скоропостижно покинувший ряды Kcell, как только почуял неладное.
Вышеописанное - это не единственное, что стало причиной массового схода менеджмента K Cell. Есть еще факты, которые будут озвучены в следующем материале.
Денис Караманов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 13 724