Выбор редакцииСайлау2023Социум

Рейтинг медийной активности партий: «Amanat» доминирует, «Ак Жол» и НПК идут следом

Агитационная кампания по выборам в Мажилис в самом разгаре и идет уже целую неделю. В различных Telegram-каналах периодически размещаются медийные рейтинги разной степени качества и релевантности. Поэтому мы приняли решение разработать формализованную методику измерения и провести анализ медийной активности партий за первую неделю агитации.

Небольшой спойлер – лидер по совокупным показателям известен заранее, но вместе с тем получены некоторые весьма любопытные результаты.

Как мы измеряли медийную активность?

Для начала определим объект исследования. Всего в выборах участвуют 7 партий, чья активность будет замеряться:

  • Партия «AMANAT» (далее – «Amanat»)
  • Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» (далее – «Ауыл»)
  • Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» (далее – «Ак Жол»)
  • Народная Партия Казахстана (далее – НПК)
  • Казахстанская партия зеленых «Байтақ» (далее – «Байтақ»)
  • Партия «RESPUBLICA» (далее – «Respublica»)
  • Общенациональная социал-демократическая партия (далее – ОСДП)

Для удобства будем использовать сокращенные названия.

Существует множество разных метрик измерения медийного потенциала бренда, причем как совокупного, так и на отдельных площадках. Например, международное бренд-агентство Sotrender разработало Индекс активности в Twitter (Twitter Activity Index), оценивающий «силу» постов: от твита администратора (8 баллов) до упоминания (2 балла).

Для анализа медийного присутствия партий решено взять 2 разных показателя, что позволит избежать односторонней оценки:

  • упоминаемость партий в информационном поле по результатам анализа специальных сервисов;

Уровень медийного присутствия является главным статистическим показателем эффективности работы в информационном поле. В эпоху социальных сетей и мобильных мессенджеров сложно говорить о реальном существовании партии, если она появляется исключительно в избирательный период, остальное время никак не демонстрируя себя.

  • комбинация индикаторов активности на официальных аккаунтах партий.

Собственная активность партии в медиаполе является главным источником информации и средством формирования первичного восприятия без сторонних интерпретаций. Это позволяет управлять информационной повесткой и минимизировать медиариски.

Не учитываются аккаунты руководителей партии и популярных медиаперсон:

  • Во-первых, их вклад учитывается в первом блоке;
  • Во-вторых, партия самостоятельная организация, обладающая собственным брендом, который не должен зависеть от текущего руководства.

Для простоты распределение мест ведется согласно сумме начисленных штрафных баллов за каждый показатель – чем меньше баллов, тем выше итоговое место в рейтинге.

Весовые коэффициенты: уровень медийнойсти (количество упоминаний) – 70%, собственная активность – 30%.

Итоговое место = 0,7*(место по показателю 1) + 0,3*(место по показателю 2)

По первому показателю выбрана популярная система youscan.io. Сервис учитывает множество упоминания на интернет-сайтах, социальных сетях (Facebook, Instagram, YouTube, TikTok, Twitter, VK), мобильный мессенджер Telegram. В качестве ключевых слов взяты вариации названий партий.

По второму учитываются представленность на основных площадках в Казнете (Facebook, Instagram, Youtube, Telegram, TikTok, Twitter), количество подписчиков (аудитория) и активность (количество опубликованных материалов) на официальных аккаунтах.

Для оценки реакции аудитории на медийную активность партий использован сервис popsters.ru. Он обсчитывает количество просмотров, лайков, комментариев. В связи с техническими особенностями для анализа взяты только аккаунты в Youtube. На остальных площадках представлены не все партии или отличаются типы аккаунтов (Facebook – страница или аккаунт, Instagram – бизнес-аккаунт или личный аккаунт, и т.д.), что затрудняет автоматизированную обработку данных.

В качестве отчетного периода взяты дни с 18 по 24 февраля.

Рейтинг упоминаемости партий в информационном поле

Согласно данным системы Youscan за отчетный период по всем партиям зафиксировано 92 283 упоминания. Подавляющая часть из них приходится на социальные сети – 93,8%, на СМИ – 3,5%, на мобильный мессенджер Telegram – 2,7%.

Ожидаемо первое место занял «Amanat». Далее с большим отрывом расположились парламентские «коллеги» – «Ак Жол» и НПК. Следом идут «старожилы» политической сцены «Ауыл» и ОСДП. Замыкают рейтинг новички – «Respublica» и «Байтақ».

Если представить информационное поле вокруг политических партий в виде пирога, то практически три четверти или 74% приходится на «Amanat». Второе место уверенно занимает «Ак жол» с 11%. На остальные партии приходится менее 15% общего объема упоминаний.

Детальный анализ по каждому по каждому параметру выявил ряд контринтуитивных результатов.

В СМИ чаще всего ожидаемо упоминался «Amanat» – 1 298 публикаций, на втором месте «Ак жол» – 488, на третьем неожиданно оказалась «Respublica» – 346. Последнее место занял «Ауыл» сразу после «Байтақ». При этом результаты распределились относительно равномерно – первое место превосходит последнее в 5,3 раза.

В мессенджере Telegram дуэт лидеров остался прежним – на «Amanat» с 1 127 упоминаниями и «Ак жол» с 625 упоминаниями. На третье место вышла ОСДП, что несколько удивительно с учетом внепарламентского статуса. Распределение в Telegram уже не столь равномерное – «Amanat» упоминается чаще «Байтақ» в 13,7 раза.

В социальных сетях первые места распределились согласно результатам на последних выборах в Мажилис: «Amanat», «Ак жол» и НПК уверенно заняли лидирующие позиции. Последней стал «Байтақ».  При этом результаты неравномерны – на «Amanat» приходится 76% общего количества упоминаний, первое место превосходит второе в 7,2 раза.

Удивила «Respublica», которая разместилась на 5 месте, всего на 120 упоминаний превзойдя ставших последним «Байтақ» и отстав от занявших 4 место «Ауыл» на 390 упоминаний.

Итоговые результаты по блоку «Рейтинг упоминаемости» в целом был ожидаем и партии расположились следующим образом (указано занятое место по каждой позиции и финальный результат).

Активность на официальных аккаунтах

Для чистоты исследования отметим, что все партии имеют собственный сайт с предвыборной программой. Из всех партий только «Amanat» создал отдельный электоральный ресурс amanat2023.kz.

Работающие ссылки на официальные аккаунты есть только у «Amanat» и «Respublica». На сайтах НПК и «Ак жол» размещены неработающие ссылки на TikTok и Twitter соответственно. У партии «Ауыл» отсутствует ссылка на аккаунт в Telegram (найден самостоятельно). На актуальном сайте «Байтақ» вовсе отсутствуют ссылки на социальные сети (все аккаунты найдены самостоятельно).

По количеству подписчиков сложилась неоднозначная картина. Итоговое первое место занимает «Байтақ» — 461 тыс. подписчиков, следом разместились «Amanat» и «Ак Жол» — 343 тыс. и 108 тыс. соответственно. «Respublica», обладающая большим медийным потенциалом за счет своих руководителей, разместилась на предпоследнем месте – 15,5 тыс. подписчиков. Последним стал «Ауыл».

Качество аудитории и самих аккаунтов партии «Байтақ» вызывает некоторые вопросы. Например, их Youtube-канал был создан в 2014г., когда партии еще не существовало (на текущий момент канал не доступен).

По интенсивности работы в социальных сетях (количество размещенных материалов на официальных аккаунтах) с начала агитации с большим отрывом лидируют «Amanat» – 441 материал. На втором месте комфортно расположилась «Respublica» – 176 материалов. Далее плотной группой идут «НПК» и «Ауыл». «Ак Жол», имея статус «второй силы», замыкает рейтинг по этому показателю.

По данному критерию необходимо отметить дисбалансы в использовании площадок. Только «Amanat» активно использует все 6 площадок, остальные партии сделали акцент на 2-3 ключевых ресурсах.

Для оценки качества работы (реакция аудитории) посчитаны показатели на Youtube-каналах. По количеству просмотров и комментариев лидирует «Amanat», по количеству лайков – НПК. «Ак Жол» — начал размещать агитационные видеоролики только с 23 февраля – итого 6 роликов. ОСДП ограничились заявлением об участии в выборах – 1 ролик. «Ауыл» и «Respublica» в начальный период агитационной кампании не размещали материалы вовсе.

Итоговые результаты по блоку «Активность на официальных аккаунтах» в целом был ожидаем и партии расположились следующим образом (указано занятое место по каждой позиции и финальный результат).

*Учитывая отсутствие ссылок на официальные аккаунты, недоступность Youtube-канала и сомнительное качество аудитории партия «Байтақ» исключается из рейтинга.

Итоговый рейтинг по сумме показателей упоминаемости и активности (по 6 партиям)

Результаты показывают, что в информационном поле с большим отрывом лидирует «Amanat», занимая чистое первое место. За второе места борются «Ак Жол» и НПК.

«Respublica» с небольшим перевесом заняла 4 место, опередив «ОСДП». «Ауыл» замкнул рейтинг, набрав 6,3 балла.

Матрица-аналитика

Другие новости

Back to top button