Жибек Жолдасова, врач-психотерапевт
"На что ведутся люди, когда верят мошенникам?"
«Технологии развиваются очень быстро и это касается мошенничества тоже. В ленте регулярно пишут, как звонят, представляются то банкирами, то акиматовскими, то по новостям показывают очередную схему честного отъема денег. Но какого бы уровня не была технология, все это воздействует на психику. А законы воздействия были и будут еще долгое время одинаковыми.
На что ведутся люди, когда верят мошенникам? Вот основные модели психологического воздействия, они касаются когнитивных предубеждений и социальных норм. Значит наши же когнитивные искажения являются мишенью для преступников.
ВЛАСТЬ — многие люди реагируют на должности с установленным уровнем власти, это правительство, полиция, банки, публичные люди, общественные деятели и подобные лица. Поэтому мошенники и представляются работником одной из этих сфер.
СИМПАТИЯ — преступники намеренно создают объекты (лица или учреждения), которые кажутся добрыми или просоциальными, особенно филантропы, благотворительные организации или теплые и заботливые люди.
СООТВЕТСТВИЕ — в своей рекламе мошенники постоянно указывают, что многие другие извлекли выгоду из того, что отреагировали определенным образом, ожидая, что аналогичное поведение приведет к такому же результату.
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ — эта стратегия приведет к ловушке затонувших затрат. Получение небольшой суммы денег в качестве первоначального взноса, платы за обработку или других небольших расходов должна привести к тому, что люди отправят больше денег для достижения желаемого результата.
ВЗАИМНОСТЬ — мошенники сразу изначально предлагают услугу или приз, создавая ожидание, что жертва что-то даст взамен.
ДЕФИЦИТ — создание дефицита времени или ресурсов, толкает человека срочно принять участие в мошенничестве: «предложение с ограниченным сроком действия» или «ограниченное количество товара».
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — мошенники часто обещают вознаграждение, которое может быть психологическим, финансовым или физическим (например, вылечить болезнь, похудеть, получить быстро высокую прибыль от инвестиций, чувствовать себя хорошо и т. д.).
ПОТЕРЯ — аферисты указывают, что бездействие приведет к тому или иному виду штрафа, потере, прекращению отношений или потере статуса. Вспомните, как одно время звонили и говорили, что «ваш сын задержан полицией и ему срочно нужны деньги, чтобы откупиться».
Знакомые ситуации? Повспоминайте, вы найдете в своей жизни много моментов, в которых все это работало. Многие пункты активно используют в рекламе маркетологи.
Поэтому очень правильно, когда вас хотят развести, вы это поняли и написали в соцсетях о том, что произошло. Чем больше мы знаем о разных схемах мошенничества, тем меньше людей попадут под раздачу.».
Жибек Жолдасова, врач-психотерапевт
Источник: facebook