Ғылым және техника

Мошенники, кибербуллинг и прочие неприятности: как защитить детей от онлайн-угроз во время каникул

Скоро у школьников начнутся каникулы, и у них появится больше свободного времени. В том числе, и для онлайн-развлечений, игр, общения в соцсетях. Чем больше часов ребёнок проводит с гаджетами, тем выше риск столкнуться с киберугрозами, например мошенничеством. Поэтому в этот период особенно важно обсуждать с ребёнком правила цифровой безопасности. Разбираемся, как помочь детям защититься от цифровых угроз.   

Общение в сети: какие есть риски

Современные дети ведут активную онлайн-жизнь и много времени проводят в соцсетях. Это подтверждают данные опроса* «Лаборатории Касперского». Более половины родителей в Казахстане рассказали, что их ребёнок самостоятельно ведёт личную страничку (56%). Иногда соцсети начинают осваивать ещё в дошкольном возрасте: 14% опрошенных уточнили, что их детям всего 4-6 лет (14%). С возрастом онлайн-активность только увеличивается. Так, 78% родителей подростков 12-15 лет сказали, что у их детей есть своя страничка. А среди опрошенных, детям которых 16-18 лет, так ответили уже 85%.

В соцсетях школьники не только обмениваются сообщениями, но и активно делятся контентом. По словам половины родителей (49%), у их ребёнка на странице есть личные фотографии, 24% отметили, что у ребёнка указан номер мобильного телефона. Между тем взрослые не всегда внимательно следят за тем, чем делятся их дети в интернете. Почти каждый пятый родитель (19%) не знает, какую информацию его ребёнок выкладывает в соцсетях.

«Детям хочется делиться яркими моментами из своей жизни, и в этом нет ничего плохого, — объясняет Андрей Сиденко, руководитель направления „Лаборатории Касперского” по детской онлайн-безопасности. — Но ребёнок не всегда осознаёт возможные риски. Например, если в открытом доступе много личной информации, её могут использовать злоумышленники в целях мошенничества, шантажа или слежки».

Что ещё более опасно, данные о ребёнке могут использовать опасные незнакомцы, чтобы завязать переписку и даже встретиться лично. «Раньше, чтобы втереться в доверие к ребёнку, требовалось много времени и сил на его выслеживание, выяснение интересов. Виртуальное пространство открывает для злоумышленников массу возможностей узнать всё о нём и начать с ним общение, не выходя на контакт в реальной жизни», — рассказывает психолог Ольга Костенко.

Чтобы уберечь ребёнка от опасности, важно обсуждать в семье правила цифровой безопасности, отмечает Сиденко. Ребёнок должен понимать, что публиковать слишком много информации о себе рискованно. Конечно, это не значит, что в сети вообще ничем нельзя делиться: просто нужно взвешивать риски. Некоторые фотографии или видео можно показать близким или отправить сообщением, а не публиковать в открытом доступе, поясняет Андрей Сиденко. Также лучше сделать страницу закрытой, чтобы личные материалы видели только друзья.

В подобных разговорах важно не давить на ребёнка и выстраивать с ним тёплые, уважительные отношения. «Укрепить доверие помогает совместное времяпрепровождение, игры. Это важно для того, чтобы ребёнок не искал поддержку и понимание в виртуальном мире», — советует психолог Костенко.

Мошенничество и другие финансовые угрозы

Самый распространённый вид онлайн-мошенничества — фишинг, когда злоумышленники обманным путём выманивают личные данные. Например, школьнику приходит на электронную почту письмо якобы от имени крупного интернет-магазина о том, что он выиграл крупный приз по итогам розыгрыша. Чтобы его получить, нужно только перейти по ссылке и ввести свои учётные данные. Если это сделать, вся эта информация попадёт в руки злоумышленников. С её помощью можно получить доступ к аккаунтам, похитить деньги и конфиденциальные данные. Помимо фишинга, дети могут столкнуться со скамом: в этом случае мошенники придумывают схемы, чтобы жертва сама перевела им деньги. Например, они могут предложить вложить деньги в «выгодную инвестиционную схему». Естественно, они просто попадут в карман злоумышленников.

Финансовые риски не обязательно связаны только с мошенниками. Согласно тому же опросу «Лаборатории Касперского», у многих детей есть доступ к сервисам, которыми пользуются родители. Причём иногда они начинают осваивать их в совсем маленьком возрасте. Так, 15% родителей сообщили, что у их детей есть доступ к онлайн-кинотеатрам. При этом 17% уточнили, что их детям всего 4-6 лет, ещё 13% — 7-11 лет. Доступ к онлайн-магазинам и маркетплейсам есть у детей 14% опрошенных, из них 6% — в возрасте 4-6 лет, 11% — 7-11 лет. Дети также могут пользоваться аккаунтами родителей в музыкальных приложениях, (13%), сервисах доставки еды (10%), такси (14%).

При использовании подобных приложений дети иногда допускают ошибки, что может привести к финансовым убыткам. Каждый десятый родитель в Казахстане терял деньги по этой причине, при этом каждый пятый рассказал, что сумма была выше 16 тысяч тенге.

«Подобные риски действительно нужно иметь в виду. Ребёнок может оформить пробную платную подписку с карты родителей, за которую потом будут списывать деньги. Или заказать что-то дорогое в интернет-магазине с аккаунта взрослых, что не подлежит возврату. Поэтому ребёнку нужно рассказывать не только о распространённых угрозах, но и прививать навыки финансовой грамотности. Он должен внимательно следить за своими подписками и покупками, знать, что нельзя вводить данные банковской карты или другую конфиденциальную информацию на сомнительных ресурсах, привязывать свою карту ко всем аккаунтам в приложениях», — комментирует Андрей Сиденко.

Кибербуллинг

Ещё одна серьёзная угроза — это кибербуллинг, или травля человека в интернете. Это могут быть агрессивные, обидные и оскорбительные комментарии в соцсетях, сообщения с угрозами. В рамках того же опроса «Лаборатории Касперского» 3% казахстанских родителей признались, что их ребёнок или его друзья создавали группы, связанные с кибербуллингом. Масштаб проблемы может быть куда серьёзнее, потому что взрослые далеко не всегда знают о таких случаях или просто не хотят об этом говорить.

Ребёнку нужно объяснять, что, если он стал жертвой кибербуллинга, ни в коем случае не нужно отвечать обидчикам и вступать в дискуссии, рассказывает Андрей Сиденко из «Лаборатории Касперского». И главное, ребёнок должен понимать, что в этом нет его вины. Можно привести примеры известных людей, которые регулярно получают гневные комментарии в соцсетях. Не менее важно обсудить с ребёнком, почему нельзя самому участвовать в кибербуллинге, объяснить, что чувствует человек, который подвергается травле.

«Каждый ребёнок должен точно знать главное: если с ним происходит что-то непонятное, неприятное, от чего становится тревожно, страшно, стыдно, первое, что он должен сделать, — всё рассказать родителям», — рассказывает Ольга Костенко. Проблема в том, что часто дети боятся рассказать об этом взрослым. Например, боятся наказания, стыдно перед родителями или они не хотят их расстроить, боятся, что близким могут угрожать. «Ребёнок должен точно знать, что даже если родители расстроятся, поругают его, это единственные люди, которые наверняка помогут», — подчёркивает психолог.

*Опрос проведён компанией ОнИн по заказу «Лаборатории Касперского» в Казахстане в 2024 году. Всего опрошен 1001 человек.

 

 

 

 

 

Другие новости

Back to top button