“ДЕСАНТНИК №1” РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГВАРДИИ ГЕНЕРАЛ ЕЛАМАНОВ
Год назад 26 мая 2023 года ушел из жизни Первый командующий мобильными (десантными) войсками ВС РК, участник войны в Мозамбике, гвардии генерал-майор ЕЛАМАНОВ Уали Бисаканович.
В память об этом незаурядном человеке и талантливом военачальнике, а также в честь 50-летия его выпуска из Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, рассказывает Ермек НУРЖАНОВ, руководитель “Центра содействия патриотическому развитию имени полковника Керимбаева Б.Т.” (сокр. “ЦСПР .830”).
“Я прожил жизнь, пусть и непростую, но интересную, а принадлежность к десанту дает мне лишний повод для гордости, ведь не каждому офицеру суждено по праву носить десантный тельник” – это слова генерала Еламанова озвученные им в последнем видео-интервью. В них вся суть его человеческой натуры, жизненного статуса и принципов, нашедших своё отражение в многолетней военной службе, в конкретных поступках и общественных делах, заслуживающих освещения.
БИОГРАФИЯ
Из официальных источников известно, что Уали Бисаканович Еламанов являлся представителем высшего командования Вооруженных Сил. Родился будущий генерал 15 мая 1952 года в селе Бударино Акжаикского района ЗКО. Принадлежит к роду Тана-Бессары.
В 1970 году окончил среднюю школу в селе Джамбейты Уральской области. В 1974 году после окончания РВВДКУ начал офицерскую службу командиром парашютно-десантного взвода 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской Венской воздушно-десантной дивизии в г. Ош Киргизской ССР. Здесь же был назначен заместителем командира парашютно-десантной роты – инструктором парашютной подготовки, командиром парашютно-десантной роты и заместителем командира парашютно-десантного батальона. С ноября 1979 года продолжил свою службу на должности командира парашютно-десантного батальона 35-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады (огДШБр) – преемницы 111-го гв. оПДП, убывшей из ТуркВО в ГСВГ.
В 1985 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и был назначен на должность заместителя командира 1318-го отдельного десантно-штурмового полка в Белорусском ВО. В период с 1987 по 1988 год являлся военным советником по воздушно-десантной подготовке при учебном центре Commandos в Мозамбике. В 1988 году был вновь откомандирован в распоряжение Командующего войсками Белорусского военного округа, где назначен начальником оперативного отделения — заместителем начальника штаба 37-й гвардейской танковой дивизии танковой армии Белорусского ВО.
В 1992-м году прибыл в распоряжение Государственного комитета обороны Республики Казахстан. С 1992 по 1996 гг. занимал должности заместителя командира и командира 35-й огДШБр.
С февраля 1996 года по ноябрь 1997 года начальник 210-го окружного учебного центра в Гвардейском гарнизоне в Жамбылской области (командир дивизии). С ноября 1997 по апрель 1999 года занимал должность командира 1-го Армейского корпуса в г. Семипалатинск. С апреля 1999 по декабрь 1999 года занимал должность командира 2-го Армейского корпуса в г. Алматы. В декабре 1999 года был назначен начальником Главного штаба – первым заместителем командующего Силами общего назначения (СОН).
В 2001 году с отличием окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации и прибыл в распоряжение Министра обороны Республики Казахстан. В октябре 2001 года назначен командующим Мобильными Силами, позднее переименованными в Аэромобильные, а в 2017 году в Десантно-штурмовые войска (ДШВ). С января 2002-сентябрь 2003 — Командующий войсками Южного военного округа. С сентября 2003-май 2004 — Командующий войсками РгК «Юг». С мая 2004 г. в отставке.
В 2007 году вновь был призван на военную службу. Назначен на должность заместителя Председателя Комитета Начальников Штабов ВС РК. С 2009 года — Первый заместитель Председателя КНШ ВС РК. С сентября 2010 года — начальник Департамента кадров Министерства обороны РК. 14 декабря 2011 года вышел в отставку и возглавил военную кафедру Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. С 2018-2023 годы советник Сухопутных войск, общественный деятель.
Таковы сухие биографические данные, безусловно требующие раскрытия некоторых моментов его жизни, размышлений и взглядов, учитывая военное и духовное наследие, оставленное генералом Еламановым в истории Вооруженных Сил Республики Казахстан.
ДЕСАНТУРА
Первую половину непростых 90-х Уали Бисаканович встретил вместе с 35-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригадой в г. Капчагае. Тогда командование активно боролось за сохранение и консолидацию управленческого ядра единственной десантной части казахстанской армии, впоследствии ставшей “материнской” для всех формирований ДШВ ВС РК.
Первостепенную роль в этом процессе сыграло умелое руководство комбрига Еламанова, а также его заместителей, комбатов и начальников служб, сумевших организовать боевую подготовку десантников и повести за собой молодых офицеров, в первую очередь из числа выпускников Рязанского ВВДКУ, профильных факультетов ВВУЗов СССР, ветеранов боевых действий, а также гражданских лиц, изъявивших желание служить в армии. По сути, общими усилиями тогда были созданы системообразующие предпосылки по развертыванию в перспективе отдельного рода войск, а также обеспечены благоприятные условия и возможности для становления “целой плеяды” будущих командиров десантно-штурмовых частей и соединений, командующих и военачальников ВС РК.
Интересным является тот факт, что судьба Уали Бисакановича с 1974 года уже была тесно переплетена с данным десантным формированием, ранее именовавшимся 111-м парашютно-десантным полком 105-й Воздушно-десантной дивизии. В начале июля 1979 года первый батальон полка был направлен в Афганистан для выполнения особого правительственного задания. После передислокации на Баграмский аэродром и рассредоточившись на несколько ротных опорных пунктов, батальон в течение полугода прикрывал авиапереброску спецподразделений ГРУ и КГБ, а также частей будущего Ограниченного контингента (ОКСВА). В последующем он вошел в состав 345-го огПДП и там продолжил свой боевой путь. Из оставшихся подразделений ошского десантного и других полков расформированной 105-й Ферганской дивизии была образована 35-я огДШБр, которая в ноябре 1979 года передислоцировалась в ГДР. Вместе с этой бригадой на новое место службы убыл и комбат Еламанов, спустя тринадцать лет, ставший её командиром в Республике Казахстан.
Аналогичную судьбу “первопроходцев” повторили осенью 1992 года теперь уже десантники казахстанской 35-й бригады, встав у истоков зарождения миротворческой деятельности ВС РК. Гражданская война охватившая Таджикистан уносила десятки тысяч жизней. В связи с чем, 10 сентября 1992 года от 35-й огДШБр в экстренном порядке на таджикско-афганскую границу был направлен один батальон для прикрытия южных рубежей СНГ.
Весной 1993 года на основании Постановления Верховного Совета РК от 15 апреля 1993 года и Постановления Кабинета Министров РК № 335 от 30 апреля 1993 года был сформирован “отдельный сводный стрелковый батальон” (ОССБ), в который также вошли капчагайские десантники. Лишь в июле 1994 года 35-я огДШБр была освобождена руководством ВС РК от боевых задач в Горном Бадахшане (Памир). Дальнейшим направлением боевого применения десантников стало активное участие в специальных международных и миротворческих формированиях, не раз менявших своё наименование, структуру, целевое назначение и дислокацию, вплоть до наших дней. Но это уже другая история…
В 1993 году состоялось знакомство Уали Бисакановича с Керимбаевым Борисом Тукеновичем, которое в последующие двадцать пять лет (1994-2019), переросло в настоящую дружбу. Ключевую роль сыграла история Капчагайского гарнизона, которым они командовали в разные годы, на протяжении нескольких лет каждый. Ведь в начале 90-х передислоцированная из Восточной Германии (г. Котбус) 35-я огДШБр заняла территорию на которой с 1976-1989 гг. размещались формирования Спецназа ГРУ.
Обе неординарные личности были на особом счету у первого министра обороны, Героя Советского Союза, Халык Каhарманы генерала армии Нурмагамбетова Сагадата Кожахметовича. И если у обоих за спиной была своя война, у одного в Афганистане, а у другого в Мозамбике, то вместе они представляли колоссальный военный и жизненный опыт. Поэтому закономерно, что после смерти “Кара-майора”, именно генерал Еламанов, до конца своих дней являлся участником “ЦСПР .830”.
ТОЧКА ОТСЧЕТА
Несмотря на новые общественные заботы чувствовалось внутреннее напряжение и переживания Уали Бисакановича, в частности, за несоответствие даты рождения ДШВ ВС РК, растущую стагнацию оборонной сферы и т.д.
В первом случае, слишком очевидной была несправедливость в отношении постсоветской генерации казахстанских десантников, стойко перенёсших тяготы воинской службы на заре суверенизации республики. Во втором, неоднозначной выглядела тенденция управления Вооруженными Силами, способствующая увеличению рисков регрессивных изменений.
Объективности ради следует признать тот факт, что без ключевой роли командования 35-й огДШБр в начальный период её становления, одними лишь административными решениями возникнуть Аэромобильные или Десантно-штурмовые войска, конечно же не могли. Посредством капчагайской бригады была также обеспечена принадлежность ВС РК к легендарной истории ВДВ СССР, сохранена преемственность десантных традиций, атрибутов и основ применения. В ходе же объективного рассмотрения истории становления ДШВ ВС РК, мы не можем бесконечно оглядываться на советское прошлое, как и не должны безапелляционно останавливать свой выбор на любой произвольной дате.
Так, на рубеже столетий в метрике десантников появилась новая дата – 6 июля 2000 года, соответствующая Указу Президента РК № 417 “О структуре Вооруженных сил Республики Казахстан”. Из пункта три данного документа следовало о создании нового рода войск – Мобильных сил. Ранее, заниматься разработкой проекта этого формирования было поручено начальнику штаба Сил общего назначения генерал-майору Еламанову. С его слов, в процессе структурирования и согласования оргвопросов, ничего не предвещало иной интерпретации, а тем более безапелляционного сторнирования фундаментального – восьмилетнего периода (1992-2000 гг.) из истории казахстанских десантных войск, при выборе даты их образования. Позднее, в результате “кулуарной возни” и откровенного угодничества по случаю 60-летия Первого Президента РК, дата 6 июля, уже считавшаяся официальным днем столицы, стала ещё и Днем десантно-штурмовых войск. Укоренившаяся с годами конъюнктурная ложь, конечно же, требовала исправления, ведь “за бортом” реальной истории ДШВ остались самые сложные годы. В связи с чем, в 2020 году мы обратились к министру обороны с соответствующим ходатайством, содержащим предметный анализ и обоснование своих выводов.
На основании имеющихся фактов было рекомендовано привести исторический формуляр ДШВ ВС РК в соответствие с реальными датами, где 13 мая 1992 г. по праву – ДЕНЬ ДЕСАНТНО-ШТУРМОВЫХ ВОЙСК, а 15 апреля 1993 г. – ДЕНЬ КАЗАХСТАНСКОГО МИРОТВОРЦА (не путать с Международным Днем миротворцев ООН – 29 мая 1948 г.).
В условиях процветающего формализма и беспринципности, данный вопрос был “замылен”, но это не означает, что он снят с повестки дня. Как гласит народная мудрость: “ничего не решено, пока не решено по справедливости”. Поэтому общеизвестной точкой отсчета для казахстанского десанта остается именно вышеуказанная дата – 13 мая, соответствующая официальному появлению в структуре вновь образованных Вооруженных Сил Казахстана (7 мая 1992 года), первого или единственного десантного формирования, в лице 35-й огДШБр (в/ч 32363), на основании её официального отчуждения из активов бывшей Советской армии.
В качестве примера выбор даты рождения ВДВ СССР – 2 августа (1930 года), которой сопутствовало парашютное десантирование малого подразделения добровольцев (12 чел.) на опытно-показательных учениях ВВС под Воронежем. После развала Советского Союза в 1991 году, лишь 15 лет спустя – 31 мая 2006 года на основании Указа Президента Путина В.В., данная дата была утверждена в РФ в качестве профессионального праздника с очень верной и точной формулировкой – “в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа воинской службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства”. В нашем же случае речь идет о дате официальной передачи боевой бригады в состав ВС РК и восьмилетнем периоде напряженной службы тысяч десантников будущего отдельного рода войск.
Значимость второй даты – 15 апреля, обусловлена официальным началом миротворческой деятельности Вооруженных Сил, в рамках приверженности Казахстана к миру, а также способности обеспечивать национальные интересы подобным способом. Отказаться от этого крайне сложно, учитывая ранее взятые международные обязательства и уже проделанную работу. Объем же миротворческих миссий под эгидой ООН, КМС ОДКБ (и ШОС в перспективе) вероятно будет увеличиваться, как и расширяться география присутствия казахстанских контингентов из состава ДШВ и сформированных на их базе миротворческих спецподразделений, по примеру тех, что уже отработали в Ираке, Ливане и ныне находятся на Голанских высотах.
Смежную работу в изучении миротворческой деятельности проделал и наш соратник, активный участник движения ветеранов Афганской войны – Байкал Хамзин, имеющий многолетний опыт научно-исследовательской, консалтинговой и общественной деятельности. Его усилиями в 2020 году было издано специальное пособие – “Война и Миротворчество”, где доходчиво изложены результаты анализа правовой имплементации или фактической реализации международных обязательств в сфере миротворчества на внутригосударственном уровне.
Подобные инициативы заслуживают внимания, прежде всего правительства, и должны иметь устойчивую обратную связь с авторами для развития конструктивного диалога и сотрудничества, в соответствии с установкой Президента Токаева К-Ж.К. о необходимости создания “мощной сети экспертно-аналитических центров, способных эффективно работать и предлагать качественный и востребованный интеллектуальный продукт”.
ГЕНШТАБ
Будучи выпускником Военной Академии Генерального Штаба РФ (2001 г., диплом с отличием) и одним из руководителей Комитета начальников штабов ВС РК (2007-2010 гг.), генерал Еламанов был убежден, что различные дискуссии о значимости международных рейтингов и возможностях казахстанской армии хороши для обывателей, но не способствуют адекватному пониманию прямой зависимости военного потенциала страны от реального состояния её экономики.
Данная аксиома давно уже требовала официальной актуализации вместо категоричных суждений ряда военачальников, которые в силу своей “исключительности” и морально-деловых качеств, не приемлют фактуру, альтернативные мнения и независимые экспертные оценки.
Поэтому происходящее в Вооруженных Силах после январских событий 2022 года, сложно воспринимать в качестве всесторонне продуманной и обоснованной диверсификации военной сферы. Тем более, что отсутствует ясное организационно-правовое и функциональное разделение между кардинально отличающимися направлениями боевого применения войск (сил) – антитеррористическим, в рамках локальных спецопераций, и классическим, согласно прямого предназначения армии.
Под последним подразумевается мировая практика или “многосферная операция (МСО), организуемая и проводимая в едином разведывательно-информационном пространстве с использованием преимуществ одновременного применения различных видов разведки, вооруженных сил и родов войск, соединений БПЛА, РЭР, РЭБ и высокоточных систем поражения (РУК, РОК) при сохранении централизованного управления”.
По сути, это именно та, искомая или локомотивная модель развития к которой стремятся армии развивающихся стран мира. Ведь помимо структурных новшеств она тесно интегририруется с военной наукой, разведкой, промышленностью и образовательной сферой.
В этом контексте, непросто оценить приоритеты Минобороны в пользу АТО и контр-НВФ, поскольку в достаточно короткий промежуток времени, мы стали свидетелями административной дисфункции, что вызывает неподдельный интерес к текущей кадровой политике.
Так, на фоне серьезного ослабления армейской системы инфильтрации людских ресурсов, увеличился приток на руководящие должности ВС РК сторонних кадров с иными компетенциями, навыками и моральными качествами. Как следствие, в кулуарах военного ведомства произошло фактическое “скрещивание” интересов различных силовых, административных и пр. органов, с ростом их влияния на профессиональные вопросы сугубо военного управления. В итоге, увеличилось число кадровых армейских офицеров, не желающих брать на себя ответственность, а тем более генерировать идеи или проявлять ту самую разумную инициативу, на которой и строится воинская служба.
Подобные “перекосы” имеют далеко идущие последствия для Вооруженных Сил, поскольку провоцируют психологическую дестабилизацию воинских коллективов, демотивацию кадровых военнослужащих, нивелирование военных компетенций и дезинтеграцию (отток) интеллектуального капитала армии. В этом контексте, наивно полагать, что только из-за социальных условий или по возрасту, в период с 2020 по 2023 годы из армии было уволено 17065 военнослужащих (!), из них 4301 офицеров (2022-1157, 2023-1418) и 12764 контрактников (2022-3538, 2023-2805).
По убеждению генерала Еламанова, эффективность военной сферы априори обусловлена наличием профессионального военного командования, нежели авторитарного руководства, не способного организовать, в первую очередь, тесное взаимодействие с центральным органом военного управления – Генеральным штабом. Поэтому, от того, какое положение в военной иерархии занимает начальник Генштаба, зависит не только его результативность, но и продуктивность оборонного менеджмента в целом. Ведь в мирное время именно он организует и ведет оперативную работу по подготовке армии к войне, в том числе и за Верховного Главнокомандующего.
Не даром генерал армии Гареев А.А. отмечал: “о культуре военачальников принято судить по их отношению к штабам и, прежде всего, Генштабу”. Аналогичное мнение высказывал Маршал Советского Союза Шапошников Б.М. в своей книге “Мозг армии”.
Пока же начальник Генерального штаба ВС РК остается “заложником” политической конъюнктуры и исполнителем административных решений министра обороны и его аппарата.
Такая деструктивная практика подлежит пересмотру и приведению в соответствие с прямым предназначением, целями и задачами каждого военного субъекта. И если Минобороны предписано проводить государственную военную политику, осуществлять государственное управление в области обороны, координировать деятельность других министерств, причастных к в военной сфере, а также отстаивать оборонный бюджет и привлекать (“выбивать”) финансирование, то Генштабу следует вернуться к системному оперативно-стратегическому управлению Вооруженными Силами. В противном случае, мы и далее будем иметь посредственный оборонный менеджмент со слабыми аналитическими, организационными и коммуникативными навыками, а также тенденцией их снижения.
Руководящая деятельность Генштаба, должна по первому требованию приобретать характер или нужную Модель реализации заранее разработанных вариантов решений. При этом высокий уровень планирования спецопераций и боевых действий в мирное время – есть главная предпосылка успешного руководства армией. Формирование же такой возможности или предпосылки, само по себе требует консолидации и анализа большого количества полезной информации, наличия квалифицированных специалистов, а главное, времени, которое мы нещадно упускаем.
При этом важно понимать, что пока Генштаб не начнет системно и комплексно действовать “в длинную”, т.е. планировать укрепление и развитие армии в долгосрочной перспективе, ожидать твердых гарантий военной безопасности не приходится.
В этом контексте, офицеры Генштаба совместно с разведчиками, экономистами, правоведами и др. специалистами, должны заблаговременно, а не постфактум, разрабатывать и иметь в своём распоряжении Протокола корреляции ранее утвержденных расчетов, прогнозов и программ, учитывая динамику современного боя. Для чего, помимо вопросов оперативного планирования, осуществлять регулярный мониторинг и анализ ключевых индикаторов и рисков, в целях исключения фактора неожиданности, уверенного позиционирования и гибкого реагирования на возможные отклонения. К числу последних следует отнести колебания (дефицит) оборонного бюджета, структурные изменения, чрезвычайные ситуации и внешнее давление “конкурентной среды”, формируемой в многоуровневых конструкциях регионального и глобального масштабов с участием Казахстана (типа ЕАЭС, НШП, ОДКБ, ШОС и ООН), которые помимо политических и экономических выгод (ожиданий), образуют прямые и косвенные обязательства, различные ограничения и вызовы.
Особой темой наших обсуждений было разведывательное обеспечение армии, тем более, что мы имели уже практический опыт совместной деятельности в этой области в 90-х.
Априори, военная разведка должна стоять в головной части военной машины, а не дистанцироваться в её недрах на обособленных правах. Поскольку такая проблема существует, вопросы прикладной значимости и эффективности Главного управления разведки (ГУ) в части регулярного обеспечения Генерального штаба, подлежат кардинальному пересмотру.
Так, в мировой практике руководитель данной спецслужбы – есть непосредственный заместитель начальника Генштаба. Именно он обеспечивает достоверные сведения для эффективного оперативно-стратегического планирования, адекватной оценки разведывательно-информационного пространства, понимания тенденций глобальных и региональных изменений, видения направлений военно-технического прогресса, а также выполнения срочных боевых задач силами и средствами специального назначения (Спецразведкой).
В случае повышения уровня военной опасности, разведорганы и спецподразделения ГУ, солидарно с силами быстрого реагирования и мобильными средствами огневого поражения, обеспечивают обнаружение и ликвидацию источников угроз, без мобилизации основных войск (сил), что крайне важно с военно-политической и экономической точек зрения. Эти правила пропитаны потом и кровью предшествующих поколений, и должны постоянно укрепляться новыми надстройками адекватно переменам и прогнозам, в рамках фундаментальной аксиомы – “предупрежден, значит вооружен”. Достаточно сравнить разведку и действия противоборствующих сторон в Нагорном Карабахе и в Украине, чтобы понять очевидную разницу.
Текущий же функциональный разрыв между Генштабом и ГУ разведки препятствует их взаимодействию, повышая риски “слепого” планирования и неэффективности управленческий решений. К числу последних мы отнесли формирование в структуре ВС РК, а не на уровне Совета безопасности нового консорциального соединения или Командования Сил специальных операций (подробнее см.: https://matritca.kz/preemstvennost-i-prinadlejnost/).
Не менее важным направлением деятельности Генштаба является тесное взаимодействие с финансово-экономическим блоком, который, в свою очередь, должен быть непосредственно заинтересован в глубокой, но никак не формальной интеграции с госорганами, ответственными за национальную экономическую политику, распределение ресурсов и контроль их целевого использования. Задача – максимальное продвижение экономических интересов оборонного ведомства, гарантированное привлечение финансирования для комплексного развития военной сферы. При этом, взаимозависимость должна быть обоюдной, в формате “сильная армия – мощное государство”, и наоборот. Это прежде всего касается перевооружения и технической модернизации армии – наиболее капиталоёмких статей оборонного бюджета, требующих той самой долгосрочной стратегии, не приемлющей “рваных схем” или неоднозначных контрактов, минимизирующих либо вовсе исключающих участие отечественной индустрии и оборонно-промышленного комплекса, в частности.
Вышеуказанные “метаморфозы” и многое другое, стали источником переживаний для неравнодушных и преданных военному делу казахстанцев, в том числе и генерала Еламанова, глубоко разбиравшегося в тонкостях военного администрирования, кадровой политики, боевого обеспечения и идеологии. Поэтому, исключая различные манипуляции, приведу свой небольшой пример.
В реальном секторе экономики, если, именуясь бизнесменом, ты не способен привлечь инвестиции, организовать производство продукции с добавленной стоимостью и генерировать денежные потоки – ты пустышка либо банкрот. Тебе никто не позволит висеть на шее у партнеров или перекатываться с должности на должность. Ты попросту будешь уволен, естественно после исполнения своих финансовых и пр. обязательств, в частном либо судебном порядке. Таковы критерии, поскольку предпринимательская деятельность происходит в жесткой конкурентной среде, под постоянным “вниманием” фискальных, надзорных и компетентных органов. Поэтому столь малое количество в республике успешных бизнесменов и рентабельных производств, но велико давление импорта и меркантильных интересов третьих лиц. Из всего этого и складывается реальная или рыночная стоимость отечественного предпринимателя, его деловая репутация и общественный статус.
Возвращаясь к армии, если представить статичность (неизменность) текущей ситуации в течении ещё 3-5 лет, то растущая стагнация вкупе с высоким уровнем амортизационного износа основных средств, приведут к деградации оборонного потенциала. Отсюда и важность адекватной оценки КПД каждого военачальника и командира части, через призму институциональной значимости принимаемых ими решений, а также показателей (результатов) их деятельности, учитывая, что период очередной модернизации Вооруженных Сил длится 5-10 лет!
Поэтому категорически важно, чтобы в голове процесса развития военной сферы всегда стояла прикладная военная наука, способная проанализировать все изменения и риски, разработать перспективные предложения, обеспечить привлечение ресурсных источников и т.д. Основным требованием проектного менеджмента должно стать военно-техническое, организационно-правовое и технико-экономическое обоснование всех без исключения предложений. Только после этого целесообразно менять военную доктрину, концепцию развития Вооруженных Сил, финансовую, регламентную, учебно-методическую и др. базу, а также осуществлять штатно-должностную расстановку, с учетом наличия у кандидатов соответствующих корневых компетенций, твердых навыков и высоких моральных качеств. На этапе реализации коллегиальных решений и освоения целевых ресурсов, обязательным условием должно быть использование современных инструментов учета и контроля, а также четких критериев персональной ответственности должностных лиц. Таким образом, начав военные реформы, допустим в 2025 году, лишь к 2035 году возможно выйти на некий перспективный уровень национальной Обороны, опять-таки, при условии стабильной финансовой базы, глубокой квалификации кадров, колоссальных организационных усилий и самоотдачи каждого военнослужащего ВС РК. И, тут есть над чем серьезно задуматься…
ОБЩЕСТВО
В процессе многолетнего общения с Уали Бисакановичем (1993-2023), мы затрагивали не только военную тематику. В силу высокого интеллекта и духа патриотизма, он хорошо понимал и поэтому внимательно следил за происходящими в республике социально-экономическими переменами, по причине их прямого влияния, как на судьбы военнослужащих, так и на обороноспособность республики в целом.
Было очевидным, что созданная в течении тридцати лет модель государственного управления стала самовоспроизводить большинство негативных явлений, в числе которых, конечно же выделяются системная коррупция, протекционизм и показуха, что ставит людей перед непростым выбором. Одни принимают участие в происходящем, поднимаясь по служебной лестнице, другие пытаются оставаться в сторонними наблюдателями или исполнителями, третьи действуют с намерением что-либо изменить в лучшую сторону, хотя бы на своем уровне. Генерал Еламанов, выбрал последнее, а по сему с выходом в отставку, осознанно и бескорыстно сменил Б.Т. Керимбаева на военно-патриотическом поприще в “ЦСПР .830” после его смерти 12 февраля 2019 года. Ведь активная жизненная позиция – это всё-таки больше про мышление и характер. Поэтому нельзя не вспомнить и о том, что Уали Бисаканович был первым, кто, получив прискорбное известие сразу же вылетел из Астаны в Алматы для содействия в проводах Бориса Тукеновича в последний путь.
Ранее, в январе 2018 года, он принял непосредственное участие в проведении 70-летия “Кара-майора”, взяв на себя гостей из ближнего зарубежья. Это были его искренние поступки и желание “оставаться в строю”. Мы же гордились тем, что в общественном поле он выбрал нашу организацию.
Официальным началом участия генерала Еламанова в новом статусе было открытие в мае 2019 года мемориального камня на могиле “Кара-майора” в Алматинской обл., а также выставочной экспозиции в его честь в военно-историческом музее Дома Армии г. Алматы.
В декабре 2021 года совместно с фондом “Генерала Панфилова” в лице Алуы Байкадамовой и известным поэтом, Халык Каhарманы Олжасом Сулейменовым, мы провели общественный форум – “Патриотизм и гражданственность. Социальная интеграция – общество, армия, культура”. Форум был приурочен к 30-летию образования Республики Казахстан и её Вооруженных Сил. Лауреатами специально учрежденного знака – “Алтын Барыс” стали десятки исследователей, ученых, писателей, врачей, искусствоведов, военнослужащих, ветеранов армии и боевых действий. Особенность данного мероприятия заключалась в экспериментальном его характере, нацеленным на выявление потенциала консолидации населения вокруг армии. Ожидания были оправданы, но вместе с тем выявлены и проблемные зоны, выраженные прохладным отношением государственных институтов к общественному сектору, осуществляющему прикладную военно-патриотическую и др. полезную деятельность, о чём откровенно высказался Олжас Омарович.
В действительности, результаты “полевой работы” ветеранов боевых действий с детьми и молодежью, а также альтернативные оценки независимых экспертов по актуальным вопросам (проблемам) военной безопасности, политических рисков, военной экономики и пр. аспектам военной сферы, являются сегодня единственными индикаторами и инструментами гражданского контроля. Это крайне важно понимать с точки зрения культурно-гуманитарного развития социума, особенно в условиях военного консерватизма, “замешанного” на традициях советской военной школы плюс особенностей текущего периода независимости РК, на фоне перманентной эскалации международной напряженности, а вместе с тем и возрастающих требований к комплексной защите республики, расположенной в самом сердце Евразии, на площади более 2,72 млн. кв. км.
В декабре 2022-го мы установили мемориальную доску в честь Б.Т. Керимбаева на фасаде дома в г. Алматы, где он проживал в период с 1994-2019 гг., а в начале 2023 года запустили проект “Преемственность и принадлежность”, поскольку полагали, что наблюдаемый отход от данных фундаментальных понятий, становится ключевой идеологической проблемой армии. С давних же пор, преемственность является не просто признаком передачи наследия, но и показателем духовного, культурного и нравственного уровня Вооруженных Сил. Отсюда и значимость взаимосвязи между поколениями или явлениями, когда новое, сменяя старое, должно сохранять и преумножать лучшие элементы прошлого – от формации к формации. Если же данный процесс сталкивается с формальным отношением или амбициями должностных лиц, он подлежит регулированию, во избежание нравственного разрушения фундаментальных основ общества и армии.
В этом контексте, первый этап проекта мы приурочили к 30-летию Спецразведки ВС РК. Вторым этапом, в канун 95-летия ВДВ – 2 августа 2025 года, планируется теперь уже проведение мероприятия в память о самом генерале Еламанове, к большому сожалению, покинувшему этот мир 26 мая 2023 года. Ведь Уали Бисаканович являлся не только Первым Командующим ДШВ ВС РК, но и ярким представителем “золотого поколения” выпускников Рязанского десантного командного училища 70-х.
В ходе торжества 24 февраля 2024 г. в 177-м отряде Спецназначения ГУ им. Керимбаева Б.Т., в соответствии с воинскими ритуалами и традициями, непосредственное участие приняли генерал-лейтенант Халиков А.К., генерал-майор Дюсекеев М.Е., ст. офицеры, прапорщики и сержанты Спецназа ГРУ – Жатакпаев Б.Б., Утеев А.А., Кочекаев Р.Б., Жаманкулов А.А., Пильганский Н.В., Рощин В.М., Лапушняк А.К., Кузнецов В.А., Задорожный Н., Кунанбаев Т., Айтбаев М., Калиев А., Сасыков С., Нурлыбаев Т., Кылышпбеков М., Мусабаев Т., Туреев Т.; воины-интернационалисты и общественники – Шабалин Ю., Хамзин Б., Айдарбаев А., Юн Р., Абдусаламов Б., Бегатов Б., Амиргалиев М., Кожахметов А.; военнослужащие и ветераны различных воинских формирований – Худайбергенов Н., Нурушев С., Акмаев Р., Сулейменов Р., Жумагулов К. и др.
Особо стоит отметить, что верной опорой и поддержкой генералу Еламанову всегда были супруга Сабиля Зайдулловна и сын Кайрат, близкие родственники и друзья, которых он искренне ценил и уважал. В числе последних, Уали Бисаканович не раз отмечал рано ушедших из жизни генералов Толмачева Н.Д., Щербакова Ф.И., а также ныне здравствующих ветеранов – генералов Тауланова С.С., Джарбулова А.Б., Дюсекеева М.Е., Поспелова Н.Н., Носоновского Г.В., Сапарова О.Б., Алдабергенова А.К., контр-адмирала Комратова Р.А., полковников Жылкайдарова Н.Б., Дуламбаева Т.А. и др.
Отдельное внимание он уделял “молодым” генералам-десантникам – Оспанову Д., Джумакеву А., Абубакирову К., Кучекбаеву М. и др., которые, по его мнению, могли бы обеспечить правдивую летопись казахстанских ДШВ, в соответствии со своей принадлежностью и возможностями, достаточными для недопущения формального отношения к реальной истории. Насколько оправданы будут эти надежды, теперь уже покажет время и конкретные поступки с их стороны.
Не без интереса он наблюдал и за судьбами вчерашних своих подчиненных – командиров подразделений и начальников служб 35-й огДШБр, в том числе, Ильясова Х., Кожабергенова А., Куткужинова А., Кабдулинова Р., Уразалина А., Кемербаева Т., Житник В., Исмаилова Т., Тулинова Б., Шарипова Ж., Жексенова А., Балабанова А. и др.
В период руководства военной кафедрой НАО “Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева” (2011-2018) он поддерживал отношения с общественниками столицы и центрального региона республики – Советовым В., Глущенко И., Шадиевым Р., Омаровым А., Осановым С., Байжумановым Ж. и др. ветеранами ВДВ.
В заключении добавлю, что рожденные в СССР и служившие в Советской армии, мы конечно же продолжим отмечать различные праздники той эпохи, включая 23 февраля и 2 августа. Для тех же, кто связал свою судьбу с Вооруженными Силами после 16 декабря 1991 года, естественным выбором являются новые даты и достойные лица суверенного Казахстана, тем более, что на протяжении тридцати лет уже сформировалось не одно поколение. Поэтому крайне важно привести события новейшей истории в соответствие с правдивыми метками (датами), в рамках построения Нового Казахстана.
Ведь во все времена, любому государству, обществу и его гражданам требовались реальные лидеры или моральные авторитеты. В военной среде к такой категории лиц всегда было особенное отношение. Тем более, что многие из нас выросли на примерах и подвигах легендарных командиров и Героев Великой Отечественной войны – И.В. Панфилова, Бауыржана Момышулы, Касыма Кайсенова, Сагадата Нурмагамбетова, Рахымжана Кошкарбаева и др., ставших при жизни символами отваги и личного мужества. Отдельной строкой в их число мы включаем и полковника Керимбаева, прославленного командира Спецназа ГРУ в Афганской войне, настоящего Героя нашего времени (подробнее см.: https://kazpravda.kz/n/ara-mayor-primer-muzhestva-dolga-i-chesti/).
В этом контексте, “ЦСПР .830” выделяет для себя и несколько имён современных военачальников, по праву заслуживших общественное уважение и признание, прежде всего, в силу своих человеческих качеств. В числе первых, наш наставник, соратник и единомышленник – Уали Бисаканович Еламанов, безупречно исполнивший свой воинский и гражданский долг.
Обладая солидным багажом знаний и практического опыта, выраженными волевыми свойствами личности – принципиальностью, харизмой, тонким чувством юмора, выдержкой и ясностью суждений, присущими настоящим государственникам, генерал Еламанов всегда отличался скромностью, объективностью, нетерпимостью к излишней суетливости, приспособленчеству и лицемерию. Он мог выстраивать отношения с любыми оппонентами, а при необходимости, своим твердым словом пресекать нежелательные последствия. Он не раз оберегал нас от поспешных шагов, давал дельные советы, а в сложных ситуациях “протягивал руку”. За это мы искренне ценили его, дорожили его доверием, стараясь отвечать взаимностью и серьезным отношением к его поручениям.
Пусть светлые воспоминания об Уали Бисакановиче навечно останутся в сердцах его близких и друзей, в памяти современников и новых поколений казахстанцев – будущих созидателей и защитников Отечества. Ведь гвардии генерал-майор ЕЛАМАНОВ по праву заслужил этого, внеся фундаментальный вклад в институциональное развитие Вооруженных Сил, военно-патриотическое воспитание молодежи и укрепление независимости нашего Казахстана.