Выбор редакцииЭкономика

О «КРИВОЙ» ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА. ПРОБЛЕМЫ МОНОГОРОДОВ

Моногорода – административно-территориальная единица, где, пожалуй, будет наиболее сложно претворить в жизнь концепцию «Нового» «Справедливого Казахстана» Касым-Жомарта Токаева. Поскольку здесь особенно сильно смешались все возможные и невозможные проблемы и противоречия «совково-плановой» и рыночной экономик

Важные инициативы
главы государства в экономическом переобустройстве страны – это, прежде всего, пресечение олигополии, демонополизация, созданиеусловий для честной и равной конкуренции относительно проще воплощать в реальность во всех прочих местах. В моногородах же происходит сильная накладка «рядовых» социальных патерналистких ожиданий на так называемые«корпоративные» патерналистские настроения. Так что ситуация может даже показаться безвыходной

В настоящее время в Казахстане насчитывается 27 моногородов и 43 малых города, численность населения которых составляет порядка 2,5 млн человек.

Государство все годы независимости «видело» сложную проблему моногородов, но спасти ситуациюпыталось не стратегически, а «подручными» способами, что лишь усугубляло «кривость» местной экономики.  На текущий 2022 год реализуется очередная государственная программа, именуемая национальным проектом «Сильные регионы –  драйвер развития страны». С учетом последних уточнений республиканского бюджета согласно него на развитие моно- и малых городов выделено 25,8 млрд тенге для реализации 57 проектов в 28 городах (г.г. Степногорск, Макинск, Акколь, Хромтау, Текели, Кульсары, Риддер, Зайсан, Жанатас, Аксай, Жезказган, Сатпаев, Балхаш, Сарань, Каркаралы, Лисаковск, Аральск, Казалинск, Жанаозен, Форт-Шевченко, Аксу, Экибастуз, Тайынша, Булаево, Жетысай, Шардара, Кентау, Арыс). Эти средства в основном направлены на строительство и реконструкцию инженерно-коммуникационной инфраструктуры, дорог, линий электропередач.

Нужно отдать должное исполнительной власти – на этот раз оно постаралось подойти к решению проблем с максимальной аналитической подготовкой. Сообщалось, что был проведен анализ каждого моногорода, изучен опыт развития зарубежных стран (в частности России, США, Германии и т.д.). Отсюда высказывалась особая надежда, что меры господдержки депрессивных регионов будут способствовать кардинальным улучшениям в их развитии.

В настоящий момент также предложено разработать комплексные планы социально-экономического развития для таких 12 городов, как Алтай, Серебрянск, Риддер, Курчатов, Аркалык, Лисаковск, Житикара, Каражал, Балхаш, Жанатас, Каратау, Степногорск. Сообразно провозглашенной в наше время стратегии открытости обещано, что эти проекты Комплексных планов на стадии разработки будут размещены на интернет-портале открытых нормативно-правовых актов для обсуждения их с заинтересованными организациями, лицами и госорганами. Ориентировочный срок утверждения данных Комплексных планов – январь 2023 года.

О современном консалтинговом подходе к ситуации должно говорить и составление специальной «Дорожной карты»: в ней предусматриваются вопросы разработки Единого перечня мер господдержки моногородов, Комплексных планов социально-экономического развития, создания индустриальных зон и территорий опережающего развития.

И всё же «гайдаровский рационализм» экономических рецептов именно в моногородах особенно жестко столкнется с железобетонной «хроникой» патерналистских настроений граждан. Бездушная статистика утверждает, что в последние пять лет в общих доходах населения доля трудовых доходов сократилась с 80 до 67%, а социальных трансфертов выросла с 17 до 29%. Есть все основания предполагать, что в депрессивных моногородах эти цифры различаются еще сильнее! Отсюда для исполнительной власти звучит особенно актуально свежий заголовок одного местного аналитического издания: «Власти нужно снять с бюджетной иглы своих граждан».

Если обратиться к природе проблемы моногородов, то нужно вспомнить, что каждый из них обычно возникал вокруг конкретного крупного градообразующего предприятия. Десятилетия до- и десятилетия после обретения независимости эти населенные пункты существовали в основном благодаря милости и щедрости этого работодателя. Отсюда уже чуть ли не на генном уровне у местного населения кристаллизовалась привычка поначалу ожидать, а позже уже и требовать социальных и прочих благ не только от государства (традиционный патернализм), но и от работодателя (что я и назвал «корпоративным» патернализмом).

Декларация о переходе три десятилетия назад на рыночные формы экономики – при сохранении де-факто патерналистских отношений между субъектом экономики и местным населением – окончательно запутала и усугубиласитуацию. В «чистом рынке» предприятие обязано беспокоиться лишь о собственном процветании и высокой прибыли (даже учитывая, в том числе, современные стандарты социальной корпоративной ответственности – забота об экологии, качественных кадрах, etc.) Состояние города, его транспортной, социальной и прочих инфраструктур – зона ответственности бюджета, который собирает налоги с организаций и граждан. Однако такой идиллии не случилось.

Особенно эта «кривость» экономики моногородов стала заметна, когда полтора десятилетия назад наши предприятия-«голубые фишки» стали размещать свои акции на крутых международных фондовых биржах. Иностранным инвесторам было очень сложно понять, почему предприятие, чьими ценными бумагами они владеют, кроме законных налогов вынуждено еще направлять значительные суммы на помощь городамдислокации?! Их рафинированные «правильными знаниями» мозги воспринимали все местные социальные меморандумы как ново-сочиненные налоги и элементарное воровство их части прибыли.

Данную социально-экономическую проблему моногородов в Казахстане давно обсуждают и пытаются решать на самых разных уровнях власти. Один из самых очевидных путей решения – увеличение числа малого и среднего бизнеса в регионе как новых рабочих мест для местных граждан и дополнительного источника пополнения бюджета, чтобы он меньше зависел от поступлений градообразующего гиганта.

Но сложнее всего будет добиться изменений  в менталитете, психологии и потребительском поведении жителей моногородов. Очевидно, что это процесс не быстрый и зависящий от кучи других производных – уверенности в завтрашнем дне, отсутствии коррупции, возможностей инвестиционного климата, наличиистабильных и достаточных заработков, etc.

И мне кажется, что президент Токаев сейчас совершенно не случайно пытается вдохнуть «вторую жизнь» в программу «Народного IPO», причем настойчиво торопит «Самрук-Казына» с размещением среди граждан страны акций «Казмунайгаза» и других «голубых фишек» фонда. Воленс-неволенс, каждый новый акционер отечественных компаний, благодаря, в том числе и обретению финансовой грамотности, будет уже более пристально следить за их экономической деятельностью. И, так же как рафинированные иностранцы, возмущаться «лишними» расходами градообразующих гигантов…

Нурлан Махмудов, журналист

Другие новости

Back to top button