Дежурный по стране

Данияр Ашимбаев, политолог

"Несмотря на принятые за период с 2010 по 2021 годы многочисленные программные документы (Стратегия индустриально-инновационного развития, Концепции индустриально-инновационного развития, ГПФИИР, ГПИИР на 2015-2019 годы, 2020-2025 годы, Схема рационального размещения производственных мощностей, отраслевые программы), рост доли валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в ВВП страны с 2014 года по 2021 год не превысила 4%"

«Счетный комитет опубликовал Оценку эффективности реализации проектов, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации, а также анализ управления активами субъекта квазигосударственного сектора.

Цитируем:

— На заседании Счетного комитета МИИР РК представлена ошибочная информация о количестве введенных проектов Карт за 2010 – 2021 годы: 1 671 проект на общую сумму 10,4 трлн. тенге с созданием 151,8 тыс. рабочих мест. Так, в указанное количество проектов включены закрытые, нерентабельные проекты, а также проекты, не входящие в состав Карт. Например, в перечень проектов по Карагандинской области включен проект «Завод по производству латунных изделий» инициатор – ТОО «Steel Manufacturing», который фактически не входит в Карту поддержки предпринимательства Карагандинской области. Вместе с тем, МИИР РК не обладает сведениями о количестве закрытых, приостановленных и не работающих на полную мощность проектах в масштабах страны.

— Неоднократная передача функции по мониторингу реализации проектов, включенных в Карты между ведомствами Министерств за аудируемый период, оказала негативное влияние на качество проводимого мониторинга и привело к утере документов, обосновывающих включение/исключение проектов в период с 2014 по 2018 годы. Кроме того, в Комитете отсутствуют плановые показатели о планируемых к реализации проектов в разрезе регионов, не ведется анализ соответствия фактически реализованных проектов к запланированным к началу года.

— В ходе актуализации Карт на момент аудита, фактическое количество реализованных проектов на основании данных местных исполнительных органов по итогам 2021 года составило 134 проекта (на сумму 1207,5 млрд. тенге с созданием 11877 рабочих мест), тогда как Комитетом представлена информация в Канцелярию Премьер-Министра РК о реализации 144 проектов (на сумму 1 308,0 млрд. тенге с созданием 12 863 постоянных рабочих мест) или расхождение составило на 10 проектов (на сумму 100,5 млрд. тенге и 986 рабочих мест).

— Отсутствие детального анализа проектов на всех этапах рассмотрения, привело к неоднократным переносам сроков реализации 15-ти проектов и дальнейшей корректировки Карты индустриализации.

— 11 проектов, включенных в 2014 году в Карту индустриализации со статусом «перспективный» или 30,5% от общего количества проектов (36 проектов) не нашли логического завершения и впоследствии в 2017-2018 годах исключены из Карты индустриализации, что свидетельствует о некачественном отборе данных проектов.

— Установлены факты необеспечения ввода в эксплуатацию в 2021 году 4-х проектов, включенных в Карту индустриализации (1)«Строительство интегрированного газохимического комплекса (первая фаза) в Атырауской области» стоимостью 814 288,0 млн. тенге; 2) «Строительство завода по производству минеральных удобрений» стоимостью 356 600,0 млн. тенге; 3)«Производство треххлористого фосфора и глифосата» стоимостью 69 600,0 млн. тенге; 4) «Строительство завода по производству и обработке листового стекла мощностью 197,1 тыс. тонн в год в городе Кызылорде»).

— Отсутствие качественного мониторинга реализации Карт, не позволяет реально определить результативность применяемых инструментов поддержки и пути их дальнейшего совершенствования. По итогам мониторинга, проведенного АО «QazIndustry» в рамках заключенных с Комитетом договоров в 2020-2021 годах, не всеми местными исполнительными органами представлена информация о полученных мерах поддержки предприятиями, а именно в 2020 году по 690 проектам из 1 709 (40,4%) и в 2021 году по 884 проектам из 1552 (56,9%). В представленных данных по мерам поддержки предприятиям, невозможно определить каким оператором представлены меры, виды конкретных мер и не указаны суммы, так как информация ограничивается только формулировкой «меры оказаны».

— С целью импортозамещения продукции и реализации экспортного потенциала в 2023-2024 гг. планируется запуск 3-х проектов по производству кальцинированной соды общей мощностью 900 тыс. тонн: ТОО «Qazaq soda» (Жамбылская обл., проектная мощность – 400 тыс. тонн/год), ТОО «Павлодар сода» (Павлодарская обл., проектная мощность – 200 тыс. тонн/год) и ТОО «Арал сода» (Кызылординская обл., проектная мощность – 300 тыс. тонн/год). Внутреннее потребление в стране кальцинированной соды (карбонат динатрия) составляет 351,4 тыс. тонн. Таким образом, запуск еще 2-х проектов по производству кальцинированной соды несет риски профицита производства кальцинированной соды в республике.

— По данным Комитета проект «Производство моторного топлива экологического класса К5» введен в эксплуатацию в 2016 году, тогда как по информации Министерства энергетики введен в действие в 2018 году, однако при этом, не обеспечен выход предприятия на заявленную проектную мощность (600-850 тыс. тонн сырья в год).

— Допущены факты включения проектов в Карту индустриализации раньше, чем поданы заявки от инициаторов проектов.

— Не урегулирован отбор и пропорции финансирования проектов за счет более «дешевых» займов, полученных из республиканского бюджета. Так, например, одним предприятиям выдают льготный кредит по низкой ставке на 100% от освоенной суммы, другим предприятиям льготный кредит выдается на 23% от освоенной суммы. Имеются проекты, которые профинансированы полностью за счет РБ, есть проекты, которые профинансированы только за счет иных средств, привлеченных АО «БРК» в рамках ГПИИР.

— В ГУ «Управление предпринимательства и туризма Акмолинской области» (далее – УП Акмолинской области) отсутствует достоверная информация по мерам государственной поддержки инвестиционных проектов. Так, меры господдержки в сумме 18,2 млрд. тенге, выданные из Национального Фонда по 13 предприятиям не учтены. Данный факт выявлен по результатам встречной проверки в региональном филиале «Даму».

— Исключение из Карты поддержки предпринимательства Карагандинской области проектов по причине финансовой несостоятельности, убыточности, повлияло на социально-экономические показатели региона, такие как несоздание 1 229 рабочих мест, неполучения эффекта от вложения инвестиций на сумму 29 835,0 млн. тенге, что в свою очередь повлияло на поступление налогов в бюджет региона, а также объем экспорта.

— СКО. Из 58 реализованных инвестиционных проектов региональной карты установлено, что 9 проектов простаивают/не работают, по 11 проектам низкая производственная загруженность, 1 предприятие закрыто.

— Туркестан. За аудируемый период из региональной карты исключено 49 проектов по причине их финансовой несостоятельности, убыточности, отказа от реализации, что негативно повлияло на социально-экономические показатели региона в том числе не создания рабочих мест, не поступления налоговых платежей, отсутствие объема экспорта по экспорториентированным проектам.

— Шымкент. Реализация проектов «Комплекс по переработке базальтовых руд и производству сэндвич-панелей» (инициатор ТОО «Халиф и К») (в рамках господдержки предоставлен земельный участок в индустриальной зоне) и «Организация фабрики по производству обуви» (инициатор ТОО «Южно-Казахстанская обувная фабрика»), ранее входивших в Карту поддержки предпринимательства на 2010-2014 годы, является неэффективной в виду их нефункционирования в настоящее время, как следствие несоздание рабочих мест и неоказание социально-экономического эффекта на развитие региона.

Некоторые выводы СК:

— Несмотря на принятые за период с 2010 по 2021 годы многочисленные программные документы (Стратегия индустриально-инновационного развития, Концепции индустриально-инновационного развития, ГПФИИР, ГПИИР на 2015-2019 годы, 2020-2025 годы, Схема рационального размещения производственных мощностей, отраслевые программы), рост доли валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в ВВП страны с 2014 года по 2021 год не превысила 4%.

— МИИР РК и МНЭ РК как органами ответственными за координацию проектов Карты индустриализации и Карт поддержки предпринимательства регионов не в полной мере обеспечивается координация реализации проектов Карт, о чем свидетельствуют расхождения отчетной информации с фактическими данными.

— Закрепленная за Комитетом задача по координации реализации проектов, включенных в Карты, выполнялась не на должном уровне, т.е. без определения четких показателей и алгоритма проведения мониторинга проектов Карт.

— Отсутствие утвержденных форм отчетности, а также методики проведения мониторинга, а также недостаточная и бессистемная работа по координации реализации проектов, включенных в Карты, не позволило своевременно выявлять текущие тенденций и проблемные вопросы, определения путей их решения, а также выработки рекомендаций по совершенствованию индустриально-инновационной политики, как в Комитете, так и на уровне регионов.

— Негативное влияние на качество проводимого мониторинга проектов Карт повлекло неоднократная передача функции по мониторингу реализации проектов, включенных в Карты между ведомствами Министерства за аудируемый период.

— Неоднократные переносы сроков реализации и срока выхода на проектную мощность проектов, свидетельствуют об отсутствии глубокого анализа реализации проектов на стадии рассмотрения заявок, что повлекло за собой дальнейшие корректировки плановых данных проектов.

— Отдельные проекты региональных карт несмотря на первоначальную перспективность и рентабельность, а также оказанные меры господдержки, оказались убыточными, были закрыты.».

Данияр Ашимбаев, политолог

Источник: telegram.

Другие новости

Back to top button