Ғылым және техника

Серебряная медаль и историческая встреча с Нобелевским лауреатом: значимые события, объединяющие музыку и науку

Ноябрь 2024 года стал основополагающим и поистине знаменательным в карьере казахстанского композитора и пианиста Рахат-Би Абдысагина, которого часто называют «казахским Моцартом». 13 ноября он был удостоен престижной Серебряной Медали Почтенной компании музыкантов Лондона (The Worshipful Company of Musicians) — одной из старейших наград Великобритании, которая присуждается самому выдающемуся молодому музыканту среди студентов ведущих консерваторий Соединённого Королевства.

Церемония награждения прошла в Лондоне, в величественном Goldsmiths Hall. Эта награда стала признанием уникального вклада Абдысагина в мировую музыкальную культуру. Сам Рахат-Би, обучающийся в докторантуре Королевской консерватории Шотландии (Royal Conservatoire of Scotland) по программе «Болашак», отметил, что для него это событие стало знаковым шагом в его творческом пути. В феврале-марте 2024 г. в четырёх исторических соборах Великобритании прошли премьеры его Соборной оперы «Брюс». В апреле т.г. на имя Рахат-Би поступило благодарственное письмо из Букингемского Дворца в связи с премьерами его оперы. Письмо написано Главой королевской корреспонденции от имени и по поручению Короля Чарльза III.

Фотограф: Маркус Джемисон-Понд

А 18 ноября в Утрехте состоялась уникальная встреча Рахат-Би Абдысагина и Герарда ‘т Хоофта, голландского физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии по физике 1999 года. Встреча прошла в офисе профессора ‘т Хоофта накануне научной презентации Абдысагина «Квантовая музыка и логика звука и тишины» в Амстердамском университете. Это событие объединило два мира — квантовую физику и музыку — через диалог двух выдающихся личностей. Герард ‘т Хоофт, известный своими фундаментальными работами в области теоретической физики, и Рахат-Би Абдысагин, чьи произведения славятся философской глубиной, обсудили, как такие физические явления, как суперпозиция и квантовая запутанность, могут быть интерпретированы через музыкальные структуры.

Ранее Абдысагин познакомился с трудами профессора ‘т Хоофта, такими как книги «В поисках конечных строительных блоков» (1997) и «Клеточно-автоматная интерпретация квантовой механики» (2016), а также его статьями. На встрече профессор отметил, что высоко оценил музыкальный талант Абдысагина. Этот неожиданный интерес стал началом глубокого обмена идеями.

Фотограф: Маркус Джемисон-Понд

Одной из ярких идей Абдысагина стало сравнение тишины в музыке с математическим «нулём» или пустотой в пространстве. Профессор ‘т Хоофт отметил, что такая аналогия может быть полезна для более глубокого понимания как музыки, так и физики. Примечательно, что профессор сам играет на фортепиано и знаком с классическим и романтическим репертуаром.

Обсуждение продолжалось более двух часов и стало ярким примером того, как наука и искусство могут дополнять друг друга. В знак взаимного уважения профессор ‘т Хоофт подписал для Рахат-Би свою книгу «В поисках конечных строительных блоков», а композитор подарил ему свой труд «Квантовая механика и авангардная музыка: Тени пустоты» (Springer, 2024).

Эти два события — вручение Серебряной медали и встреча с Нобелевским лауреатом — стали важными вехами не только в жизни Рахат-Би Абдысагина, но и в развитии культурных и научных связей между Казахстаном, Великобританией и Нидерландами. Встречи такого масштаба являются редким и ценным подарком, способным вдохновить будущее поколение и напоминают о том, что истинное творчество рождается на стыке знаний, культур и идей. Это не единственная встреча Абдысагина с выдающимися профессорами мира науки.

Другие новости

Back to top button