«Телевизионный контент на казахском языке смотрят в два раза больше, чем на других языках»
Кемелбек Ойшыбаев, руководитель Национальной Медиа Ассоциации
«Подводим итоги 2022 года по просмотрам телевидения в Казахстане.
Сразу хотел бы отметить, что измерение телесмотрения производится в городах, где проживает более 100 тыс. человек. В Казахстане всего 21 город с таким количеством жителей. Под измерение подпадают люди с 6 лет и старше. Общее количество жителей старше 6 лет в этих городах составляет 8,1 млн человек. На данном этапе и до этого всегда изучали предпочтения именно этого количества людей.
Итак, 3,83 млн человек в крупных городах ежедневно включают и смотрят телевидение, это 47% от измеряемого количества людей. По сравнению с 2021 годом мы видим небольшой рост — количество телезрителей каждый день выросло примерно на 40 тыс. человек. То есть в 2021 году ежедневно ТВ продукты смотрело 3,79 млн человек.
Если же смотреть, сколько человек хотя бы раз в неделю смотрят телевидение, то их количество составляет 5,86 млн человек в городах, это 72% от всего измеряемого количества жителей. По сравнению с 2021 годом этот показатель тоже вырос на 251 тыс. человек, то есть в 2021 году ТВ продукты раз в неделю смотрело 5,6 млн человек.
То есть можно отметить, что в Казахстане количество телезрителей не уменьшается и даже наоборот — имеет небольшую положительную тенденцию роста.
Жители крупных городов Казахстана каждый день в среднем смотрят телевидение 1,5 часа, по сравнению с 2021 годом данный показатель тоже имеет небольшой рост в 0,1%.
Мы проанализировали среднее время просмотра в разрезах возрастных категорий, гендерного разделения, социального статуса, уровня образования и языкового предпочтения.
В целом во многих разрезах не видно существенных различий. К примеру, мужчины смотрят телевидение 92 минуты в день, женщины — 89 минут, люди с высшим образованием — 86 минут, без высшего образования — 93 минуты.
Существенная разница видна в категории работающих и безработных и в возрастной категории. Так, если работающие люди смотрят 80 минут в день, то безработные смотрят телевидение в среднем 100 минут. Если делить по возрастам, то казахстанцы с 6 до 55 лет в среднем одинаково смотрят телевидение около 90 минут, а люди в возрасте от 55 лет и старше смотрят ТВ в среднем 103 минуты в день. Эти показатели вполне логичные, потому что безработные имеют больше свободного времени и люди старшего поколения в целом имеют привычку вечер проводить перед экраном телевизора.
Самая большая разница в 2022 году, на которую я хотел бы обратить особое внимание, встречается в разрезе языкового предпочтения. Итак, казахскоязычное население в крупных городах смотрели ТВ продукты в среднем 117 минут в то время, как люди, предпочитающие говорить на других языках, в среднем смотрят телевидение 66 минут. Эта двукратная разница говорит в первую очередь о постепенном повышении категории людей, использующих для общения казахский язык. Во-вторых, это свидетельствует о том, что с каждым годом растет качество контента на государственном языке и становятся интересными для просмотра. Причем такая же разница была и в 2021 году. То есть это говорит об укрепляющейся тенденции телесмотрения на казахском языке.
В продолжении темы роста популярности отечественного контента на казахском языке, хотел бы отметить, что ежегодно наблюдается рост интереса к нашим сериалам на государственном языке. Среди сериалов местного производства высоким рейтингом выделились сериалы «Көкектің ұясы» на телеканале КТК, «Бақыттың кілті» и «Күйеу бала-2» на телеканале Qazaqstan, «Бастық боламын» и «Тақиясыз періште» на Седьмом Канале. При этом отдельно хочу отметить что по итогам февраля лидером рейтинга был исторический сериал телеканала Qazaqstan «Домалақ ана».
Также интересно отметить, что по итогам всего 2022 года самым смотрибельным на телевидении было новогоднее обращение Президента Казахстана К. К. Токаева с поздравлением, после него по популярности идет финал Чемпионата мира по футболу в Катаре.
В самом конце хотел бы отметить итоговые рейтинги телеканалов Казахстана. Первое место продолжает удерживать «Первый канал Евразия», вторая позиция также без изменений за телеканалом КТК. На третьей позиции произошло изменение, в рейтинге на это место поднялся телеканал Qazaqstan, который годом ранее занимал четвертое место. Соответственно с третьей позиции на четвертую спустился телеканал НТК.
В заключение хотел бы отметить, что областью для развития теле-измерения в Казахстане является необходимость расширения географии изучения медиа-предпочтений в сельской местности. Что смотрят в аулах, особенно в приграничных селах, имеет важное значение с точки зрения национальной информационной безопасности. Данный вопрос обсудили с профильным министром Д. Кыдырали, нашли полное понимание с его стороны и государство планирует покрыть расходы на телеизмерение для изучения интереса казахстанцев, проживающих в городах и селах с населением менее 100 тыс. жителей.
По итогам анализа телеизмерения 2022 года можно отметить следующие тенденции:
- Интерес к телевидению в Казахстане не уменьшается, даже имеет небольшой рост.
- Телевизионный контент на казахском языке смотрят в два раза больше, чем контент на других языках.
- Наблюдается рост качества отечественного телевизионного контента, особенно сериалов.».
Кемелбек Ойшыбаев, руководитель Национальной Медиа Ассоциации
Источник: facebook