Выбор редакцииГосорганы

Республика Казахстан: Что в силах одинокого президента?

Изоляция и одиночество президента К.Токаева особенно заметно проявились во время январских событий. Весь трагизм той ситуации «прозвучал» в нескольких словах, когда глава государства заявил, что «власть не падет» и «что бы ни было, я буду находиться в столице», будто «мятеж» был не в Алматы, а в столице и «мятежники» продвигались к резиденции президента.

Изоляция президента Токаева

Это сейчас мы знаем, что бывший глава КНБ Карим Масимов предлагал президенту покинуть столицу, а руководители силовых структур попрятались, не говоря о членах правительства, акимах регионов. И пресловутую информацию о 20 тысячах террористов, о тяжелых боях возле Капчагая и т.д. тоже выдал КНБ.

Позиция пожизненного председательства Нурсултана Назарбаева в Совете безопасности сыграла роковую роль в январских событиях – силовые структуры отчасти были на стороне заговорщиков, отчасти держались нейтрально, выжидали, только небольшая часть силовиков пыталась защитить государственную власть и страну.

Возможно, митинги и забастовки во многих городах – дело рук КНБ, профильных ведомств и местных властей. Ведь кроме Алматы еще в 8 городах шли серьезные акции протеста, с попытками захвата акиматов и департаментов МВД и КНБ по схожему сценарию.

Достаточно сказать, что в некоторых городах нефтяники, шахтеры и т.д. утром поехали (пошли) на работу, а оттуда вышли на митинги. Вам это не кажется странным? Ведь по логике забастовщики не должны идти на работу, а сразу из дома – на площадь. В итоге напрашиваются два варианта ответа: рабочие поехали на работу, чтобы отпроситься на митинг, или само начальство или его подчиненные попросили выйти на митинг.

Конечно, среди рабочих могли быть активисты, которые сагитировали во время работы выйти на площадь, могли быть и провокаторы, тайные агенты и т.д. Тем не менее, идти на митинг или забастовку с ведома начальства, с рабочего места – это редкое явление, причины которого можно выяснить, если провести служебное расследование.

Возможно, в гражданские лица стреляли провокаторы из силовых структур или переодетые в полицейскую форму преступники, сторонники заговорщиков, когда президент дал приказ стрелять в вооруженных бандитов и террористов.

До января этого года Нурсултан Назарбаев фактически наделил второго президента лишь представительскими функциями как внутри страны, так и за рубежом, оставаясь во главе Совета безопасности и партии «Нур Отан». По сути, было два центра управления страной, что лишь вносило сумятицу и порождало бесконечные разговоры о двоевластии.

Не имея реальной власти, К.Токаев проработал вполсилы, без заметного результата. В итоге три года президентства прошли почти вхолостую – был даже саботаж со стороны высшего эшелона, олигархов. К примеру, президент уволил акима Шымкента, а он «всплыл» в другом месте: большинство кадров – «продукты» 30-летней коррупционной системы.

Можно даже предположить, что работу по «сдерживанию» реформ К.Токаева вели представители силовых структур и спецслужб, подчиненные первому президенту, а также отдельные высшие чиновники, что мешало формированию нового курса и новой элиты.

Необходимы выборы без электората Назарбаева

Лишь с 5 января 2022 года Касым-Жомарт Токаев, став председателем Совета безопасности, стал полноправным президентом РК де-факто и де-юре. Лишь с этого времени глава государства приобрел властные полномочия для выведения республики из системного кризиса. И страна, наконец, получила возможности выйти на путь поэтапных требуемых обществом реформ.

Перед своей отставкой первый президент заблаговременно принял ряд законов и изменений и дополнений в Конституцию страны, чтобы закрепить пожизненно отдельные посты, сохранить за собой возможность принятия ключевых решений, вмешательства в деятельность второго президента, который должен был согласовывать отдельные решения с Лидером нации, руководить страной под его контролем и т.д.

Такая практика разрушилась лишь с начала январских событий, когда на кону была судьба страны, судьба независимости республики. И теперь внеочередная задача – проведение досрочных президентских выборов без этой порочной практики, без контроля и «наследия» первого президента, чтобы стать самостоятельным, полноценным президентом Нового Казахстана и т.д.

Касым-Жомарт Токаев поэтому и объявил выборы президента, чтобы быть переизбранным самому, без «поддержки» первого президента и начинать с «чистого листа». Ведь в 2019 году электорат, в том числе чиновники, голосовали за К.Токаева по «агитации» Н.Назарбаева, а также и те, кто надеялся на обновление.

Логика этого решения проста: фактически Касым-Жомарт Токаев стал президентом 5 января 2022 года. До этого был «генералом без армии» – силовые структуры были в подчинении первого президента, как и «партия власти» и многочисленная армия чиновников. Теперь задача – полноценные выборы президента без пожизненных постов, вмешательств и «поддержки» Нурсултана Назарбаева, поэтому «необходим новый мандат доверия населения».

«Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ на пути построения справедливого Казахстана необходим новый мандат доверия населения», – заявил 1 сентября Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что готов «сократить срок полномочий и пойти на внеочередные президентские выборы».

Властный дуумвират, который возник в 2019 году, породил сложную, неэффективную и громоздкую систему государственного управления. В частности, у действующего президента – «старое» правительство, Национальный совет общественного доверия (НСОД), отсутствие властных структур, а у «ушедшего» первого президента – силовые структуры и партия власти «Нур Отан».

Такое правление со временем привело к конфликту интересов если не самих президентов, то их поддерживающих элит. Оно способствовало обострению межклановых и межэлитных разборок на государственном уровне. Определенные элитные группы и конфликты были и раньше; у некоторых из них были свои полувооруженные силы, связанные в том числе с криминалом.

Из-за этого позиция Касым-Жомарта Токаева была двойственной, нестабильной и слабой. Поэтому с 2019 года действующий президент был занят лишь «косметическим ремонтом», когда «партия власти» – «не его», парламент – «не его» и т.д. Токаев оказался без поддержки, в известной мере – в изоляции. Поэтому он был вынужден обратиться к гражданскому обществу и создать НСОД, который не сравнится с парламентом, но всецело был его детищем.

Создание новой политической элиты

Надо всегда помнить: люди обычно равняются на руководителя, а высшие чиновники – на президента. Если глава государства – демократ и соблюдает законы, то и его подчиненные стараются придерживаться этих принципов, и наоборот.

И все это время К.Токаев был вынужден заниматься чисткой «авгиевой конюшни» первого президента. Ведь статус главы государства в общественном сознании автоматически делал его ответственным за любые безобразия и беспорядки в стране.

Уже спустя полтора месяца после вступления в должность президента прогремели взрывы на складах боеприпасов воинской части в городе Арысь. Мы до сих пор не знаем истинных причин взрывов.

В феврале 2020 года случились массовые беспорядки в Кордайском районе. Официальной причиной конфликта изначально был объявлен бытовой конфликт, а затем причиной конфликта была названа борьба двух преступных группировок контрабандистов за передел сфер влияния в этом приграничном районе.

Пандемия вскрыла удручающее положение во многих отраслях и сферах, прежде всего в здравоохранении: за 2020 год в стране умерло на 29 тысяч человек больше, чем в 2017-2019 гг. Это самый высокий показатель за прошедшее десятилетие: умерло примерно на 20-30 тысяч больше, чем в предыдущие годы.

26 августа 2021 года произошел пожар на складе боеприпасов войсковой части, дислоцированной в Байзакском районе Жамбылской области. В результате пожара и последующих взрывов погибли 17 человек. А в январе 2022 года чуть не случился заговор против президента.

Даже после Января кардинальной «чистки» «старой гвардии» первого президента не было, хотя ближайшее его окружение потеряло свои кресла.

И за три года был актуальным вопрос: удастся ли создать президенту Токаеву новую политическую элиту? Ведь от этого зависит другой важный вопрос: увенчаются ли успехом реформы, объявленные главой государства? Скорей всего, пока – нет.

Например, несмотря на кадровые пертурбации в силовых структурах, основные кадры остались прежние. Стали ли они верными сподвижниками президента, еще большой вопрос. Одна характерная деталь – участие руководства КНБ в январских событиях расследуют представители …КНБ. К тому же прежнюю элиту нервирует грядущий передел финансовых потоков, возможно, и активов.

Одна из обсуждаемых тем в обществе – это положение о том, что теперь близкие родственники президента не могут быть на политических постах и занимать высокие должности на госслужбе и в национальных компаниях.

Чтобы не было «семейного клана» во власти, глава государства законодательно убрал саму возможность непотизма. Это серьезный удар по непотизму. Тем более на фоне того, что было раньше, когда вся страна стала чуть ли не большим филиалом одной корпорации. Это четкий сигнал чиновникам — борьбу с коррупцией нужно начинать с себя.

Естественно, изменения в первую очередь необходимы для законодательного и политического разрешения будущего устройства республики после полного ухода первого президента с его огромными полномочиями и привилегиями, что и решил референдум 5 июня.

По многим признакам, у президента Токаева есть шанс создать новую политическую элиту, но на новой политической платформе – с новым парламентом и правительством. Главное, заручиться поддержкой народа, что возможно на досрочных выборах президента в этом году.

В этом контексте актуально объяснение президента Касым-Жомарта Токаева выбора в пользу Национального курултая возрождением «традиции Великой степи, заложившей основы общенационального единства». В самом деле, власти должны не только услышать народ, который обнищал и пострадал за последние годы, но и допустить его для непосредственного участия в реформах страны.

Поэтому был необходим своеобразный «Общественный договор»: примирение и единение народа и власти во имя будущего страны должны принять юридический характер. Важна реальная, созидательная активность боеспособной команды реформаторов-профессионалов «из народа», на деле поддерживающей реформы президента Касым-Жомарта Токаева.

Создание новой политической элиты – главная задача главы государства. Чтобы очистить «авгиевы конюшни» первого президента: от удушающей коррупции, произвола чиновников и полицейских, клановой экономики, организованной преступности, хищений и т.д.

Нам нужны необратимые перемены, справедливые, не персонифицированные, незыблемые, кардинальные. Курс на создание общества всеобщего благосостояния. Это требует трансформации системы государственной власти в государственный сервис поддержки создания и справедливого распределения благ.

Поэтому сейчас К.Токаеву необходимо, проведя досрочные выборы, показать народу Казахстана, что он прерывает политическую преемственность с эпохой Назарбаева и начинает действительно строить «Новый Казахстан» с новыми правилами игры, с новой политической элитой, с новой моделью управления государством, дающей больше возможностей для участия в ней простому народу.

Конечно же, в этом решении также можно увидеть желание Касым-Жомарта Токаева предотвратить реванш тех сил, которые планировали осуществить захват власти в период трагического января.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz

Другие новости

Back to top button