Выбор редакцииЭкономика

НОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Экономические либералы относятся киндустриальной политике с большой долей скептицизма. Это вызвано, прежде всего, тем, что даже планировщики с наилучшими намерениями не могут объять весь объем постоянно меняющихся знаний, необходимых для принятия оптимальных решений. В результате индустриальная политика сводится к закулисному выбору очередных национальных чемпионов не уполномоченными обществом чиновниками.

 
Однако сегодня в Казахстанеиндустриальная политика являетсяреальностью и неотъемлемой частьюэкономической политики. Поэтомудискуссии о новой экономическоймодели не могут проходить безобсуждения недостатковиндустриальной политики.
 
В этом отношении интересные мысли подсказывает академическая литература. Так, обращает внимание свежая статья «The New Economics of Industrial Policy» (август 2023 г.) группы экономистов, включающей известного Гарвардского профессора,эксперта по индустриальной политикеДани Родрика (ссылка на статью тут).
 
Авторы определяют индустриальнуюполитику как политику, явнымобразом нацеленную наструктурную трансформациюэкономической активности встремлении к какой-либообщественной цели. Обычно еюявляется стимулирование инновацийи производительности.
 
В качестве ключевой характеристикиполитики указано осуществлениевыбора и дискреции госорганами: «мыподдерживаем X, но не Y», хотявторая часть этого утвержденияобычно остается неявной.
 
Традиционно, объектом политикиявляется обрабатывающаяпромышленность, однако авторыпредлагают широкое определение,включающее поддержку не толькоотраслей промышленности, но иуслуг, а также конкретных типовНИОКР.
 
Таким образом, индустриальнаяполитика пересекается срегиональной политикой илиполитикой в области инноваций.
 
В качестве инструментов политикиавторы отмечают субсидии, тарифы,регуляторные послабления,предоставление общественныхресурсов, таких как земля. Крометого, поскольку вниманиеправительства являетсядефицитным ресурсом, созданиеплощадок для прямоговзаимодействия с бизнесом такжерассматривается в качествеинструмента.
 
Необходимо отметить, что эффективность многих из этих инструментов вызывает сомнения. Например, известная критика государственного субсидирования, связанная, с одной стороны, с информационной асимметрией, а сдругой – с риском лоббирования и сращивания госаппарата с бизнесом.Эти проблемы подчеркивают роль институтов при реализации экономической политики.
 
Авторы статьи отмечают, что в итогеиндустриальная политика должнаоцениваться не по способности ееадминистраторов «выбиратьпобедителей» (picking winners), но поспособности избавляться от«проигравших» (letting losers go).
 
Касательно подходов киндустриальной политике авторыуказывают на важность следующих.
 
Во-первых, больше не уместносвязывать индустриальную политикус ориентированной на внутреннийрынок протекционистской торговойполитикой. Современнаяиндустриальная политикаориентирована на внешний рынок инаправлена на стимулированиеэкспорта.
 
Так, на протяжении всего периодаиндустриальной политики в ЮжнойКорее формальные индикаторыпротекционизма снижались.
 
Во-вторых, традиционноиндустриальная политикареализовывалась «сверху-вниз».Авторы приводят следующееописание:
 
«Образ, сложившийся у экономистов: группа бюрократов (а) разрабатывает некоторые стимулы (например, субсидии на экспорт, защиту от импорта, дешевый кредит ит.д.), и (б) выбирают под эти стимулы виды деятельности или отрасли. Затем они разрабатывают дополнительные правила: какие фирмы подходят для получения стимулов, критерии оценки, индикаторы их результативности, и последствия за неисполнение/недостижение».
 
Вместе с тем, новый подход киндустриальной политике должензаключаться в стратегическомвзаимодействии госаппарата ибизнеса. В частности, отмечаетсянеобходимость непрерывногосотрудничества с частным секторомс возможностью гибкой адаптациицелей, задач и подходов к реализацииполитики.
 
В-третьих, указывается, что успешная индустриальная политика предполагает использование более широкого спектра мер, помимо классических инструментов субсидий (или торговой политики). Это, прежде всего, включает кастомизированное предоставление госуслуг, с учетом потребностей бизнеса и необходимости устранения конкретных препятствий для инвестиций и повышения производительности.
 
В-четвертых, отмечается, что долязанятости в обрабатывающейпромышленности в мире продолжаетснижаться. Политики будутвынуждены уделять больше вниманияпроизводительности в сфереуслуг и адаптироватьиндустриальные политики.
 
В-пятых, успешная индустриальная политика должна не только достигать целевых структурных изменений, но иделать это (а) таким образом, чтобы устранялись рыночные недостатки,послужившие обоснованием для ее реализации (экстерналии, провалы в координации, дефицит общественных благ), и (б) без создания слишком больших искажений в других секторах экономики.

Другие новости

Back to top button