Экономика

О «ПРЯМОЙ» ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА

«О «кривой» экономике Казахстана» Матрица.kz публиковала статьи 20 октября, 21 октября, 23 октября и 25 октября.

Всякий, кто бывал на казахских тоях, знает, как бываютдлинны, велиречивы и мудры казахские тосты! Завсегдатаи таких посиделок могут подосадовать, что содержанием эти пожелания мало различаются между собой, но ведь «Жақсы тілек жарым ырыс». Я лично вообще уверен, что своевременно высказанные напутствия обязательно материализуются и достигают реальных результатов уже где-то в информационном поле…

Проживаемый нами в настоящее время новый электоральный период, когда страна готовится избирать главу государства на совершенно отличительных условиях – на семь лет, но лишь на один срок – очень важен для того, чтобы попытаться разобраться: какие программы-«пожелания» артикулируют кандидаты в президенты и что эти программы сулят стране в будущем?

Большей части электората может показаться, что всякая предвыборная программа – это всего лишь набор всевозможных эфемерных благожеланий, сложно-проверяемых и трудно достижимых. Но на самом деле так быть не должно и – прежде всего в плане экономики.

Если обратиться к предвыборной программе действующего президента и главного кандидата на победу в предстоящей электоральной кампании Касым-Жомарта Токаева, то прежде всего она подкупает тем, что основывается на таком общепонятном значении, как справедливость. Заявленное им кредо «Справедливое государство – справедливая экономика – справедливое общество» и это, пожалуй, по крайней мере в нашей стране, впервые, когда верховная власть официально выдвигает принципы, которые легко проверяемы на любом уровне и в любой сфере.

В сериале о «кривой» экономике Казахстана я отмечал, что сложившаяся в стране практика несправедливого распределения национального дохода привела к сказочному богатству небольшой группы элит, в то время как значительная часть населения находится на грани выживания. При, казалось бы, привлекательном инвестиционном климате монопольные и даже олигопольные преимущества отдельных игроков на различных рынках существенно уменьшали возможности бизнеса.

В своей предвыборной программе К. Токаев предлагает четкий план по построению справедливой для всех экономики.

Так, например, для стимулирования деловой активности, повышения инвестиционной привлекательности, расширения налоговой базы и укрепления доходной части бюджета будут установлены понятные, четкие и прозрачные процедуры налогового администрирования. По примеру развитых стран мира предлагается дифференцировать налоговые ставки в разных отраслях, чтобы обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки. В приоритетных для страны отраслях налоговые ставки будут понижаться, а в прочих – понижаться. При этом если бизнесмен будет реинвестировать полученную прибыль обратно в предприятие, то он может рассчитывать на снижение корпоративного подоходного налога.

Эта новая налоговая политика  одной из главных своих целей будет иметь снижение теневой экономики до уровня стран ОЭСР, с нынешних 20% от ВВП – до 15%.

Отдельно предлагается разобраться с неэффективными налоговыми льготами – по аналитическим подсчетам из-за них государство недополучает до 20% от общего объема налоговых сборов. С учетом международного опыта и более справедливого распределения налоговой нагрузки такие льготы будут оптимизированы.

Одна из самых заметных проблем существующей у нас экономической системы, которая открыто признается и в предвыборной программе К. Токаева – существенное присутствие государства в бизнесе. Многократно и часто критикуемое за неэффективное управление, оно, тем не менее, заполонило различные сектора и сферы экономики. В программе предполагается разгосударствление активов, которое будет вестись под жестким контролем.

Также существующая модель бюджетной политики будет существенно реформирована путем перехода от «управления бюджетом»к «управлению результатами».Главными ее принципами станут эффективность, бережливость и упрощение бюджетных процедур.

Сама бюджетная политика будет направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности и сохранению устойчивости государственных финансов.Больший приоритет получат отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости– они могут рассчитывать на бюджетные инвестиции.

Многие отечественные экономисты высказывали в последнее время большую озабоченность в том, что уже несколько лет страна «проедает» свой Национальный фонд. Осознавая эту проблему в утвержденном недавно в парламенте среднесрочном бюджетном законе размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет определен с некоторым понижением: в объеме 2,2 трлн тенге в 2023 году, 2 трлн тенге в 2024 году, 1,9 трлн тенге в 2025 году.

В предвыборной программе К. Токаева предлагается прекратить практику неэффективного расходования его ресурсов. Трансферты из Нацфонда продолжатся, но исключительно на развитие жизненно важной инфраструктуры и проекты общестранового значения.

Еще одно относительно новое «ноу-хау» в бюджетных правилах: госструктуры могут использовать неосвоенные средства в следующем году, до настоящего времени они ежегодно возвращались в республиканский бюджет. К примеру, по итогам 2021 года такое неисполнение составило около 130 млрд. тенге.

Отдельная важная часть предвыборной программы К. Токаева – обновление политики государственных закупок. Главный смысл этого апгрейда будет состоять в том, что основная ставка будет делаться на качество, а не на цену, как прежде. Причем закупки гос и квазигосструктурдолжны быть на единой платформе. Эти и другие новшества для единообразного тактования будут прописаны в специальном законе о государственных закупках. А для этого будет очень важно сделать тщательный анализ того, как применяется принятый буквально в 2021 г. Закон РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

Пока же известно, что, по данным Министерства финансов РК, только за 7 месяцев текущего года были установлены нарушения по 23286 (!) процедурам, а общая сумма финансовых нарушений составила 244 млрд тенге. При этом еще нужно учитывать, что поскольку главным критерием госзакупок до нынешнего дня являлся ценовой параметр, закупаемые товары и услуги не всегда отличались высоким качеством...

(Продолжение знакомства с экономическими аспектами предвыборных программ кандидатов следует).

Нурлан Махмудов, журналист 

Другие новости

Back to top button