Выбор редакцииГлавное

Возможен ли демонтаж системы Назарбаева?

В начале этого года депутаты казахстанского парламента на совместном заседании палат приняли закон «О признании утратившим силу конституционного закона Республики Казахстан «О первом президенте Республики Казахстан – Елбасы». Кажется, можно порадоваться тому, что елбасизм уходит в прошлое, из политического поля ушли его родственники, ближайшие соратники. Однако остается богатое наследие первого президента – его кадры, его принципы административной работы, подбора кадров и т.д. Ведь елбасизм не ограничивался президентским дворцом и семьей президента.

Бывший президент не нуждается в защите – он неприкосновенен по Конституции РК. Другое дело – его наследие в виде созданной системы, которую будет трудно демонтировать. К тому же есть его тайные защитники, которые нередко устраивают провокации, незаметный саботаж нововведениям и т.д.

Можно даже предположить, что работу по «сдерживанию» реформ президента К.Токаева вели представители силовых структур и спецслужб, до 2022 года подчиненные первому президенту, а также отдельные высшие чиновники, что мешало и мешает формированию нового курса и новой элиты.

За 30 лет руководства Назарбаева такая организация управления и работы стала привычной и даже общепринятой. Ведь в политической сфере подчиненные обычно ориентируются на своего руководителя, который определяет весь алгоритм внутренней и внешней политики, систему взаимоотношений, общий контур работы госслужащих и т.д.

Система Елбасы была масштабирована по всей стране: у большинства акимов – своя команда, в том числе родственники, у прокуроров – тоже семейный подряд, у министров – тоже такой подход и «талантливые» родственники, как у Елбасы и т.д.

Коррупция и семейный подряд проникли во все сферы: образование, здравоохранение, науку, правоохранительные органы, которые считались самыми коррумпированными, и т.д. Суды выносили несправедливые решения, рейдерство приобрело масштабный характер, наша республика – в списке коррупционных стран, рост преступности и т.д.

Дело дошло до того, что некоторые олигархи, чиновники подавали в суды «для защиты чести и достоинства», если на них поступали жалобы, обвинения, появлялись статьи в СМИ о них, в итоге пострадавшие люди нередко сами оказывались на скамье подсудимых.

Когда-то мой родственник сказал: вы живете в городе и не знаете, что творится в аулах, где не осталось аксакалов, молодые не слушаются старших, даже не знают, как хоронить умерших. Действительно, аулы, которые пополняли города «социальными аутсайдерами», остались вне внимания властей, общества, СМИ.

Заброшенный аул должен был занять свое подобающее место. В свое время наши власти уделяли большое внимание развитию столицы, больших городов, городской агломерации, урбанизации и т.д. в ущерб развитию регионов, районных центров, аулов, приграничных районов, что в итоге вызвало массовый переезд сельчан в города, особенно молодежи, и запустение аулов.

Самая низкая зарплата – в сельском хозяйстве, низкий уровень жизни, слабые медицинские услуги и школьное образование – в сельской местности.

В социальных сетях писали, что в Шымкенте родители устроили скандал, выступив против камер контроля при проведении ЕНТ, которые затрудняют списывание. Потому что ЕНТ без камер было выгодно для большинства школьников, их родителей, для тех учителей, которые не могли дать глубокие знания, – без хороших знаний выпускники могли списать или заплатить «взнос», чтобы претендовать на гранты, отбирая их у честных и успевающих сверстников. Со школьной скамьи прививали детям навыки обмана, коррупции, вседозволенности.

В свое время Нурсултану Назарбаеву предоставили полную индульгенцию на возможные прегрешения за все время его президентства: «Не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий президента».

Депутаты также распространили гарантии неприкосновенности на имущество как самого первого президента, так и совместно проживающих с ним членов семьи. «В законе «О первом президенте – Елбасы» была прописана неприкосновенность имущества членов семьи, проживающих с ним.

Эта норма действовала на все имущество, включая все юридические лица, учрежденные ими на территории Республики Казахстан, где-нибудь в Англии либо где-то еще в офшорных зонах. По всему миру все имущество членов его семьи по этому закону охранялось и было неприкосновенным. При этом приписку «проживающих с ним» можно было спокойно обойти, если родственники были бы прописаны вместе с ним в одном доме, временно или постоянно. Но и без прописки это положение закона действовало по отношению ко всем ближайшим родственникам Елбасы.

Можно даже больше сказать: по неписаному закону, «неприкосновенность имущества» распространялась не только на родственников, но и на близких, соратников и «людей Назарбаева» – образовалась целая «каста неприкасаемых». По этой причине никого не судили, за исключением Рахата Алиева.

Надо ли говорить, что этот неписаный закон давал раздолье для коррупции и безответственности? Не было ответственности и подотчетности у назначаемых президентом акимов и министров. Президентская вертикаль приносила пользу только тем, кто был встроен в эту систему. Да, были отдельные честные чиновники во власти вне этой коррупционной системы, но их – меньшинство.

И вот отменили этот закон, но система-то осталась. Немало крупных чиновников затаились за рубежом, но продолжают влиять на события в стране. К тому же в стране остались «люди Назарбаева», вчерашние рэкетиры, группировки крупных чиновников и олигархов, бандиты, бандиты в погонах, не говоря о многочисленных коррупционерах.

Как оказалось, родня Назарбаева – это только видимая часть, крупные чиновники – это тоже видимая часть айсберга. Например, ФНБ «Самрук-Казына», где есть масса предприятий, а миллиарды оседали в многочисленных фирмах-прокладках.

Отсутствие закона о закупках в квазигоссекторе позволяло скрывать масштабы корпоративной коррупции. В квазигосударственном секторе (куда входят многочисленные РГП, КГП, холдинги «Самрук-Казына», «КазАгро», «Байтерек», «Кәсіпқор» и т.д., всего более 400 юрлиц), объем закупок по некоторым оценкам в 6-8 раз превышает государственные закупки.

Если принять за ориентир уровень нарушений в 3% при госзакупках, то здесь объемы нарушений могут исчисляться сотнями миллиардов. Но ответственности при этом, как выясняется, никакой.

Небольшой пример: при объеме закупок в фонде «Самрук-Казына» 3,5 трлн тенге в 2015 году, за нарушения были наказаны 255 должностных лиц. Однако наказания поражают своей лояльностью: 3 человека понижены в должности, 13 сотрудникам снижены премии, а 89 лиц получили выговоры. Остальным даже выговор не стали объявлять, отделались замечаниями и предупреждениями.

Ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, ни одного проворовавшегося «бизнесмена» от государства не обязали вернуть похищенные народные средства.

Правление экс-президента привело к тому, что в стране нет ни одного государственного органа, в отношении которого не возникало бы сомнений в его патриотизме, коррупции. Разложение страны – вот что было сделано за 30 лет. И система продолжает свое черное дело.

Например, с 2003 года Академия наук у нас – общественная организация. Как отмечают ученые, такое положение Академии наук в СНГ только в Казахстане. Кроме единичных исключений, Академия наук нигде в мире не является общественной организацией!

Наука и разработки в РК по финансированию находились в числе откровенных аутсайдеров как среди государств постсоветского пространства, так и среди других стран, даже не относящихся к развитым. Затраты на науку 0,13-0,17% от ВВП – ниже, чем в некоторых африканских странах!

2% ВВП – это всем известная цифра, ниже которой начинается регресс науки, это пороговое значение среднемирового уровня таких затрат, ниже которого деградирует не только наука, но и общество. Что мы наблюдали в Казахстане.

Или лишили финансирования издание книг, убрали гонорарный фонд писателей, закрыли сеть книжных магазинов и т.д. В итоге писатель, поэт, ученый, драматург, исследователь, критик опустились на самую низшую ступень творческой иерархии и заняли незавидное место в общественной жизни. Это было неприкрытое подавление интеллектуалов, творческих людей, ученых, писателей – «инженеров человеческих душ», чтобы было легче управлять народом и страной.

Нурсултан Назарбаев оставил после себя коррумпированную систему управления государством, продвигая во все структуры людей, приближенных к его семье, роду, бездарей, способных только восхвалять его «величие». И только единицы добивались успеха по карьерной лестнице за счет незаурядного ума, таланта, работоспособности.

Первый президент оказался слаб на лесть, возвеличивание. Этой слабостью пользовались не только в Казахстане, но и за рубежом. Перед своей отставкой первый президент заблаговременно принял ряд законов и изменений и дополнений в Конституцию страны, чтобы закрепить пожизненно отдельные посты, сохранить за собой возможность принятия ключевых решений, вмешательства в деятельность второго президента, который должен был согласовывать отдельные решения с Лидером нации, руководить страной под его контролем и т.д.

Такое правление со временем привело к конфликту интересов если не самих президентов, то их поддерживающих элит. Оно способствовало обострению межклановых и межэлитных разборок на государственном уровне. Определенные элитные группы и конфликты были и раньше; у некоторых из них были свои полувооруженные силы, связанные в том числе с криминалом.

А логическим концом правления Елбасы и был Кантар. Здесь надо отметить, что президент Токаев «демонтирует» не только родственников и близких людей первого президента — глава государства идет дальше этого.

Чтобы не было «семейного клана» во власти, К. Токаев законодательно убрал саму возможность непотизма – это положение о том, что теперь близкие родственники президента не могут быть на политических постах и занимать высокие должности на госслужбе и в национальных компаниях.

Это серьезный удар по непотизму. Тем более на фоне того, что было раньше, когда вся страна стала чуть ли не большим филиалом одной корпорации. Это четкий сигнал чиновникам, борьбу с коррупцией нужно начинать с себя.

Создание новой политической элиты – главная задача главы государства. Чтобы очистить «авгиевы конюшни» первого президента: от удушающей коррупции, произвола чиновников и полицейских, клановой экономики, организованной преступности, хищений и т.д.

Надо признать, что 7-летний срок президентства – это демонтаж многолетнего авторитаризма, монополизации власти, демонтаж наследия Назарбаева.

Конечно, есть разные способы, как работать с олигархами. Возможно, некоторых олигархов, разбогатевших криминальным путем, ждет тюрьма. Тем, кто лоялен и готов начать использовать капиталы на социальные проекты, на социальные нужды, готов переводить деньги в социальный фонд, надо дать шанс для дальнейшей работы.

Актуальной является проблема погашения внешнего долга Казахстана, который отчасти появился из-за «политики» «162 человек», 162 крупных олигархов. И для ее решения тоже надо найти деньги.

По оценкам экспертов, на офшорные счета за рубеж выведены минимум до 350 млрд долларов, не считая капитала внутри страны. Этих средств достаточно для погашения всего внешнего долга.

Естественно, рано или поздно, нынешние власти начнут инициировать процедуру возврата капитала, добытого коррупционным путем, в том числе из многочисленных офшоров. Причем такая мировая практика широко распространена и не имеет никаких препятствий при объективной доказанности фактов коррупционной природы капитала. Поэтому для народа и власти имеет большую ценность сохранение и обновление государственности Казахстана.

В разных странах по-разному решают подобную проблему. В некоторых странах олигархов держат в тюрьме до тех пор, пока они не вернут в казну ворованные деньги. Например, в Саудовской Аравии принцы и миллиардеры находились в течение нескольких месяцев под арестом (в гостинице) в рамках борьбы с коррупцией. В итоге они вернули государству свыше $100 млрд.

У нас тоже много незаконно разбогатевших чиновников и бизнесменов. Их богатства не только в Казахстане, но и за рубежом, где есть целые «казахские колонии». Однако у нас в этом отношении слабое законодательство, да и масштабы воровства и коррупции большие. Поэтому, скорей всего, у нас ограничатся амнистией при условии возвращения всех наворованных богатств. Это тоже было бы неплохо для страны и народа.

Да, была надежда, что хотя бы часть высших чиновников, олигархов, сторонников заговора публично раскаются в своих действиях, возвратят незаконные капиталы, активы в страну, произойдет примирение «старой элиты» с главой государства и т.д. Но ни один политик или олигарх из «старой гвардии» не выступил в таком ключе. Не говоря о родственниках первого президента.

Однако новая модель президентства и управления, новая экономическая политика Касым-Жомарта Токаева не даст возможности узурпировать государственную власть, создаст условия для появления новых креативных политиков, депутатов парламента, для повышения роли гражданского общества и т.д.

Это позволит в будущем модернизировать систему государственного управления, решить вопрос о главе исполнительной власти, исключит возможность для лоббирования интересов тех или иных политических и олигархических сил, которые могут привести в будущем к власти нового «Лидера нации».

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, журналист

 

 

 

 

 

Другие новости

Back to top button