Долгожданное выступление Владимира Путина все же оказалось посвящено мобилизации. Сама съемка существенно отличалась от предыдущих, была похоже на кустарно сделанное селфи. Угловой кадр, не самый удачный ракурс, свет… Была заметна настойчивая попытка дистанциироваться от самой идеи мобилизации фразой «поддержать предложение минобороны» и дважды подчеркнув слово «частичная».
Правда, в этом ограниченном формате есть серьезная ловушка, поскольку, в случае чего, придётся выступать повторно и объявлять уже о полной, превращая процесс в откровенно надоедающий сериал.
По словам министра обороны Сергея Шойгу, планируется набрать порядка 300000 резервистов. Правда, вряд ли даже после прохождения подготовки они будут боеспособнее военнослужащих частей, потерпевших поражение под Киевом и впоследствии под Харьковом. Однако эта цифра вполне может потрясти воображение впечатлительных западных политиков, что обернется поставкой новых видов вооружения. А, учитывая демонстрируемые украинской армией навыки нелинейного боя, даже массовый наплыв армии противника не станет существенной проблемой. Особенно, в зимний период.
Но большое число мобилизованных традиционно становится проблемой для самой регулярной армии, поскольку по достижении критического уровня, они начинают негативно влиять на боеспособность своих подразделений, поскольку армия движется со скоростью самого медленного обоза, а взвод со скоростью самого неподготовленного бойца.
И наконец вопрос о способности набрать заданные 300000. В пабликах пишут, что с момента объявления мобилизации раскуплены все авиабилеты в Стамбул и другие безвизовые направления. Резервисты, ранее не желавшие воевать за внушительные деньги, вряд ли будут готовы воевать бесплатно. Поэтому неизбежны будут разного рода попытки уклониться, которые впоследствии могут обернуться в акции протеста по всей стране.
Для сопредельных стран решение о мобилизации может обернуться наплывом новой волны россиян. Теперь уже менее состоятельных и платёжеспособных, а порой, до сегодняшнего дня поддерживавших спецоперацию. Правда вести в чужой стране они будут себя тихо, поскольку будут опасаться депортации на распахнувшие объятия военкоров Родину.
Решение о мобилизации серьезно ударит и по оптимизму и решимости жителей областей Украины, в которых планируется провести референдум. Поскольку, оказавшись в составе России, их жители первыми подпадут под прицел военкомов и будут вынуждены отправиться на фронт. Если же, несмотря на прилив мобилизованных и проведенные референдумы ВСУ удастся вернуть контроль над Херсоном, значительно продвинуться в Луганской и Донецкой областях, а возможно и перенести боевые действия на территорию Крыма, то неизбежно возникновение в России масштабного политического кризиса с труднопредсказуемыми последствиями.