Маркетинг и искусственный интеллект
БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ В «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
Цифровые тренды нашей жизни всё резче и глобальнее меняют наши повседневные правила и привычки. Уже сейчас можно выделить несколько уровней диджитализации, в которые затягивается каждый человек, порой независимо от своей воли.
Самый «привычный» из них (уже!) – это, пожалуй, социальные сети и мессенджеры, где мы явно или инкогнито коммуницируем с другими людьми.
Ко второму уровню я бы отнес систему e—gov, финтех и различных электронных приложений, где в безбумажном варианте копится и хранится всевозможная информация о каждом из нас, причем чаще всего являясь официальными документами.
И на самой вершине этого цифрового Олимпа располагаются виртуальные миры Метавселенной, которую способны создавать лишь самые профессиональные творцы и компании.
Однако, как бы ни казались все эти сферы цифровой жизни недостижимыми или заумными – они сами стремительно рвутся к каждому человеку, затягивая и заманивая нас в свои сети. И данный интерес диктуется элементарными меркантильными причинами – наши деньги, получаемые в виде абонентских плат, наши всевозможные финансовые транзакции являются для них тем «топливом», за счет которых они способны развиваться дальше.
И, естественно, что там, где появляются спрос и предложения товаров и услуг, сам собой появляется маркетинг. Только это уже диджитал-маркетинг, который строится на обширных информационных данных как о производителях/продавцах, так и потребителях/покупателях.
В настоящее время самым «тонким», а от того самым проблемным моментом диджитал-маркетинга как раз и является вопрос того, как используется эта информация.
Очевидно, что для производителей/продавцов одним из главных (если не самым главным) преимуществ в цифровом мире является именно сбор всевозможной информации о привычках и пожеланиях потребителей/продавцов. Это называется персонализация – то есть можно не парясь, предложить нужному клиенту именно то, чего он желает, поскольку все эти сведения уже собрали умные машины.
По идее и нам, как клиентам/потребителям, это выгодно и удобно, особенно если нужный тебе товар или услуга предлагаются с какими-то дисконтами или бонусами, как это принято в современном маркетинге.
Однако здесь же существуют достаточно большие риски (особенно для известных персон), что собранной умными машинами информацией о вас кто-то воспользуется в не благих целях. Это называется нарушение приватности.
Даже несмотря на то, что цифровой век для человечества наступил относительно недавно по историческим меркам, в деловом мире отмечались уже неоднократно скандалы по причине конфликта интересов между персонализацией и приватностью.
До нынешней недели самым крупным штрафом за нарушения приватности европейских граждан считался иск в 746 миллионов евро, который пришлось заплатить известной американской компании Amazon.
Однако в минувший понедельник, 22 мая, Ирландская комиссия по защите данных (DPC) от лица Евросоюза объявила о решении оштрафовать компанию Meta Platforms, в структуру которой входит социальная сеть Facebook, на 1,2 миллиарда евро в связи с неправомерным обращением с личными данными пользователей. Прежде Meta получала от Суда ЕС поручение «устранить риски для основных прав и свобод» европейских пользователей Facebook, но, как указывается в заявлении, по-прежнему продолжает осуществлять передачу их данных в США.
Скорее всего, все эти нынешние миллиардно-миллионные скандалы – обычные «детские болезни роста» диджитал-маркетинга. И в скором времени будут найдены взаимоприемлемые для продавцов/производителей и покупателей/потребителей варианты. Ведь чего-чего у цифрового века не отнять – так это стремительности перемен.
Нуржан МАХМУДОВ, эксперт в области инновационного менеджмента и маркетинга